Зеркало с художественной гравировкой — 15121911
Зеркало округлое, плоское, без черешка, с художественной гравировкой.
Центральная часть поверхности тыльной стороны зеркала в диаметре около 4,5 см вызолочена, кольцо по периметру шириной 0,7-0,8 см – посеребрено. В центре диска имеется круглое углубление диаметром 0,2 см, разрушившее позолоченный слой. На удалении 0,2 см от верхнего края, если диск сориентировать в соответствии с композицией нанесённого на нём рисунка, пробито аморфное отверстие.
Всего изображено четыре персонажа. Верхнюю половину вызолоченной окружности занимает фронтальная фигура медведя, стоящего на задних лапах в той же позе, что и антропоморфы на других зеркалах – с широко расставленными задними (нижними) конечностями и опущенными и разведёнными в разные стороны передними (верхними). Несмотря на лаконичность выразительных средств, рисунок максимально приближен к натуре, и в массивном корпусе с мощными лапами и крупной круглоухой головой трудно не узнать именно медведя. Наряду с натуралистическими видовыми признаками, выполнены и условные каноны кулайской изобразительной традиции – отображены рёбра и по три когтя на конечностях. Точно в такой же иконографии выполнен образ медведя поверх антропоморфа на одном из зеркал коллекции (ХМ362/16).
Поперёк задних (нижних) лап медведя весьма условно процарапана горизонтальная профильная фигура неопределённого животного головой вправо. Вытянутый корпус, удлинённая голова, вроде бы плоский хвост с двумя поперечными насечками очень отдалённо напоминает образы бобров на рисунках других зеркал. Хотя отсутствие лап не исключает и ихтиоморфную сущность этого персонажа.
Более справедливо последнее видовое определение к двум другим участникам композиции. Один из них, соразмерный с фигурой медведя, изображён в нижней половине вызолоченной окружности. Другой, меньших размеров, вынесен на посеребрённое кольцо-окантовку левее и чуть выше центрального персонажа. Оба они занимают почти горизонтальное положение с ориентированной вправо и слегка задранной кверху головой. Миндалевидновытянутые туловища без конечностей, отображённые короткими штрихами хвосты и верхние и нижние плавники почти не оставляют сомнений в принадлежности этих героев к подводному миру.
Художественная композиция, представленная на этом зеркале, – одна из двух в коллекции, где возможно предположение о наложении нескольких сюжетов.
Первый вариант – это один сюжет. Вертикальная структура композиции, характерная для кулайской художественной школы и для рисунков публикуемой коллекции, здесь налицо. Не должно смущать и взаимное наложение двух фигур – медведя и, предположительно, бобра. Такая «прозрачность» образов присуща изобразительной манере традиционного сибирского искусства, и активно использовалась, чтобы «передать динамику, отразить последовательность событий, показать их ход» /Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьёв А.И., 1989/. Второй вариант – два сюжета. Сначала в характерной двухъярусной композиции были изображены медведь и нижняя рыба. Позже появились палимпсесты – условный бобр поверх медведя и рыба сбоку. Третий вариант – тоже два сюжета: один – медведь, другой – все остальные. В пользу последних вариантов говорит рисунок рыбы на кольце, занимающей совершенно нетрадиционное для этого образа место выше медведя.
Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьёв А.И. Легенды и были таёжного края. Новосибирск, 1989. С. 94.
- Регистрационный номер:
15121911 - Место производства:
Степи Приуралья; Нижнее Приобье - Место обнаружения:
Археологический памятник: Памятник неизвестен - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
А-26 - Музей:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Музей Природы и Человека" - Типология:
предметы археологии - Источник получения:
1937, из Остяко-Вогульского окружного отдела УНКВД - Размеры:
Диаметр – 5,8-6,0 см, толщина – 0,1 см - Технологии:
гравировка штихелем, золочение, серебрение, литьё, бронза (сплав на медной основе (?) содержащий серебро. серебро, золото.)
Контакты
- Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Ханты-Мансийск, ул Мира, д 11