Аппарат механической централизации стрелок и сигналов системы Я.Н.Гордеенко — 15109804
В 1884 г. инженер путей сообщения Яков Николаевич Гордеенко (1851-1922 гг.) разработал первую отечественную систему централизации стрелок и сигналов с жёсткими тягами и подал прошение о выдаче привилегии в Департамент торговли и мануфактур. Заслуженный профессор института Я.Н. Гордеенко, более 30 лет, занимавшийся педагогической и научной деятельностью и совмещавший её в течение 20 лет с должностью хранителя музея института, положил начало уникальной коллекции устройств железнодорожной сигнализации. В 1885 г. первая установка его системы была введена в эксплуатацию на станции Саблино Николаевской железной дороги. В 1900-е гг. изобретатель разрабатывает систему централизации с гибкими тягами, позволяющую увеличить дальность управления стрелками до 500 м, а сигналами – до 800 м.
Аппараты Гордеенко успешно конкурировали с иностранными аналогами. В 1896 г. они были премированы на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, в 1900 г. – на Всемирной технической выставки в Париже. К началу XX века устройства централизации Гордеенко работали на 35 станциях Царицынской, Московско-Нижегородской, Рязанско-Уральской, Курско-Харьковско-Азовской, Николаевской железных дорог. Аппаратура для централизации изготавливалась в Санкт-Петербурге, сначала на механическом заводе князя Тенишева, с 1896 г. – на заводе Глебова, а в 1905 г. Гордеенко открыл собственный завод «Электромеханика». После 1917 г. завод продолжал работать как государственное предприятие «Завод железнодорожной сигнализации». На железных дорогах России устройства централизации Гордеенко проработали до 1950-х гг.
В собрании Центрального музея железнодорожного транспорта России хранится аппарат исполнительного поста механической централизации стрелок и сигналов с гибкими тягами системы профессора Я.Н. Гордеенко, изготовленный в начале XX века. Он состоит из чугунной станины высотой 1400 мм с укреплёнными на ней стрелочным рычагом, одноочковым блок-аппаратом (для контроля за блокированием), ящиком зависимостей (для механических замыканий) и микро-телефонной станции с коммутационной доской (для включения блок-элементов). На станине также закреплён шкив постового компенсатора и гиря для натяжения троса.
Единственный сохранившийся натурный образец аппарата Гордеенко поступил в музей в 1965 г. из Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и характеризует более чем полувековой период развития устройств сигнализации, централизации и блокировки на железных дорогах.
- Регистрационный номер:
15109804 - Место производства:
город Санкт-Петербург, Российская империя - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Фм 834 - Музей:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Типология:
предметы техники - Источник получения:
кафедра "Организации движения" Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта - Размеры:
высота 140 см. - Технологии:
промышленное изготовление, дерево, металл
Контакты
- Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50