Скульптура буддийского божества - Цонкапа Лобсан Дагпа — 14444149

Скульптура буддийского божества - Цонкапа Лобсан Дагпа
Скульптура буддийского божества - Цонкапа Лобсан Дагпа
Цонкапа Лобсан Дагпа (тиб. blo bzang grags pa) (1357-1419) ─ один из самых знаменитых лам Тибета, реформатор буддизма и основатель школы гелукпа. Цонкапа изображен в традиционном облике: на голове желтая островерхая шапка, на лотосах у плечей находятся меч (утрачен), отсекающий путы неведения, и книга «Праджняпарамита», символизирующая мудрость. Цонкапа держит руки перед грудью в жесте поворота колеса учения (дхармачакра-мудра), он восседает в алмазной позе (ваджрасана) на двойном лотосовом престоле. Лотосовый престол свидетельствует о принадлежности Цонкапы к разряду личностей, вышедших за пределы бытия. Он ввел особый головной убор для монахов этой школы под названием «наринг» (тиб. pan zhva sne ring ser po), в котором он и изображен. Сам Цонкапа почитается как земное воплощение Манджушри, бодхисаттвы мудрости. Биографы Цонкапы считали, что учитель был очень красив, так как имел круглую голову, широкий лоб, мягкие брови, длинные мочки ушей, длинные пальцы, тонкую талию, красивые глаза и белый цвет кожи (Цыбиков, 1991, т. II, с. 61). Местом рождения Цонкапы считается местность на северо-востоке Тибета, в Амдо, теперь там находится монастырь Гумбум. Цонкапа был четвертым из шести сыновей в семье, и в два года мальчика отдали на обучение ламе Дондуб Ринчену. Когда Цонкапе пошел шестнадцатый год, Дондуб Ринчен отправил его в центральный Тибет. Цонкапа обучался у самых выдающихся учителей школ ньингмапа, сакьяпа, кагьюпа и кадампа. Значительное влияние на Цонкапу оказал сакьяский учитель Ремдаба Кумарамати, познакомивший его с сочинениями по логике и мадхьямаке. Когда Цонкапе было около сорока лет, ему в видении явился Манджушри, который подтвердил, что Цонкапа достиг прямого познания пустоты и больше не нуждается в наставлениях на эту тему. Затем Манджушри посоветовал Цонкапе продолжать проповедовать Дхарму на основе учений Нагарджуны (II-III вв.) и Атиши (982-1054). Согласно биографиям, в 1398 г. Цонкапа достиг полного просветления. После этого он осуществил четыре великих деяния по обновлению буддизма в Тибете: провел реконструкцию храма Майтреи, проповедовал винаю, разогнал нищих из храмов и в 1409 г. организовал празднование Нового года, главным событием которого было украшение статуи Будды Шакьямуни. В 1415 г. Цонкапа провел ритуал сооружения трех мандал идамов Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы-Ямантаки. Самым выдающимся сочинением Цонкапы является «Большое руководство к этапам пути пробуждения» (тиб. lam rim chen po). Буддисты полагают, что в своем будущем воплощении он станет одиннадцатым земным Буддой. Цонкапа считается одним из самых великих святых тибетского буддизма, поэтому его образов было особенно много. Скульптура изготовлена в смешанной технике выколотки и литья, детали одежды украшены гравировкой с растительным орнаментом, сверху образ покрыт бронзовой краской. Особенно интересны очень тонкие пальцы учителя. Лама предстает перед зрителем не в портретном облике, а в виде просветленной сущности, идеала, для которого портретные черты вовсе не обязательны.

Контакты

  • Адрес: Респ Тыва, г Кызыл, ул Титова, д 30