Воздух "Голгофский крест". Вклад царя Михаила Федоровича Романова в Николо-Угрешский монастырь в 1620 г — 3611975

Воздух "Голгофский крест". Вклад царя Михаила Федоровича Романова в Николо-Угрешский монастырь в 1620 г
Воздух "Голгофский крест". Вклад царя Михаила Федоровича Романова в Николо-Угрешский монастырь в 1620 г
Воздух "Голгофский крест". Вклад царя Михаила Федоровича Романова в Николо-Угрешский монастырь в 1620 г
Воздух "Голгофский крест". Вклад царя Михаила Федоровича Романова в Николо-Угрешский монастырь в 1620 г
Воздух выполнен из двух горизонтальных разноразмерных фрагментов малинового атласа. В центре средника шит четырехконечный Голгофский крест с процветшими концами в виде трапециевидного трилистника, на пятиступенчатом основании. По углам средника вышито четыре восьмиконечных «звездицы». Вокруг Голгофы изображение процветшей трости и копия с надписями под титлами на церковнославянском языке: Ц[А]РЬ СЛАВЫ, И[ИСУ]С Х[РИСТО]С, НИКА, КОПИЕ, ТР[О]СТЬ, М[ЕСТО] Л[ОБНОЕ] Р[АЙ] Б[ЫСТЬ]. Средник и края воздуха отмечены полосками, шитыми прядеными золотными нитями. По кайме шита надпись на древнем грузинском языке: ГОСПОДЬ ВОЦАРИСЯ В ЛЕПОТУ ОБЛЕЧЕСЯ, ОБЛЕЧЕСЯ ГОСПОДЬ В СИЛУ И ПРЕПОЯСАСЯ. БОЖЕ И СВЯТИИ АРХАНГЕЛЫ БУДЬТЕ ЗАСТУПНИКОМ ЦАРЮ ЛЕОНУ. Фигуративное шитье и грузинская надпись выполнены прядеными золотными нитями с шелковой прикрепой: Голгофа швом «городок», «звездицы» красной и синей прикрепой швом «клопец» и «свободная прикрепа». Орудия страстей и церковнославянская надпись вышиты более тонкими прядеными серебряными нитями. Подкладка из желтой тафты, по верху – чернильная надпись - № 2. Ткани местного, предположительно, кахетинского производства, могут быть датированы XVI в. Первоначально, воздух с двумя покровцами, «неразрывные», составлял литургический комплект . В настоящее время комплект разрознен, покровцы хранятся в ГИМ . По кайме покровцов мелким речным жемчугом шита надпись на древнегрузинском: 92 псалом и прошение к Богородице за душу «царицы цариц Тинатин». Грузинские надписи были переведены около 1859 г. в Московском Лазаревском институте Восточных языков . На одном из покровцов чернильная надпись, свидетельствующая о вкладе покровцов царя Михаила Федоровича Романова в 1620 г. в Николо-Угрешский монастырь. Как удалось установить, в надписи на воздухе идет речь о царе Кахетии Леване (1504-1574), в надписи на покровцах – о первой супруге Левана – царице Тинатин. Литургический комплект, предположительно, был выполнен в 1540-е годы в мастерской монастыря Ахали-Шуамта царицы Тинатин, первой супруги царя Кахетии Левана (1504-1574) после возобновления Леоном Голгофы в Иерусалиме. Предположительно, воздух с покровцами в качестве кахетинского посольского дара попал в Россию во времена царствования Ивана IV или Федора Иоанновича. После чего комплект хранился в царской казне и непосредственно перед вкладом царя Михаила Федоровича Романова в Николо-Угрешский монастырь в мастерской Кремля были вышиты орудия страстей и церковнославянские надписи вокруг Голгофы. ИКОНОГРАФИЯ. Изображение Голгофы в виде многоступенчатой двусторонней площадки с крестом с процветшими концами на вершине относится к наиболее распространенному иконографическому типу в XVI в., который является отражением реального оформления горы Голгофы. Вероятнее всего, подобное изображение попало в Кахетию через членов кахетинского посольства в Иерусалим в 1531-1536 гг. в царствование Левана.

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, пр-кт Андропова, д 39