Сударь Богоматерь "Знамение" — 3611961
На среднике по малиновой крупноузорной камке вышито поясное изображение Богоматери «Знамение» с младенцем Христом на груди, помещенное в круге. Поясное изображение младенца с согнутыми на груди руками, правая рука сложена в благословляющем жесте, левая держит свиток. В углах средника – два профильных херувима и два серафима. Именующие надписи выполнены прядеными серебряными нитями, шитыми по веревочке: М[АТЕ]Р[Ь] ДУ[ХА] / И[ИСУ]С Х[РИСТО]С / ХЕРУВИМ, СЕРАФИМ //
Личное шито плотно тонким некрученым светло-песочным шелком «в раскол» «по форме» с оттенениями темно-песочным, практически выпавшим шелком: по абрису ликов, под глазами, к вискам, на подбородке. Черты ликов (глаза, брови, нос, губы) вышиты более толстым слабокрученым коричневым шелком, волосы - светло-коричневым шелком. Доличное – прядеными золотными и серебряными нитями с шелковыми, тонкими, цветными прикрепами (швы: «перышки», «клопец», «ягодка» простая и сложная, «черенок»). Контуры, нимбы отмечены серебряной веревочкой.
Каймы выполнены из восточного рытого золотного бархата с узором, получившим на Руси название «копытца». Подобные ткани бытовали в России в конце XVI в. и образное название «копытца» встречается в русских документах при описании царских одежд . Изображение в среднике отмечено шитыми прядеными серебряными нитями полосками. Кайма и ее углы отмечены тканой тесьмой из пряденых серебряных нитей. Подкладка из льняной набойки.
Иконография: Изображение Богоматери с младенцем на груди относится к иконографическому варианту «Знамение», известному по чудотворной новгородской иконе XII в., на которой младенец Христос одной рукой благословляет, другой держит свиток. На произведениях лицевого шитья XVII в. преобладает изображение Богоматери «Знамение» .
Атрибуция: Основанием для атрибуции служит хоругвь «Спас Нерукотворный; Троица» , вкладная надпись которой свидетельствует о ее происхождении из мастерской княгини Фетинии Сицкой и о вкладе в Московский Новоспасский монастырь Сударь выполнен из аналогичных тканей: итальянской камки и восточного рытого золотного бархата и в аналогичной хоругви технике: тщательное шитье личного с применением разнообразных швов. Кроме того, крупный исследователь лицевого шитья Н.А. Маясова упоминает сударь «Богоматерь Знамение» и относит его к мастерской Фетинии Сицкой .
- Регистрационный номер:
3611961 - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Т-11 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" - Типология:
предметы прикладного искусства, быта и этнографии - Источник получения:
1940 - Размеры:
48×46 см. - Технологии:
бархат, шелковая нить, камка, пряденая золотная и серебряная нить, ткачество, набойка, тесьма, шитье
Контакты
- Адрес: г Москва, г Москва, пр-кт Андропова, д 39