Хоругвь "Троица" (оборотная сторона) — 3612020

Хоругвь "Троица" (оборотная сторона)
Хоругвь "Троица" (оборотная сторона)
Хоругвь "Троица" (оборотная сторона)
На среднике хоругви по малиновой камке вышита ветхозаветная Троица. Три ангела сидят за длинным столом, на котором находятся три чаши. Голова среднего ангела повернута влево, правая рука покоится на чаше большей по размеру двух других. Боковые ангелы изображены в трехчетвертном повороте, головы держат прямо; ноги покоятся на подножиях; правая рука правого ангела лежит на чаше, левого ангела указует благословляющим жестом на чашу. За левым ангелом изображена двухэтажная палата, за средним – Мамврийский дуб, за правым – горки. На фоне наверху надпись: С[ВЯ]ТАЯ ТРО[И]ЦА. Внизу – продолжение вкладной надписи, шитой пряденой серебряной веревочкой вязью: ВОЛОДИМ[Е]РОВНА ДАЛА ЕСИ ХОРУГОВЬ В М[О]Н[А]СТ[Ы]РЬ ВСЕМИЛОСТИВОМУ СП[А]СУ НА НОВОЕ // ПО Г[ОСУ]Д[А]РЕ СВОЕМ МУЖЕ БОЯРИНЕ КН[Я]ЗЕ ЮРЬЕ АНДРЕИВИЧЕ И ПО СЕБЕ И ПО НАШИХ РОДИТЕ // ЛЕХ АНДРЕЕ И ВЛАДИМЕРЕ. Личное шито плотно тонким некрученым светло-песочным шелком «в раскол» «по форме» с оттенениями темно-песочным, практически выпавшим шелком: по абрису ликов, под глазами, к вискам, на лбу, на подбородке. Черты ликов (глаза, брови, нос, губы), контуры фигур, складки одежд, посохи шиты более толстым слабокрученым коричневым шелком. Волосы, контуры личного ангелов – практически выпавшим, среднекрученым, красно-коричневым шелком. Нимбы, плат, крылья, одежды ангелов, престол, палаты – прядеными золотными и серебряными нитями с шелковыми, тонкими, цветными прикрепами (швы: нимбы, крылья – «перышки», одежды – «ягодка» простая и сложная, «сложный городок», «разводная клетка», престол – «черенок»). Изображения оконтурены серебряной веревочкой. Каймы выполнены из восточного рытого золотного бархата с узором, получившим на Руси название «копытца». Подобные ткани бытовали в России в конце XVI в. и название «копытца» встречается в русских документах при описании царских одежд. Средник и углы кайм отмечены тканой тесьмой из пряденых серебряных нитей. Подкладка из льняной набойки. Иконография ветхозаветной Троицы восходит в «Троице» А. Рублева. Однако не сохранена круговая композиция, на престоле вместо одной три чаши. Основанием для атрибуции служит вкладная надпись. Тщательное шитье личного, применение разнообразных швов, вытянутые пропорции, примитивно переданные черты ликов ангелов характерны для мастерской княгини Фетинии Сицкой . Предположительно, кайма восточного золотного бархата и тканая серебряная тесьма были пришиты к хоругви позднее. Основанием для такого заключения служит то, что тесьма пришита впритык к вкладной надписи, кроме того она криво подогнана к углам каймы.

Контакты

  • Адрес: г Москва, г Москва, пр-кт Андропова, д 39