Парка для шаманского костюма с металлическими подвесками — 12475659

Парка для шаманского костюма с металлическими подвесками
Парка для шаманского костюма с металлическими подвесками
Парка для шаманского костюма с металлическими подвесками
Парка сшита шерстью внутрь из шкуры дикого оленя светлой масти. Швы прошиты белым подшейным волосом оленя. Шерсть на всей парке и бахроме коротко подстрижена. Спереди имеется разрез. Полочки и подол по всей длине обшиты полоской из шкуры оленя светлой масти ворсом наружу. К краям полок пришито две пары вязок из ровдужных ремешков: одна на уровне пояса, другая на уровне груди. Ворот обшит ровдужной полоской, сквозь которую продета вздежка. На спинке парка заканчивается тремя клиньями - выступами одинаковой длины, скроенными вместе со спинкой. На подоле парки нарисованы черной и красной краской полоски шириной примерно 1.5 см, которые обшиты подшейным волосом оленя. На правой красной стороне парки - черная полоса. На левой черной стороне парки - красная полоса. По всей длине подола, включая клинья - выступы, пришита бахрома - чанда'о, сделанная из такой же шкуры шерстью внутрь. Лицевая сторона бахромы окрашена ярко красной краской и состоит из полосок шириной 1.5-2 см. Полоски надрезаны из целого куска, верхний ненадрезанный край которого пришит по всей длине подола. Бахрома, пришитая к клиньям-выступам более коротко подстрижена в соответствии с основной частью. Рукава парки сшиты из такой же шкуры. Со стороны локтя к каждому рукаву пришито за один край по прямоугольному лоскуту шкуры (шир. 5 см, дл. 32 см) шерстью внутрь. Этот лоскут окаймлен полоской шкуры (шир. 1 см) мехом наружу. К нижнему краю этого лоскута пришита такая же бахрома - чанда'о, что и к подолу, но более короткая и полоски ее более узкие. Лоскуты орнаментированы шитьем из подшейного волоса оленя, окантовывающие треугольники, окрашенные в черный и красный цвет, изображающие папароти крыльев. На этих лоскутах укреплены подвески. Эти детали парки носят название суодыти и символизируют собой крылья. Когда много людей болеет, шаман собирает их души и держит их у себя, а во время камлания закрывает, огораживает их крыльями "как птица птенцов". Вся парка имеет деление на две стороны. Вдоль спины от ворота до конца среднего выступа проходит полоса (чириедапты) шириной 5 см, из чередующихся черных и красных прямоугольников, обшитых подшейным волосом оленя. Такое чередование носит название "хилтырак". Эта полоса изображает позвоночник. От этой полосы мездра на правой стороне парки, включая рукава и парки, окрашена красной краской, на левой стороне - черной. Орнамент из мелких черно-красных треугольников - "малагу - чумики" расположен по всей длине пол и подола, причем основания черных треугольников обращены на красную сторону, красных треугольников - на черную сторону. Правая красная половина парки олицетворяет собой весну, солнце, свет, левая - черная - темноту, зиму. На уровне пояса пришит - ниэде - пояс, широкая лента из красного сукна, обшитая бисером. Пояс изображает цветовое оперение птицы (А.А.Попов). К поясу пришиты 7 пластин различной формы. Над ключицами тремя ровдужными прикреплены полуовальные медные пластины морсы худу (плеч мешки) - караульщики плеч, с семью выступами на каждой. На правой пластине два выступа сломаны. Выступы оформлены как лица человека с обозначением глаз, носа, рта. Эти лица - изображение бога жизни - Нилуммынчуо. Сама пластина также оформлена как лицо с изображением глаз (синие бусины), носа, рта, бровей. Под этими пластинами на ровдужных ремешках крепятся две круглые ажурные пластины (ламаистские). Подмышками по бокам четырмя ровдужными ремешками пришиты пластинки из железа со сквозными вырезами. По краям пластинки орнаментированы точками. Называются эти пластины - кайдэ, "ребер кости" и служат для защиты ребер шамана от ударов злых духов. На обеих полочках парки прикреплены на железных колечках полые конусообразные трубочки - "ногободя", изображающие перья. Три таких же трубочки "сантуда даптыдя" - "три гвоздя" во время шаманского сеанса находятся в руках присутствующих, чтобы люди дышали на них, каждый берет по одному и говорит правильной ли дорогой идет шаман. В местах где к колечку прикреплено по две таких трубочки, одна из них железная, другая - медная. Такие же трубочки прикреплены и на спине. На спине между плечами нашиты следующие железные подвески: депту - гуси, помогающие шаману подниматься вверх, Т'а нгуо - олений бог (первый ряд), лебеди - денкуй-кя - они отвлекают злых духов, заставляя их гнаться за собой, чтобы они не мешали шаману, депты десы - отец гуся (трехголовое изображение), им прокалывает шаман спину больного для высасывания гноя. Посредине спины - медный круг "коу" - солнце, с вырезанными выступами с изображениями человеческих лиц без рта - духов хозяев лучей солнца. В центре круга два ряда выпуклых точек изображающих лучи. В центре круга отверстие, через которое пропущен ровдужный ремешок. Под медным кругом другой, железный, изображающий "кичедэ" - луну (ограду луны). На этом железном круге приклепаны железные изображения человека и собаки. По данным Г.Н.Грачевой они изображают баруси и его собаку. Баруси может рассматриваться и как тень - образ. Несмотря на то, что нганасаны уже давно занимались оленеводством, эта пара как бы моделирует более раннее домохозяйство нганасан - людей и собак (ср. суждение, что у оленя и собаки не та мать, что у всех хвостатых, так как они всегда с человеком ходят). Оба круга , коу и кичеде, привязаны к пришитому к спинке куртки медному кольцу - могубын ма. К этому же кольцу крепится длинная цепь - мэрсы быны, за которую держат шамана во время камлания, чтобы предохранить его от падения. На спинке и на краях полочек на ровдужных ремешках и цепочках прикреплены колокольчики. При камлании в нижний мир они были необходимы шаману, т.к. только с их помощью он мог вернуться на среднюю землю. По подолу парки пришиты кисточки из меха волка. На рукавах, в местах плечевых и локтевых костей имеются пластины. Над плечевыми костями пластина с тремя выступами, изображающими лица без рта, над локтевыми костями четырехугольные пластины. Все они орнаментированы выпуклыми точками, которые называются танкадэ - плечевая кость. Точки обозначают озера, в которых обитают и кормятся птицы - духи шамана. Когда шаману приходится проходить по дремучим лесам нижнего мира, ветви ударяют в лицо, и приходится защищаться от них, подставляя руку с этими пластинами. Когда шаману приходится ползти по земле, они защищают руку. К рукавам пришиты ровдужные перчатки, пришиты за тыльную сторону. Окрашены перчатки в оранжевый цвет и расшиты подшейным волосом оленя в виде линий, изображающих кровеносные сосуды, суставы и кости. У правой перчатки пять пальцев, у левой три. У обеих концы пальцев остаются открытыми. По сведениям А.А.Попова правой рукой шаман карабкается из нижнего мира, левую руку показывает духам нижнего мира, чтобы они доверились ему, как своему (у них у самих три пальца, как на перчатке). По сведениям Г.Н.Грачевой бубен шаман берет в правую руку и держит бубен пятью пальцами, т.к. "ребенка достают пятью пальцами". Большой палец левой руки символизирует головку ребенка, другой палец руки и третий ноги. Три пальца означают, что "в три месяца зародыш уже готовый человек", у него есть голова, руки, ноги. Левой рукой шаман держит колокушку. На тыльной стороне перчаток пришиты железные изображения ладони, они орнаментированы выпуклыми точками. На правой перчатки изображение с пятью пальцами, на левой - с тремя. Точки называются "диниха" - прожилки, и служат для защиты рук. Над перчатками пришиты железные изображения когтей медведя и шкура с когтями с передних лап бурого медведя (самца). Медведь никого не боится, никого не признает (ни шаманов, ни койка), никогда не болеет, сам лечит. У него своя песня
  • Регистрационный номер:
    12475659
  • Место производства:
    Таймырский автономный округ, нганасаны
  • Кол-во частей: 1
  • Инвентарный номер:
    ЭТН 342
  • Музей:
    Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Таймырский краеведческий музей"
  • Типология:
    предметы прикладного искусства, быта и этнографии
  • Источник получения:
    раннее поступление
  • Размеры:
    длина 121 см, ширина между проймами 45 см, длина рукава 54 см, длина бахромы 43 см, ширина полочки 2
  • Технологии:
    насечка, ковка, шкура оленя, ровдуга, медь, нитки жильные, железо, бисер

Контакты

  • Адрес: край Красноярский, р-н Таймырский Долгано-Ненецкий, г Дудинка, ул Советская, д 30