Тханка буддийского божества-Поле собрания Цзонхавы — 8840880
Тханка "Поле собрания", Цзонхавы, или Цокшин (тиб) изображается в виде дерева уходящего корнями в воды "мирового" океана. Здесь представлена иерархическая вертикаль буддийского пантеона, линия преемственности Лам-рима Цзонхавы. Собрание состоит из трех частей: в верхней части располагаются высшие божества и иерархи буддийской церкви. Композиционный центр – основная фигура Цзонхавы, сидящего на вершине дерева. Цзонхава изображается в традиции школы "Ге-луг-па" как воплощение бодхисатвы Мудрости Маджушри, поэтому его атрибутами является "пылающий" меч, рассекающий тьму невежества, и "священная" книга, символизирующая мудрость. Правая рука перед грудью в жесте "проповеди", левая рука держит патру – чашу для сбора подаяний. Из его сердца выходят лучи, направленные налево и направо к группам последователей традиций Учения Будд Майтрейи и Манджушри. Под центральным Цзонхавой располагается группа из Цзонхавы с его четырьмя ближайшими учениками, представляющие триады – духовный учитель и его ученики. В самом верху танка, над центральной фигурой Цзонхавы, находится Ади – Буда Ваджрадхара, изначальный Будда, от которого исходят все остальные Будды. Ниже этой группы, слева и справа, находятся грядущий Будда Майтрейя с группой последователей традиции Широкого действенного пути и Манджушри с последователей Пути глубокого постижения. Средняя часть поля представляет крону дерева, где располагается собрание 117 божеств по вертикали, а по горизонтали – в соответствии с определенными иконографическими группами. В первую группу входят буддийские божества, так называемые "покровители буддийского Учения", или идамы. Затем следуют остальные Дхьяни-Будды: Амитабха, Акшобхья, Ратнасамбхава и Амогхасиддхи. Далее следуют 15 фигур бодхисатв, расположенных по горизонтали. Большую группу составляют 35 Будд покаяния, которые являются первыми помощниками верующих, стремящихся очиститься от грехов. В центре этой группы Будда Шакьямуни. После этой группы изображены 12 женских бодхисатв, начиная с Белой Тары и завершая Зеленой Тарой. Следующая группа состоит из 2 фигур пратьека будд. Затем следует группа 18 архатов, после них – 7 дакинь с Симхавактрой в центре. Нижний пояс поля занимают защитники религии, или "дхармапалы" на данной иконе их 10. В центре находится шестирукий Махакала – один из главных защитников, кроме него изображены еще 4 формы Махакалы. Кроме них представлены три аспекта владыки смерти Ямы. Далее следуют, богиня времени Палдан – Лхамо и бог богатства Намсарай. На четырех сторонах восседают 4 махараджи – стражи четырех направлений света. Нижняя часть кроны дерева завершается оградкой, поддерживаемой фигурками львов, которые символически разграничивают мир духовной чистоты от воздействий материального мира. Третья часть поля – корень дерева, уходящий в воды "мирового" океана. В водах изображены, наги – полулюди-полузмеи с подношениями. Тханка обшита в парчу желтого цвета и вышиты полоски красного и синего цветов. Внизу и вверху танки имеются специальные отверстия, в которого вдеты круглые деревянные палочки.
- Регистрационный номер:
8840880 - Кол-во частей: 1
- Музей:
Государственное бюджетное учреждение "Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва" - Типология:
предметы прикладного искусства, быта и этнографии - Источник получения:
дар - Размеры:
65х45 см - Технологии:
ткань, полотно, грунтовка, полировка
Контакты
- Адрес: Респ Тыва, г Кызыл, ул Титова, д 30
Давид 21.11.2023 в 10:50
⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️
Добрый день! Меня интересует изображение Танка ЦОКШИН ЦЗОНХАВЫ. Из собраний Н.К.Рериха На танке изображен Цзонхава Лобзан-дакпы (1357 – 1419 гг.) – основатель буддийской школы «гелукпа» У Вас есть репродукция этой танки или копия ?