Костюм театральный - платье Гертруды из оперы Сергея Слонимского «Гамлет» (Красноярский театр Оперы и Балета) — 7770794
Платье сшито по испанской моде, которая, начиная с середины ХVI века, оказывала влияние на дворянский костюм всех западноевропейских стран. Оно состоит из узкого лифа и колоколообразной юбки, которая поддерживалась жестким каркасом (каркас в фонды музея не передан). Лиф с рукавами и юбка сшиты из ткани в два слоя - черный атлас, дублированный поверх черным сетчатым хлопчатобумажным тюлем (в ХVI - ХVII вв. европейский костюм тяготел к темным тонам - Испания задавала тон черного парадного платья). Центр переда юбки не закрыт тюлем, но отделан "золотой вышивкой", имитируя распашной крой юбки с расходящимися полами, позволяющими видеть нижнее платье "котт". "Золотая вышивка нижнего платья" симитирована наложением поверх атласа кружевного полотна ручной работы: кружево сплетено из тонкого черного хлопчатобумажного шнурка (в раппорте рисунка - крупные квадраты 5 х 5 см, пересеченные косым крестом), пропитано клеевым раствором для придания жесткости и затем покрыто по лицевой стороне бронзовой краской. Лиф спускается спереди острым углом. Узкий, обтяжной силуэт лифа достигается вшитыми под подклад жесткими [пластмассовыми] пластинами, которые располагаются по конструктивным швам; подклад - из хлопчатобумажной рогожки. Застегивается лиф сзади на металлические крючки и петли; разрез застежки продолжен на юбку, застежка юбки (20 см) - на кнопках. Неглубокий округлый вырез горловины обшит по краю черным шелковым шнуром и слегка задрапирован белым крепдешином, который создает видимость выпущенной нижней рубашки (одна из традиционных особенностей женского костюма того времени). Перед лифа имеет кокетку из черного капронового кружева с цветочным рисунком, контрастно подчеркнутым светлой подкладкой. Оборкой из этого же кружева отделан низ узких длинных рукавов. Узкие рукава имеют короткие объемные верхние нарукавники, которые застегиваются на крючок под ластовицей (ластовица рукавов - из черного синтетического трикотажа). Верхние нарукавники "надуваются" двумя полукруглыми буфами (объём достигнут поролоновым подкладом, в реальном костюме буфы подбивали ватой). Проймы рукавов украшают поролоновые "козырьки"; поролоновые валики, пришитые по нижнему краю лифа, образуют своеобразную баску. Все эти элементы (двойные рукава, буфы, "козырьки", баска) характерны для "испанского" костюма: валики формируют пышную форму юбки вокруг бедер, буфы и "козырьки" расширяют плечи и грудь. Декоративная сторона женского костюма этого времени характеризуется широким использованием кружев, шнуровки, разрезов, драгоценностей, нашитых непосредственно на платье. В театральном костюме эта задача решается в первую очередь с помощью "серебряной" парчи, а также с помощью крупных черных пластмассовых бус и более мелких белых перламутровых, "под жемчуг" (для усиления блеска метанитовой нити в парче все парчёвые мотивы покрыты дополнительно "серебряной" и "золотой" краской). Обтянутые парчей толстые (D - 2, 2,5 см) поролоновые "шнуры" расходятся лучами от лифа к подолу, пространство между ними заполняют попеременно: ромбовидная решетка из этих же шнуров с нашитыми в местах пересечения парчовыми шарами и стилизованные парчовые банты с шаровидным "узлом". Такие же парчовые шары диаметром 2,5 - 3 см нашиты на валики "баски", на буфы и "козырьки" рукавов. Тонкие (0,8 см) обтянутые парчей поролоновые шнуры охватывают поперечными кольцами рукава; между парчовыми кольцами нашиты "жемчужные" бусы. Уплощённые парчовые шнуры, перетянутые черными и белыми бусами, нашиты наклонно на перед лифа, подчеркивая его боковые конструктивные швы. Центральную часть лифа украшает аппликация в виде цветов с крупными парчевыми лепестками (объемность лепестков достигнута поролоновой прокладкой). В серединке одного цветка закреплена брошь из желтого металла с темно-красными стразами по периметру, в серединке другого - овальная желтометаллическая пластина с коричневой пластмассовой бусиной (в реальном костюме как раз и были популярны драгоценности в виде отдельных ювелирных розеток). На подкладке лифа от руки шариковой ручкой написано - "Изотова".
- Регистрационный номер:
7770794 - Место производства:
г. Красноярск - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Т 5130 - Музей:
Краевое государственное учреждение культуры "Красноярский краевой краеведческий музей" - Типология:
предметы прикладного искусства, быта и этнографии - Источник получения:
2011, от Баженовой С.А. - Размеры:
Длина - 151 см, ширина в плечах - 34 см, ширина в плечах вместе с плечевыми валиками - 52 см, ширина юбки в подоле - 136 см - Технологии:
поролон, пластмасса, ручное шитье, металл, рогожка хлопчатобумажная, трикотаж синтетический, шнурок хлопчатобумажный, краска бронзовая ((под золото)), кружево капроновое, атлас, краска алюминиевая ((под серебро)), крепдешин, машинное шитье, тюль сетчатый (хлопчатобумажный), парча
Контакты
- Адрес: край Красноярский, г Красноярск, ул Дубровинского, д 84