Медвежий праздник (триптих). Картина — МКМ КП-404/2

Медвежий праздник (триптих). Картина
Медвежий праздник (триптих). Картина
Картина «Медвежий праздник» Мухаметовой Альфеи Фахриттиновны (1956 г.р.) подлинник прямоугольной формы, изображение горизонтальное. Триптих – картина, состоящая из трех отдельных картин, объединенных одной идеей. Живопись посвящена обрядовой стороне культуры. Сюжет картины – обряд, связанный с медвежьим праздником. Медвежий праздник или медвежьи пляски – это было хорошо организованное национальное театральное представление хантов и манси. На картине у подножия деревьев расположенных по правую и левую сторону открывается панорама праздника. Слева сидит, вытянув ноги, мужчина, на поясе у него висит охотничий нож. В руках держит деревянный прямоугольный брусок с ручкой с зарубками для отметки проведенных перед медведем сцен и песен. На лице надета маска с конусообразным носом. Справа сидит музыкант, на коленях держит народный музыкальный струнный инструмент, играет мелодию, песню. Под звучание инструмента мужчины переодетые в костюмы птиц – журавлей исполняют танец. Журавль играет некоторую роль в медвежьих игрищах: он приходит, чтобы забрать душу медведя (тогда она не возродится в другом звере), поэтому люди криками отпугивают журавля. Журавль имеет основание на месть медведю: когда медведь был спущен с неба, он нашел землю не столь подходящей для житья, как хотелось бы: непроходимые дебри, болота, комары. Голодный, он случайно натыкается на журавлиное гнездо и поедает яйца. Журавль предстает обиженным медведем, однако, несмотря на это, люди оказываются на стороне медведя, так как заинтересованы в возрождении зверя-родственника. Поодаль справа сидят зрители, в центре лежит шкура медведя, украшенная бусами (значит самец), спина его накрыта шелковым священным покрывалом. Перед мордой медведя стоит посуда с едой. Поодаль слева нарисован силуэт охотника с ружьем, за ним на заднем плане слева – чум. Выразительные силуэты точно подчеркивают пластику движения людей. В правой стороне картины у корней дерева показаны люди, сидящие в лодках и стоящие, приветствующие солнце с воздетыми руками. Колорит полотна выражен яркими насыщенными красками, преобладают желтые, бордовые, коричневые тона. Краски нанесены штрихами, жирными растушеванными мазками. Фактура нарисованных объектов умело передана с помощью шероховатой поверхности и способом наложения на него масляных красок. Художник использует в своей работе текстуру при помощи цвета, света и тени, создает иллюзию, что стоит ясная безветренная солнечная погода (на дереве справа висит без движения красная ленточка). Обратная сторона картины с фабричной лакировкой. Картина вставлена в деревянную раму и укреплена по периметру гвоздями. Надписи: В правом нижнем углу авторская подпись "А. Мухаметова 90". Рама: Рама окрашена эмалью белого и окантовка по периметру коричневого цвета. Обратная сторона рамы покрыта эмалью кремового цвета.

Контакты

  • Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Мегион, ул Заречная, д 16Б