Богоматерь Нечаянная Радость. Икона в киоте — 4655461
Икона помещена в киот, представляющий собой прямоугольный ящик глубиной 8 см со скругленными углами и сглаженными ребрами граней, со стеклянной крышкой (стекло замастиковано в пазы тонкой деревянной рамы), запирающейся на перекидной крючок на левой стенке по центру. Киот фанерован темно-коричневым шпоном. Вверху по центру прикреплена петля для подвески. В киот вложена без закрепления деревянная профилированная позолоченная рама, состоящая из основания - четыре вставленных в пазы друг друга планки - и наклеенной на него более широкой позолоченной верхней части со скругленными по форме киота углами. Икона вложена под раму без закрепления.
В среднике иконы – образ Богоматери Нечаянная Радость. Справа под балдахином с фигурным завершением, поддерживаемым розового цвета колонной, поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на ее левой руке. Торс Богоматери изображен фронтально, голова обращена влево и склонена. Богоматерь в темном мафории со складками, прорисованными тонкими черными линиями, нимб орнаментирован. На лике и кисти правой, поднесенной к груди, руки живопись утрачена. Младенец в желтом хитоне с золотым ассистом, руки подняты к груди внутренней стороной ладони к зрителю. Нимб кресчатый. Живопись инкарната утрачена. На низенькой стенке балдахина по светлому фону шрифтом, напоминающим древнерусскую вязь, частично стершаяся надпись «Wбразъ Нечаянная Радость ПРс БЦЫ», ниже мелким шрифтом канонический текст «Человек некий беззаконник…» и далее (надпись плохо различима).
Слева от Богоматери за пределами балдахина – коленопреклоненный грешник, обращающийся к Богоматери, с молитвенно сложенными перед грудью руками, в темно-зеленой рубахе до колен и белых штанах. Живопись лица утрачена. Позади него слева зеленый занавес, над головой – окно, детали интерьера, написанного темно-зеленым цветом, почти неразличимы. Выше – палатное письмо: три остроконечные башенки. Выше кровли палат – орнаментированный фон.
Поля иконы (шириной по 4 см каждое) покрыты «ковровым» орнаментом из мелких растительных и геометрических мотивов. Опушь красновато-коричневая. Слева и справа на уровне середины высоты симметрично расположено по два клейма (друг над другом) с персональными изображениями святых в рост. Надписи отсутствуют, детали неразличимы. Верхнее клеймо слева – женская фигура, нижнее слева – фигура в монашеском одеянии; верхнее клеймо справа – фигура в рубахе или власянице до колен, нижнее – Параскева Пятница в темном платье и красном мафории.
Доска цельная. Верхний и нижний торцы покрыты левкасом и краской. Шпонки две, врезные, встречные, несквозные, сужающиеся к концу. Толщина обеих – 0,8 см, длина верхней 24,6 см, нижней – 25 см. Верхняя направлена слева направо, находится на расстоянии 4,5 см от верхнего края; нижняя – справа налево, на расстоянии 4,5 см от нижнего края доски. Внешние концы обеих выступают над торцами доски. Паволока отсутствует.
- Регистрационный номер:
4655461 - Место производства:
Россия, конец XIX – начало ХХ в. - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
И/И 3 - Музей:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова" - Типология:
живопись - Источник получения:
Приобретено у Щербаковой Л.Н. (г. Горький) в 1987 г. - Размеры:
39,6х35,5 см - Технологии:
дерево, левкас, темпера
Контакты
- Адрес: обл Нижегородская, г Нижний Новгород, наб Лыковая дамба, д 2