Евангелие напрестольное — 27556837

Евангелие напрестольное
Евангелие напрестольное
Печать 1698 г. Оклад. Начало XVIII в., Москва; 1788 г., Ярославль (наугольники и средник на обороте). На верхней доске закреплены гвоздями пять серебряных позолоченных дробниц с гравированными и чеканными изображениями. Все надписи канфаренные. На центральной овальной дробнице изображена сцена Воскресения-Сошествия во ад. В центре композиции - Христос во славе, попирающий врата ада. Они изображены в виде двух скрещивающихся створок. Отдельно выполнен чеканный прорезной венчик, на нём гравированы буквы «ѾOН». По сторонам от Него прародители, Адам слева, Ева справа. Он ступает к Адаму и держит его за запястье правой рукой, левая чуть согнута. Ева, находящаяся позади Христа, обращена к Нему в жесте адорации. Над Адамом и Евой стоят многочисленные праведники. Сразу за Адамом – цари Давид и Соломон. В толпе за ними видны вскинутые руки. За Евой стоит Иоанн Предтеча со свитком в руках (надпись: «СЕИ АГНЕЦЪ Б[ОЖИЙ]»). Над центральной сценой изображены горки, над ними – три креста. На угловых дробницах изображены евангелисты (по часовой стрелке, начиная с левой верхней дробницы): Иоанн, Матфей, Марк, Лука. Иоанн (слева от него надпись «Е[ВАНГЕЛИСТ] IОАННЪ») сидит за столом и пишет в книге начало Евангелия: «В НАЧАЛѣ Бѣ СЛОВ[O] И». Перед ним сидит символ евангелиста – орёл с раскрытыми крыльями, держащий в клюве чернильницу (?) на цепи. Матфей («Е[ВАНГЕЛИСТ] МАТЬѲЕИ») держит в руках книгу с началом Евангелия («КНИГА РОДЪСТВА [...]Л») и поворачивается к стоящему за ним ангелу (над ним надпись «А[Н]Г[ЕЛ]»). Ангел левой рукой указывает вверх. Марк («Е[ВАНГЕЛИСТ] МАРКА») сидит, повернувшись назад, за столом с открытой книгой (надпись: «ЗАЧАЛО ЕВАНЬ[Г]ЕЛИѦ»). Лука («Е[ВАНГЕЛИСТ] ЛУКА») левой рукой придерживает открытую книгу (в ней надпись: «ПОНЕЖЕ УБ[О] МНОЗИ НАЧАША ЧIНИТИ ПОВЕСТЬ О I[...]»), в правой держит перо. На полу рядом со столами Луки и Марка лежат их символы – крылатые телец и лев соответственно. Верхняя доска оклада покрыта серебряным позолоченным листом. По его краю идёт рамка из овалов и бусин. Верхняя часть листа, вероятно, была укорочена или ремонтировалась – рамка здесь отрезана и закреплена отдельно поверх листа. Евангелисты изображены за столами с письменными принадлежностями, на архитектурных фонах, в арках с колонками различных полуфантастических ордеров. Позёмы на всех дробницах, кроме дробницы с Матфеем имитируют землю с травным орнаментом. Фоны гравированы ромбами, под кирпич. Средник и внутренние стороны угловых дробниц обрамлены орнаментами из широких спирально закручивающихся листьев. Средник венчает императорская корона с крестом. Внешние стороны угловых дробниц декорированы поясками из рельефных филёнок. Сохранилась только верхняя гладкая застёжка. От нижней осталось крепление на нижней доске. На нижней доске прикреплены гвоздями три фигурных наугольника (нижний левый не закреплён) и средник, серебряные, позолоченные. На них по гладкому фону чеканены бутоны с расходящимися от них листьями. Средник и внутренние стороны угловых дробниц обрамлены рокайльными орнаментами. Переплёт красного бархата. В блок вложена закладка (вторая половина XIX – начало XX в.) – лента из узорного розового шёлка с нашитой бумажной канвой. По канве шита сиреневыми нитками надпись: «ГОСПОДИ ПО//МИЛУI» Обрез золотой, чеканенный орнаментом из дуг и точек.

Контакты

  • Адрес: обл Ярославская, г Ярославль, пл Богоявленская, д 25