Альбан. Серия графических иллюстраций к повести Э.Т.А. Гофмана «Магнетизёр. Семейная хроника» — 25878159
Лист по вертикали. Мотивно связан с предыдущим ( «Письмо Марии») и последующими (»Лучи магнетизма») листами - в средней части композиции возникают линии, делящие белое пространство бумаги на геометрические комплексы, напоминающие как открытый конверт, так и расходящиеся лучи. Изображена гротескная фигура с несоразмерно маленькой головой, словно бы вырастающая на глазах у зрителя. Ноги фигуры обвивает пестрая «шахматная» с треугольниками змея, появляющаяся на предыдущем листе («Письмо Марии»). Одна из рук фигуры (правая) напоминает вымпел или офицерский шарф, разрезы которого превращаются в пальцы; от пальцев отходят искры и лучи магнетизма. Пальцы другой руки (левой) выглядывают из-за геометрической плоскости, напоминающей конверт от письма, и еще одной - треугольной, со стилизованным изображением космических светил, извиваясь, как ноги паука или клубок змей. Указательный палец, несоразмерно длинный, острый, воздет; он упирается в такой же острый нос крошечной головы с оскаленным ртом; из точки их соединения исходят «лучи магнетизма». Над головой, подобно стоящим дыбом волосам, - сложенные листы бумаги, ритмический рисунок которых зеркально симметричен рисунку крыльев сидящей на плече гротескной фигуры хищной птице.
Альбан - заглавный герой повести (он магнетизёр) раскрывается перед читателем постепенно (у русских исследователей возникали в этой связи параллели с Печориным в «Герое нашего времени»). В ключевом, по мнению автора - Э.-Т.-А. Гофмана - эпизоде, «Письмо Альбана к Теобальду», наступало саморазоблачение героя, до того бывшего загадкой, поскольку разные герои высказывали о нем порой противоположные мнения. Альбан трактует магнетизм - учение Месмера - как средство проникновения в сокровенные тайны природы и подчинения своему влиянию чужой души, дающее ему «сладостную власть» над ней: « Любое существование есть борьба и исходит из борьбы. Непрерывно возвышаясь, более могущественный одерживает победу, и, покоряя вассала, умножает свою силу. Стремление к господству есть стремление к божественному, и ощущение власти повышает степень блаженства пропорционально силе». Альбан признается в осуществлении чудовищного эксперимента над другим человеком: он хочет с помощью магнетизма сломить волю Марии и влюбить ее в себя - не потому, что любит, но чтобы проверить силу своего влияния: «Полностью втянуть Марию в своё „я“, всё её существо и бытие столь тесно переплести с моими, чтобы отрыв от меня стал для неё гибельным, — таковы мои помыслы». С особым сладострастием ожидает Альбан возвращения из армии Ипполита, жениха Марии и былого ее возлюбленного, чтобы в его присутствии проверить силу своего влияния на душу и сердце Марии.
Подлинное лицо Альбана является Марии лишь однажды: «мне представился Альбан в своей комнате, окруженный странными инструментами, гадкими животными, растениями, камнями, блестящими металлами; он обводил руками странные круги в воздухе, вздрагивая в судорожных движениях; его лице, обыкновенно спокойное и важное, было ужасно, и в кровавых глазах быстро извивались василиски...»
- Регистрационный номер:
25878159 - Место производства:
г. Москва - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Г-8715 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств" - Типология:
графика - Размеры:
42х30 - Технологии:
диатипия, бумага
Контакты
- Адрес: обл Калининградская, г Калининград, пр-кт Ленинский, д 83