Я — директор здешнего театра. Серия графических иллюстраций на тему произведения Э.Т.А. Гофмана «Необыкновенные страдания директора театра. По устным источникам изложил автор “Фантазий в манере Калло” — 25878169
Область изображения прямоугольная, по вертикали. Изображение полихромное. Представлен фрагмент интерьера гостиницы - стена, оклеенная серыми обоями в красную (цвет редуцируется до розового) полоску со светлыми точками, зеркало в верхней правой части, отражающее противоположную стену, стойку и потолочные светильники-люстры. В нижней части области изображения лежит, откинувшись в кресле и запрокинув голову на его спинку,, рядом с маленьким круглым столиком (на столике - его очки, еще один столик в правом нижнем углу) изможденный человек с острым носом и подбородком, густыми бровями, взлохмаченными волосами. Глаза его зажмурены, на лице гримаса, на лбу - мокрая салфетка или полотенце (эффект намокания передан прорисовкой фактуры ткани). На нем серовато-зеленые брюки, черный пиджак; левая рука вцепилась в край столика, в правой - бокал с срко-желтой жидкостью. Этот бокал благодаря своему цвету, выделяющемуся в общем колористическом решении иллюстрации, приковывает к себе внимание зрителя при первом взгляде на изображение.
Иллюстрация относится к самому началу действия: 9 октября в 11 утра в гостинице «Венок из руты» «Дверь распахнулась, и в комнату ворвался человек в новомодном сером сюртуке, шляпа на голове, очки на носу...
- Шампанского, дюжину устриц! - крикнул он и, не замечая Коричневого, плюхнулся на стул. Он прочел какую-то записку, которую держал в руке, и, разорвав ее, растоптал ногами обрывки... Затем рассмеялся как бы от внутренней злости, ударил себя кулаком по лбу и забормотал:
- Сведут, сведут они меня с ума!.. Даже рабу на галере живется чудесно по сравнению с моими бедами! <...> Он едва вышел из юношеского возраста, но его бледное измученное лицо, растерянный взгляд, первая проседь в темных локонах делали его старше, чем он мог быть судя по тому, как он держался и двигался.
По-видимому, он намеревался оглушить себя и хоть на миг забыть о своей беде или об ужасном событии, грозившем ему гибелью, ибо, осушая бокал за бокалом, он уже опорожнил бутылку и потребовал вторую, когда лакей принес устрицы. <...> Он принялся было за устрицы, но едва проглотив вторую и запив ее бокалом шампанского, откинулся в кресле, скрестил руки, устремил просветленный взгляд вверх и с глубочайшей тоской произнес:
- Отдам земле и солнцу все... все, что здесь во мне сливалось в страдание и в радость так напрасно... Ах, но мечтать так сладостно... Когда бы не мечта... Вот где причина того, что бедствия так долговечны!»
Человек продолжает трагический монолог, составленный из отрывков монологов героев пьес; невольный свидетель этого, Коричневый, начинает допытываться о причинах его страданий. Серый отвечает уклончиво. « - Вы увиливаете, - отвечал Коричневый, - но вы от меня не отделаетесь, ибо слишком глубоко тронуло меня ваше горе, слишком ясно написанное на этом бледном озабоченном лице. Вы читали письма... Ах, в каждом из них была, верно, какая-то обманутая надежда. Если я не ошибаюсь, то вас гнетет и тот
рок, который сделал наше сущестование зависимым от богатства и денег. Быть может, вам грозят сейчас какие-то жестокие действия какого-нибудь злобного и жадного кредитора. Мои обстоятельства таковы, что, если сумма эта не слишком велика, то я могу помочь и помогу!.. Да, разумеется, помогу, вот вам моя рука!
Серый схватил протянутую ему руку и прижал ее, грустно и хмуро глядя в глаза Коричневому, к своей груди.
- Правда, правда, я попал в самую точку?.. Говорите - кто? - сколько? -где? - Так продолжил Коричневый, но Серый, все еще задерживая руку Коричневого, сказал:
- Нет, сударь, положение мое таково, что мне вообще не приходится рассчитывать на настоящую состоятельность, однако гнетут меня, клянусь честью, отнюдь не долги! Денежные затруднения не являются и не могут быть причиной моего горя. Но ваше предложение необыкновенно удивило меня и в то же время до глубины души тронуло. Такое участие в судьбе незнакомого человека свидетельствует об убеждениях, которые все больше идут на убыль в сузившейся и очерствевшей душе наших братьев.
- Оставьте это, - нетерпеливо прервал Серого Коричневый, - оставьте это, любезнейший, и лучше скажите сразу, в чем корень зла, в чем надобно помочь... Может быть, вас вероломно покинула жена или возлюбленная? Может быть, вашу честь задели какие-нибудь пасквилянты? Ах, может быть, вы сочинитель, и вас поносит рецензентская братия?
- Нет, нет! - возразил Серый.
- Но я хотел бы все же узнать... - неуверенно отозвался Коричневый, но тут Серый схватил обе его руки и после короткого молчания сказал очень серьезно и очень торжественно:
- Так узнайте же злосчастный источник бесконечных, невыразимых мук, отравляющей жизнь тоски и досады при изнурительном, превосходящем человеческие силы труде: я - директор здешнего театра».
- Регистрационный номер:
25878169 - Место производства:
г. Москва - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Г-8725 - Музей:
Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств" - Типология:
графика - Размеры:
59,5х42; 39,5х32 - Технологии:
бумага, авторская техника
Контакты
- Адрес: обл Калининградская, г Калининград, пр-кт Ленинский, д 83