Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

- ландшафтно-градостроительная характеристика здания, расположенного на возвышенности в окружении 1-2-этажной застройки с. Покров и являющегося доминантой и организующей формой обширного ландшафта; - симметричная объемная композиция церкви, которую образуют: храм типа «восьмерик на четверике», расширенный пониженными объемами и завершенный граненым куполом, увенчанным небольшой луковицей на граненом трибуне; полукруглая в плане апсида; трапезная чуть меньшей ширины, чем храм, перекрытая на 4 ската; 3-ярусная колокольня с 8-гранными верхними ярусами, увенчанная маковицей на широком круглом барабане; переход, связывающий колокольню с трапезной, перекрытый на 2 ската; подвал под юго-западной частью здания; высотные отметки объемов здания; - количество, расположение, габариты и арочная форма оконных проемов, а также входных проемов с лучковыми перемычками; - материал капитальных стен – красный кирпич; материал деталей фасадов (облицовочные плиты цоколя с профилировкой по верху цоколя, плиты в карнизах на углах объемов и лопаток, подоконники, архивольты со ступенчатыми импостами, включая килевидные архивольты, и замковые камни) – белый камень; - композиционные решения и оформление фасадов: - фасады храма: симметричная организация; выделяющиеся на 3-осных южном и северном фасадах пониженных объемов, расширяющих четверик, композиции с большой арочной нишей, которая обрамлена филенчатыми лопатками и перспективным архивольтом, прерывает нижний, полный и высокий антаблемент, переходящий с более низких апсиды и трапезной, а также венчающий полный антаблемент; помещенные в нишу входной проем с лучковой перемычкой, над ним, подобно флорентийскому окну, пара арочных окон и в полукружии ниши – круглое окошко; у нижних окон – профилированные подоконники на сухарях, простые наличники и килевидные архивольты на ступенчатых импостах; на восьмерике – профилированные подоконники, поясок между ними, обрамляющие окна стилизованные пилястры и килевидные архивольты, а также венчающий антаблемент с фризом, обработанным ширинками; - фасады трапезной: асимметричная 2-частная структура южного и северного фасадов, образованная лопатками, которые фланкируют и членят фасады на 1-осные прясла придельных алтарей и 3-осные прясла с поднимающимися над средними окнами фигурными аттиками с круглой нишей в тимпане; оформление окон профилированными подоконниками на сухарях, простыми наличниками, замками и килевидными архивольтами на ступенчатых импостах; ложные окна на западном фасаде; низкие парапеты над западными углами трапезной; круглая печная труба с карнизом над юго-западным углом трапезной; - фасады колокольни: на четверике – фланговые лопатки, выложенные между лопатками ниши с висячей аркатурой в завершении, а над ней во фризе антаблемента, тянущегося с трапезной и перехода к колокольне – ширинки; на восьмериках – лопатки, огибающие углы объемов; в нижнем восьмерике – проемы по сторонам света с замками, лежачие филенки под проемами, профилированные пояски на уровне подоконников на глухих гранях, венчающий антаблемент, включающий фризы, обработанные филенками с накладками; в верхнем восьмерике – проемы на всех гранях с замками, лежачие филенки под проемами и во фризе; на барабане – круглые нишки и венчающий карниз на сухариках; - фасады перехода от колокольни к трапезной: большие арочные входные проемы с килевидными архивольтами, которые опираются на сухарики; - цоколь здания: лежачие нишки с парами квадратных продухов; - заполнения проемов: в окнах – металлические решетки простого рисунка, состоящие из стоек и перекладин, а в полукружии проемов – из «лучей» и концентрической дуги; во входах – внешние простые металлические полотна с накладными крестами и внутренние деревянные полотна с резными филенками и фрамугами; - поверхности наружных стен: штукатурка и окраска стен и деталей декора в белый цвет или близкие к белому цвета; - пространственно-планировочная структура и оформление интерьера: внутри храма – большие арочные проемы в стенах четверика, связывающие его с алтарем, боковыми пониженными объемами и трапезной; тромпы в углах четверика; лепные фризы и карнизы на сухариках в завершении стен восьмерика; перекрытия восьмерика – 8-лотковым сводом, апсиды – конхой, 3-частной трапезной – парусными сводами, придельных алтарей – сомкнутыми сводами, перехода между колокольней и трапезной – коробовым сводом, нижнего яруса колокольни – 8-лотковым сводом, подвала – сводами Монье; иконостасы, солеи с амвонами, фрагменты настенных росписей, напольная метлахская плитка в трапезной; - иконостасы: 5-ярусный главный и 2-ярусные придельные иконостасы, выполненные в эклектичных формах в духе барокко и имеющие в составе сложные внеордерные капители, иконы с многолопастными и 3-лопастными завершениями и 4-лепестковые иконы; - росписи: состав росписей, выполненных по библейским сюжетам с учетом освящения главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и орнаментальных росписей; очертания заключенных в рамы сюжетных композиций – прямоугольные с полукруглыми завершениями или имеющие форму лежачих овалов; изображения архитектурных элементов декора – архивольтов, наличников, фризов, карнизов; - южная и северная стены храма: рядом со входами – изображения событий из жизни Пресвятой Богородицы «Рождество» и «Введение», имеющие прямоугольные очертания с полукруглыми завершениями; архивольты, огибающие эти изображения и оконные проемы и смыкающиеся в единый ряд; орнаментальные композиции, расположенные между архивольтами; карнизы, членящие стены на 2 яруса; в верхних ярусах – фрагменты композиций по сторонам пар окон 2-го света; - стены восьмерика: карниз на уровне подоконников, членящий стены на 2 яруса; в нижнем ярусе – овальные изображения святителей - творцов литургии и орнаментальные композиции между этими изображениями; в верхнем ярусе на восточной стене – композиция «Вознесение Господня» в прямоугольной раме с лучковым подвышением, на других стенах по сторонам окон – фигуры апостолов в композициях с полукруглыми завершениями; - стены и подпружные арки трапезной: на западной стене к югу от входа в трапезную – фрагменты композиции «Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине»; по сторонам от входа, на разделяющих 3 части трапезной подпружных арках и их опорах – орнаментальные композиции; на своде средней части трапезной – фрагменты композиции «Лучи правды».

Памятник регионального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1888 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Калужская область, Жуковский район, с. Покров, д. 30

Еще объекты культурного наследия