Церковь Троицы
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Троицы», 1789 г. (Ярославская обл., Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь) являются:
- композиционные особенности здания церкви, являющегося исторической доминантой села и расположенного в его центральной части, к востоку от проходящей через село автомобильной дороги Ярославль – Гаврилов-Ям, на открытом со стороны дороги покатом участке;
- объёмно-пространственная линейно вытянутая композиция с запада на восток прямоугольного в плане здания, включающая: объем повышенного двусветного четверика, перекрытого четырехскатной крышей, увенчанного одной глухой главой на кирпичном барабане с чешуйчатой маковицей с крестом, объем примыкающей с востока округлой апсиды с высокой скатной кровлей с небольшим коньком, объем одноэтажной трапезной, покрытой двускатной кровлей, с главой придела в северо-восточной части кровли на кирпичном барабане, расположенном на квадратном пьедестале, с чешуйчатой маковицей с крестом, объем восьмигранной в плане шатровой колокольни на четверике в нижнем ярусе, объемы пристроек с севера и юга под одной кровлей с трапезной и примыкающего к трапезной с запада небольшого притвора с двускатной крышей;
- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах, продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе, в том числе кирпича большемерного размером 28 × 13 (13,5) × 7,5 см и 26 (25) × 12,5 (11) × 6 (6,5) см, выполненные верстовой кладкой;
- габариты и конфигурация: крыши четверика – четырехскатной формы, крыши трапезной – двускатной формы, крыши алтаря – скатной, веерной формы с небольшим коньком, крыши притвора – двускатной формы;
- материалы и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;
- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий: конха алтарной части, сомкнутый свод четверика, коробовый однолотковый (с запада) свод трапезной с киотом в округлой нише в распалубке западного лотка, коробовый свод нижнего яруса под колокольней, коробовые своды в помещениях, примыкающих к колокольне с юга и севера, плоские перекрытия в западном притворе, перекрытия внутристенной лестницы, ведущей на чердак, в виде четырех ступенчатых сегментных сводиков, кованые воздушные связи, заведенные в пяты сводов и арок;
- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических проемов, в том числе:
трех лучковых оконных проемов алтаря с четвертными нишами для ставень, с трехлепестковыми сложной конфигурации замковыми камнями, обрамленными наличниками барочного характера с треугольными профилированными фронтонами, рамочным обрамлением под ними и с «ушами» криволинейной формы с трехгранными тесаными «серьгами», отделанным жестким полувалом в нижней части рамки с опиранием вертикальных рамочных элементов на базу, расположенную на сложнопрофилированном подоконном пояске с раскреповками у баз, с парными трехгранными «подвесками» по оси вертикальных элементов наличников;
дверного проема с лучковой перемычкой по оси южного фасада четверика с трехлепестковым замковым камнем сложной формы, с наличником, состоящим из сложно профилированного мысообразного кокошника на профилированном карнизе, состоящем из полки, выкружки с полкой и четвертного вала с полкой, раскреповки которого представляют собой капители вертикальных пилястр в полкирпича по сторонам от проема с перехватами полувалом с опиранием баз на сложнопрофилированный подоконный профиль с раскреповками по осям пилястр;
оконных проемов, расположенных на южном и северном фасадах четверика, с лучковыми перемычками, с четвертными нишами по периметру, с трехлепестковым замковым камнем сложной конфигурации, обрамленных барочными наличниками; с кирпичными наличниками, состоящими из сложнопрофилированного мысообразного кокошника на профилированном карнизе с раскреповками, боковых стоек-полуколонок по сторонам от проема, опирающихся на базы, увенчанных капительками, состоящими из валика с полочкой, с перехватывающими полуколонки наличника внизу и на треть высоты валиками и полками, сложного подоконного профиля с раскреповками по осям вертикальных элементов наличника с парными трехгранными «подвесками»;
оконных проемов южного и северного фасадов трапезной части с лучковыми перемычками, с наличниками, идентичными наличникам окон алтаря;
оконного проема южного фасада южной пристройки к колокольне, оконного проема северного фасада северной пристройки к колокольне с лучковыми перемычками без наличника;
прямоугольного окна северного фасада западного притвора без наличника;
круглой люкарны с рамочным наличником по оси фронтона западного фасада притвора;
главного входного прямоугольного дверного проема с клинчатой перемычкой по оси западного фасада притвора;
входного проема с лучковой перемычкой в южной части западного фасада притвора, ведущего на внутристенную лестницу на чердак и колокольню;
- характер и рисунок переплетов деревянных столярных заполнений оконных проемов в виде шестичастной прямоугольной центральной части переплета с арочками в верхней и нижней части, характер столярных заполнений дверных проемов: из притвора в храм – тесовая на шпонках с металлическими жиковинами, обитая листами кованого железа снаружи, на подставах, входа в колокольню – тесовая на шпонках, с коваными жиковинами на подставах, коробчатые решетки в оконных проемах алтаря, четверика, трапезной и решетки в виде «расщепленных полос» в окне северной стены притвора, решетчатые кованые двери в южном дверном проеме четверика;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, выполненное с использованием элементов барочного и русского стилей: кирпичный цоколь здания с выделенной полкой в верхней части в отдельных местах со скруглением, рустованные пилястры с базами нижнего яруса здания, расположенные в простенках между окнами с уширением на углах четверика и удвоением на западных частях южного и северного фасадов трапезной и южного и северного фасадов алтаря с раскреповками в сложнопрофилированном фризовом поясе и карнизе с поддерживающими подкарнизными сухариками на алтаре и трапезной, гладкие пилястры верхнего яруса четверика, угловые и в простенках между окнами, профилированная карнизная тяга антаблемента четверика с декоративными арочками и венчающим сложнопрофилированным карнизом с подкарнизными сухариками, деревянный резной подзор под свесом кровли четверика;
- архитектурно-художественное оформление венчающих частей памятника:
глухой кирпичный барабан главы на четверике с ордерным оформлением в виде четырех пилястр, опирающихся на полувал в нижней части барабана и поддерживающих антаблемент, отделенный четвертным валом с полкой с раскреповками по пилястрам с венчающим профилированным карнизом, с четырьмя ложными арочными окнами по сторонам света, оформленными арочным обрамляющим наличником из полувала с замковым камнем и перехватами в пяте арки, маковица главы луковичной формы, чешуйчатая, с подзором на юбке, увенчана сложным восьмиконечным процветшим крестом;
главка придела на круглом кирпичном барабане на квадратном в плане пьедестале с профилированным кирпичным карнизом, с чешуйчатой маковицей луковичной формы с подзором, с простым восьмиконечным крестом;
- восьмигранная колокольня с угловыми лопатками по ребрам со сложнопрофилированным поясом в основании яруса звона, арки которого обработаны кирпичными архивольтами простого профиля, с гуртами в виде полуваликов по ребрам шатра колокольни и тремя рядами слухов, два нижних из которых в виде проемов с арочными перемычками, обрамленными наличниками в виде вертикальных полок по сторонам, опирающихся на подоконный профиль с раскреповками и трехгранными подвесками под ними, с треугольными сандриками сверху, а верхние слухи в виде круглых люкарн с рамочными наличниками, ограждающими кованые решетки на ярусе звона со спаренными волютками в нижней части и завитками в верхней, семь старинных колоколов на ярусе звона, один из которых с клеймом «Завод Оловяшниковых»;
- характер обработки фасадной поверхности памятника: неоштукатуренные поверхности наружных стен и цоколя, обмазанные известью и окрашенные в белый цвет;
- архитектурно-художественное убранство интерьера алтаря: перекрытие конхой, арочный проем Царских врат, оформленный штукатурным архивольтом, два арочных проема дьяконских врат, стрельчатые распалубки над тремя оконными проемами в пяте свода, две ниши с коробовыми перемычками в простенках между Царскими вратами и дьяконскими вратами, ниша с коробовой перемычкой с внутристенным дымоходом на северной стене, левее большая ниша с коробовой перемычкой на северной стене, еще левее ниша с лучковой перемычкой рядом с северным окном алтаря, фрагменты монументальной живописи на сводах и стенах алтаря;
- архитектурно-художественное убранство интерьера четверика: перекрытие в виде сомкнутого свода, карниз с поддерживающими модульонами в пяте свода, форма верхних откосов окон и дверного проема, штукатурные филенки в боковых откосах, монументальная живопись на своде и стенах, перспективно оформленный арочный дверной проем в западной стене четверика с штукатурными тягами в пятах арки;
- композиция и архитектурно-художественное оформление иконостаса, резные элементы иконостаса: фигуры ангелов, рамы икон, три головки ангелов с крылышками ниже иконы над арочным обрезом проема Царских врат, Царские врата, карнизы; материал иконостаса – древесина; отделка иконостаса: золоченые на полимент резные детали, окрашенный белой краской фон, семь навесных киотов с иконами, деревянный крест с написанным распятием (Голгофа) и двумя предстоящими женскими фигурами, написанными по дереву, старинное паникадило, две старинные металлические хоругви, два подвесных подсвечника в виде больших лампад;
- архитектурно-художественное убранство интерьера трапезной:
перекрытие коробовым однолотковым сводом, с тремя распалубками над окнами с лучковыми перемычками с севера и с тремя распалубками над окнами с лучковыми перемычками с юга, с распалубкой над нишей киота в западной части, арочные проемы прохода из четверика в трапезную и в западной стене, соединяющие пространство трапезной с помещениями под колокольней и помещениями северной и южной пристроек к колокольне;
двухъярусный иконостас придела Святителя Николая в северо-восточном углу трапезной;
настенные навесные киоты с иконами;
пол трапезной в виде чугунных орнаментированных плит;
- монументальная живопись на сводах алтаря, сводах и стенах четверика и трапезной, выполненная отдельными композициями в технике темперы с архитектурно-орнаментальным обрамлением;
- кованые решетки: ограждение солеи в четверике, решетчатая южная дверь четверика, коробчатые решетки окон, решетка с «расщепами» в окне северной части притвора, ограждения на ярусе звона колокольни.
Памятник регионального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1789 г.
Документы
Контакты
- Адрес: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, с. Унимерь