Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями
Объемно-пространственное и планировочное решение территории ансамбля:
местоположение и
пространственно-планировочная композиция комплекса и входящих в него объектов (бассейн с насосной станцией и отводным каналом; док Петровский (южный); доки в крест-канале; доковый мост; канал (морская часть); овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом(незаконченная часть канала);
градостроительная и композиционная роль комплекса в застройке центральной части Кронштадта;
визуальная и технологическая связь между частями комплекса, а также между комплексом и прилегающими объектами гидросистемы и застройки центральной части Кронштадта.
I. Бассейн с насосной станцией и отводным каналом, 1734-1752 гг., воен. инж. Люберас И.-Л., XIX-XX вв.
Объемно- планировочное решение территории:
местоположение входящих в комплекс объектов (бассейна, насосной станции и отводного канала);
визуальные и гидротехнические связи объектов, входящих в комплекс.
I.1 Бассейн
Объемно-пространственное решение:
исторические местоположение, габариты и конфигурация (прямоугольная) бассейна с дамбой по центру западного берега бассейна, наклонными береговыми откосами, вертикальными подпорными стенками и лестницами спусков в юго-восточной части бассейна;
историческая гидротехническая система связывающая бассейн с оврагом в виде водоподводящей галереи в дамбе.
Конструктивная система:
исторические конструкции каменно-земляной дамбы в западной части бассейна – бутовая кладка, блоки из известняка и гранита (облицовка основания и завершения подпорной стенки дамбы);
материал облицовки входного и выходного оголовков гидротехнической галереи – блоки из известняка имитирующие архивольт с замковым камнем;
исторические конструкции основания откосов берегоукрепления – мощение ,блоками из гранита;
исторические конструкции вертикальных подпорных стенок в юго-восточной части бассейна – бутовая кладка, фигурные блоки из известняка (внешняя облицовка);
лестницы спусков в юго-восочной части бассейна – местоположение, габариты, тип (маршевые), исторические материал и профиль ступеней.
I.2 Насосная станция
Объемно-пространственное решение:
исторические местоположение, габариты и конфигурация здания, состоящего из двух разновысоких прямоугольных объемов (восточного и западного), расположенного на наклонном откосе в юго-восточной части бассейна с одноэтажной пристройкой у основания северной части восточного объема и одноэтажной пристройкой с восточной стороны восточного объема;
исторические высотные отметки и габариты скатной крыши восточного объема, вальмовой крыши западного объема, скатных крыш одноэтажных объемов;
исторический материал окрытия крыш.
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпич);
исторические отметки межэтажных перекрытий;
местоположение исторических лестниц.
Объемно-планировочное решение:
исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпич);
исторические отметки межэтажных перекрытий;
местоположение исторических лестниц.
историческое объемно-пространственное решение в габаритах капитальных стен.
Архитектурно-художественное решение:
архитектурно-художественное решение фасадов в формах классицизма;
материал отделки фасадов– гладкая штукатурка;
материал отделки цокольной части восточного и западного объемов - блоки из известняка;
местоположение, габариты и конфигурация (прямоугольная в уровне первого этажа, полуциркульная в уровне второго этажа) исторических оконных и дверных проемов;
исторические рисунок расстекловки, материал оконных заполнений;
оформление простенков здания профилированными нишами с полуциркульным завершением с вписанными в них оконными проемами первого и второго этажей;
профилированные прямоугольные рустованные лопатки фланкирующие западный фасад западного объема в уровне первого-второго этажей;
профилированный подоконный карниз в уровне второго этажа;
треугольный фронтон с гладким тимпаном в завершении восточного и западного фасадов восточного объема, оформленный профилированными карнизами;
профилированный венчающий карниз в завершении северного и южного фасадов восточного объема;
профилированный ступенчатый венчающий карниз в завершении фасадов западного объема с прямоугольными аттиковыми стенками с треугольными завершениями по центру фасадов;
профилированный венчающий карниз в завершении пристройки к восточному фасаду восточного объема;
треугольный полуфронтон, оформленный профилированными карнизами в завершении одноэтажного объема по северному фасаду западного объема;
исторические кронштейны и элементы ограждения опоясывающего балкона по границе цоколя по северному, западному и южному фасадам – местоположение, габариты, материал (металл), техника исполнения (литье, клепка);
эмблемы в виде якоря, соединенного с венком – местоположение (завершающая часть западного фасада западного объема), габарит, материал (металл), техника исполнения (литье).
I.3 Отводной канал
Объемно-пространственное решение:
исторические местоположение, габариты и конфигурация (прямая) выводного канала с откосами, прямоугольным бассейном в южной части, соединяющимся водовыпуском с Обводным каналом, лотком, соединяющимся со зданием насосной станции и основанием, соединяющимся с лотком в северной части.
Конструктивная система:
исторические габариты, конструкция и материал лотка – металлические поддоны, скрепленные клепкой на металлических столбах с фигурными упорами;
исторические конструкции основания лотка и начала канала – бутовая кладка, пиленые фигурные гранитные блоки – внешняя облицовка;
оформление водовыпуска в Обводной канал – блоки из гранита
II. Док Петровский (южный) 1719-1726 гг., Петр I, строитель Лейн Э., 1734-1752 гг., воен. инж. Люберас И.-Л., XIX-XX вв.
Объемно-пространственное решение:
исторические габариты и конфигурация прямой камеры дока включая:
симметрично наклонный к центру флютбет (дно) дока с кюветом по центру;
наклонные подпорные стенки камеры со ступенчатым основанием и закругленными устоями и трапами, завершающиеся тротуаром;
выступающие устои в торцах дока, формирующие верхнюю и нижнюю головы дока со шкафными нишами ворот и порогом батопорта с площадками и спусками;
шлюз с батопортом и порогом батопорта в южной части камеры дока;
двое двустворчатых ворот в северной и южной частях камеры, отделяющих головы дока от морской части канала и крест канала, с переходным мостом над северными воротами;
берму, устроенную вокруг стенок дока и соединяющуюся с поверхностью откосом;
историческое местоположение и габариты водоподводной системы дока в виде галерей в устоях голов, клинкетов в батопорте и воротах и исторических гидротехнических и подъемных механизмов.
Конструктивная система:
исторический материал флютбета, подпорных стенок камеры с устоями и ступенчатым основанием, устоев, формирующих головы дока, включая тротуар в завершении подпорных стенок – бутовая каменная кладка (материал подпорных стенок, флютбета и устоев голов дока), блоки из известняка (облицовка подпорных стенок и флютбета), блоки и плиты из гранита (материал ступенчатого основания подпорных стенок и флютбета, облицовка торцевых устоев дока и устоев камеры дока, материал тротуара в завершении подпорных стенок дока);
лестницы трапов подпорных стенок и ступенчатого основания камеры – местоположение, габариты, тип (маршевые), материал ступеней и обкладки лестниц – плиты из гранита;
лестницы спусков на устои голов – местоположение, габариты, тип (маршевые), материал ступеней (гранит);
исторический материал шлюза и батапорта – бутовая кладка, (материал шлюза), блоки из гранита (облицовка шлюза и порога батапорта), металл (материал батапорта);
исторический материал створок, конструкций и поворотных механизмов ворот и переходных мостов дока – металл;
исторический материал бермы – мощение булыжным камнем;
исторические кнехты на берме вдоль западного и восточного края камеры дока из пушечных стволов – местоположение, габариты, материал (металл), техника исполнения (литье);
исторический материал гидротехнических и подъемных механизмов, кнехтов, шлюза и батопорта – местоположение, материал (металл);
исторические швартовочные кольца на опорных стенках – местоположение, габариты, материал (металл).
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах исторических конструкций.
III. Доки в крест-канале, 1719-1726 гг., Петр I, строитель Лейн Э., 1734-1752 гг., воен. инж. Люберас И.-Л.
Объемно-пространственное и планировочное решение территории:
местоположение входящих в комплекс объектов (западного, северного и восточного доков и разворотного бассейна);
визуальные и гидротехнические связи объектов, входящих в комплекс.
III.1 Западный док
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация исторических частей прямой камеры дока включая:
симметрично наклонный к центру флютбет (дно) дока с кюветом по центру;
наклонные подпорные и торцевая стенки камеры с вертикальным прямым основанием со спусками;
выступающие закругленные устои в восточном торце дока, формирующие верхнюю голову дока со шкафными нишами ворот с площадками и спусками;
двустворчатые ворота в восточной части камеры, отделяющие голову дока от разворотного бассейна.
Конструктивная система:
исторический материал флютбета, подпорных стенок камеры, устоев, формирующих голову дока, – бутовая каменная кладка (материал подпорных стенок, флютбета и устоев голов дока), блоки из известняка (облицовка подпорных стенок и флютбета), блоки и плиты из гранита (облицовка основания подпорных стенок, облицовка торцевых устоев дока);
лестницы спусков подпорных стенок – местоположение, габариты, тип (маршевые), материал ступеней и обкладки лестниц – плиты из гранита;
лестницы спусков на устои головы – местоположение, габариты, тип (маршевые), материал ступеней (гранит);
исторический материал створок, конструкций и поворотных механизмов ворот – металл, дерево (историческая обшивка ворот);
исторические швартовочные кольца на опорных стенках – местоположение, габариты, материал (металл).
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах исторических конструкций.
III.2 Северный док
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация исторических частей прямой камеры дока включая:
симметрично наклонный к центру флютбет (дно) дока с кюветом по центру;
наклонные подпорные и торцевую стенки камеры со ступенчатым основанием;
выступающие закругленные устои в южном торце дока, формирующие верхнюю голову дока с площадками и спусками.
Конструктивная система:
исторический материал флютбета, подпорных стенок камеры, устоев, формирующих голову дока, – бутовая каменная кладка (материал подпорных стенок, флютбета и устоев голов дока), блоки из известняка (облицовка подпорных стенок и флютбета), блоки и плиты из гранита (облицовка основания подпорных стенок, облицовка торцевых устоев дока);
лестницы спусков на устои головы – местоположение, габариты, тип (маршевые), материал ступеней (гранит).
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах исторических конструкций.
III.3 Восточный док
Объемно-пространственное решение:
габариты и конфигурация исторических частей прямой камеры дока включая:
симметрично наклонный к центру флютбет (дно) дока с кюветом по центру;
наклонные подпорные и торцевая стенки камеры со ступенчатым завершением;
выступающие закругленные устои в восточном торце дока, формирующие верхнюю голову дока со шкафными нишами ворот с площадками и спусками;
двустворчатые ворота в западной части камеры, отделяющие голову дока от разворотного бассейна;
разводной поворотный пешеходный мост в западной части, имеющий две береговые фермы, установленные на северном и южном устоях дока и на катках, перемещающихся по рельсам;
историческое местоположение и габариты водоподводной системы дока в виде узла управления системой опорожнения и водопроводной галереи в днище дока с прямоугольными колодцами, уходящей в Петровский овраг через галерею в торцевой западной стене дока.
Конструктивная система:
исторический материал флютбета, подпорных стенок камеры, устоев, формирующих голову дока, – бутовая каменная кладка (материал подпорных стенок, флютбета и устоев голов дока), блоки из известняка (облицовка подпорных стенок и флютбета), блоки и плиты из гранита (облицовка основания подпорных стенок, облицовка торцевых устоев дока);
лестницы спусков на устои головы – местоположение, габариты, тип (маршевые), материал ступеней (гранит);
исторический материал створок, конструкций и поворотных механизмов ворот – металл, дерево (историческая обшивка ворот);
исторические конструкции разводного моста, включая направляющие рельсы и катки ферм – местоположение, габариты, материал (металл);
исторические конструкции водоподводной системы – местоположение, габариты, материал (металл (узел управления водоподводной системы), гранитные плиты (обкладка колодцев и кювета), блоки из известняка (обкладка галереи в торцевой подпорной стенке с имитацией архивольта.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах исторических конструкций.
III.4 Разворотный бассейн
Объемно-пространственное решение:
исторические габариты и конфигурация восьмигранной камеры бассейна включая:
симметрично наклонный к центру флютбет (дно) бассейна;
наклонные подпорные стенки камеры бассейна;
историческое местоположение и габариты водоподводной системы бассейна в виде колодца в центре и системы труб, соединяющих колодец с доками.
Конструктивная система:
исторический материал флютбета и подпорных стенок камеры бассейна, – бутовая каменная кладка (материал подпорных стенок и флютбета), блоки из известняка (облицовка подпорных стенок ), блоки и плиты из гранита (облицовка флютбета и основания подпорных стенок;
исторический материал колодца – бутовая кладка (конструкция стенок и дна колодца), гранитные блоки (облицовка стенок и дна колодца).
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах исторических конструкций
IV. Доковый мост, 2-я пол. XIX в.
Объемно- пространственное и планировочное решение территории: местоположение: по Макаровской улице, над морской частью Канала им. Петра Великого.
Объемно-пространственное и конструктивное решение:
однопролетный поворотный металлический балочный мост на двух устоях c центральной проезжей частью и пешеходными тротуарами с ограждениями, поворотным механизмом и боковой площадкой с полозьями поворотного механизма – местоположение, габариты, конфигурация;
пролетное строение моста – материал (металлические балки);
материал устоев – камень;
ограждения проезжей части – материал (металл), техника исполнения (литье, клепка), оформление (глухое ограждение);
стойки- тумбы с внутренним устройством домкрата в восточной части моста – количество (две, в настоящий момент правая утрачена), местоположение, габариты, материал (металл), техника исполнения (клепка);
металлический поворотный механизм с поворотным барабаном, колесом и металлическими полозьями;
покрытие проезжей части – материал (дерево);
ограждение по внешней стороне устоев моста – габариты, материал (чугун), техника исполнения (литье).
Архитектурно-художественное решение:
облицовка устоев моста – гранит;
рисунок ограждения внешней стороны устоев моста (фигурные опорные столбы с горизонтальными направляющими и заполнением в виде диагональных тяг, волютообразных завитков с фигурными окончаниями и поясом кружков в верхней части).
V. Канал (морская часть) 1719-1726 гг., строитель Лейн Э., Петр I, 1734-1752 гг., воен. инж. Люберас И.-Л., XIX-XX вв.
Объемно-пространственное и планировочное решение:
исторические местоположение, габариты и конфигурация прямого канала, образованного двумя параллельными дамбами, выходящими в море и примыкающими с юга к верхней голове и батопорту южного дока;
оформление южных оконечностей дамб в виде голов дока с двустворчатыми воротами;
исторические подпорные стенки дамб со спуском по центру внутркенней части западной дамбы, двумя прямоугольными пирсами по внутренней части восточной дамбы и спусками на внутренних частях восточной и западной дамб в южной части канала;
оформление верхней части дамб в виде газонов и тротуаров.
Конструктивная система
исторический материал конструкций и облицовки дамб и пирсов канала (плиты из известняка и гранита) (в настоящее время частично залиты бетоном);
лестницы спусков дамб – конфигурация (маршевые), исторический материал и профиль ступеней;
исторические кнехты по внутренней части дамб из пушечных стволов – местоположение, габариты, материал (металл), техника исполнения (литье);
ограждение северной части дамб канала – местоположение, габариты, материал (металл), рисунок (вертикальные фигурные стойки в виде стилизованных пучков фасций, горизонтальные направляющие с заполнением в виде пояса кругов и ромбического рисунка со стилизованными остриями);
оформление тротуара по верхней части восточной дамбы вдоль граница Петровского парка – мощение природным камнем.
VI. Овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом (незаконченная часть канала) 1719-1752 гг., строитель Лейн Э., воен. инж. Люберас И.-Л., 1901 г.
Объемно-пространственное решение:
исторические местоположение и габариты прямого оврага с кюветом (каналом в центральной части), торцевой и боковыми подпорными стенками, разделяющими овраг и восточный док в западной части, дамбой, разделяющей овраг и водосборный бассейн в восточной части и откосами.
Конструктивная система:
исторический материал конструкций торцевой и боковых подпорных стенок в западной части оврага – бутовая кладка, блоки из известняка (облицовка боковых стенок), блоки из гранита (облицовка торцевой стены);
исторический материал обкладки дна и откосов кювета (булыжный камень);
исторический материал берегоукрепления и конструкции откосов оврага.
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1719-1726 гг., 1734-1752 гг., XIX-XX вв.
Документы
Контакты
- Адрес: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Адмиралтейство