Главное здание с тремя флигелями

Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация трехэтажного, сложного в плане здания, состоящего из главного корпуса и трех флигелей (центрального корпуса, расположенного параллельно Лермонтовскому пр., с отступом от красной линии, двух боковых флигелей, расположенных перпендикулярно Лермонтовскому пр.), ограничивающих курдонер, и восточного флигеля, расположенного по центральной оси главного корпуса со стороны дворового фасада; габариты конфигурация и высотные отметки крыши, включая купол на четверике восточного объема центрального корпуса, материал кровли (листовой металл). Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены, их местоположение, материал (кирпич), исторические перегородки; междуэтажные перекрытия – местоположение; своды: коробовый с распалубками – тамбура во двор главного корпуса; крестовые на подпружных арках – парадного вестибюля главного здания, пом. № 21, площадью 13,3 кв.м.; крестовые на подпружных арках и опорных колоннах – холлов парадной лестницы в уровне 1-3-го этажей (пом. №№ 22, площадью 223,3 кв.м; 96, площадью 191,6 кв.м.; 240, площадью 134,6 кв.м.; цилиндрические с распалубками – коридоров 1-го этажа главного корпуса (пом. №№ 23, площадью 11,1 кв.м.; 27, площадью 63,3 кв.м.; 36, площадью 17,6 кв.м.; 37, площадью 24,7 кв.м., 67, площадью 107,1 кв.м.); цилиндрические с распалубками – коридоров 2-го этажа главного корпуса (пом. №№ 97, площадью 126,1 кв.м.; 187, площадью 132,5 кв.м.); цилиндрические – коридоров 3-го этажа главного корпуса (пом. №№ 244, площадью 132,8 кв.м.; 319, площадью 133,1 кв.м.); купол на парусах и подпружных арках на опорных пилонах – центрального объема церковного зала (пом. № 186, площадью 274,5 кв.м.); крестовые на подпружных арках и опорных пилонах – восточного и западного объемов церковного зала; крестовые на подпружных арках 1-го этажа северного флигеля (пом. №№ 1, площадью 28,2 кв.м.; 6, площадью 58,9 кв.м.); помещение 4-Н (22): чугунные колонны со стилизованными базами и капителями (10 шт.), поддерживающие своды; помещение 13-Н (9): чугунные пилоны (4 шт.); (в настоящее время обшиты деревянными накладками); помещение 4-Н (62): пилоны квадратного сечения (10 шт.); (в настоящее время обшиты металлическими листами); помещение 4-Н (203): колонны коринфского ордера (9 шт.); помещение 4-Н (96): чугунные колонны со стилизованными базами и капителями (10 шт.), поддерживающие своды; помещение 4-Н (240): чугунные колонны со стилизованными базами и капителями (8 шт.), поддерживающие своды; исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественное оформление, включая: парадную лестницу главного корпуса – распашную, с мраморными забежными ступенями на поворотных площадках, с боковыми устоями – в уровне 1-го этажа, с латунными ковродержателями; с металлическим ограждением в виде вертикальных стоек с бронзированными перехватами и сквозными ромбами в центральной части – в уровне 1-3-го этажей; с металлическим ограждением в виде вертикальных стоек с волютами и поясом из бронзированных розетт – в уровне боковых площадок 3-го этажа; с площадками по сводам (крестовые на подпружных арках и опорных колоннах); южную лестницу главного корпуса (4-ЛК) – двухмаршевую, на косоурах, со ступенями лещадной плиты, с площадками, облицованными двухцветной метлахской плиткой, рисунок – «соты», с кованым металлическим ограждением из вертикальных стоек, завершенных шариками и декорированных волютообразными завитками, с деревянным профилированным поручнем, с площадками по сводам; северную лестницу главного корпуса (3-ЛК) – средистенную, со ступенями и площадками лещадной плиты, с площадками по сводам (крестовые на подпружных арках); парадную лестницу северного флигеля – трехмаршевую, на косоурах, двумя чугунными колоннами, декорированными листом аканта, со ступенями и площадками лещадной плиты, с литым металлическим ограждением в виде вертикальных ажурных стоек, с профилированным деревянным поручнем; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевой фасад главного здания: трехэтажный, симметричный, выполнен в приемах классицизма; с центрально-симметричной композицией на 29 световых осей, с центральным ризалитом, на 5 осей и боковыми – на три; вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (линейный руст – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-3-го этажей); исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление; историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований ), рисунок расстекловки; исторический дверной проем – местоположение (по центральной оси), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (профилированный наличник, замковый камень); заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки); крыльцо – материал (гранит), из четырех ступеней с боковыми устоями; на устоях две каменные вазы (в настоящее время демонтированы ); балкон – местоположение (по трем центральным осям, в уровне 2-го этажа), габариты, конфигурация (прямоугольный в плане), материал (чугун); с металлическим ограждением из парапетных столбиков и металлических секций между ними; рисунок секций: из перекрещивающихся колец и фризов «пояс меандра» сверху и снизу; водосборные трубы оформлены в виде лебединых (?) голов; кронштейны: декорированы листом аканта, завершены модульоном с розеттами и шишкой пинии; оформление оконных проемов: замковые камни – в уровне 1-го этажа; профилированные наличники, треугольные сандрики на кронштейнах – в уровне 2-го этажа, исключая ризалиты; треугольные сандрики, пилястры ионического ордера, парапетные тумбы – в уровне 2-го этажа, на ризалитах; профилированные междуэтажная и подоконная тяги; профилированный венчающий раскрепованный карниз; треугольный фронтон – местоположение (в завершении центрального ризалита), габариты, конфигурация, в тимпане которого расположен лепной медальон с изображением герба СССР; галерея-переход к северному флигелю: на пять световых осей; центральная ось акцентирована парными рустованными лопатками – в уровне 2-го этажа, парными пилястрами – в уровне 3-го этажа; воротные проезды (в настоящее время заложены) (2) – местоположение, габариты, конфигурация (с лучковым завершением), оформление (веерный руст, замковый камень); оформление оконных проемов: замковый камень – в уровне 1-го этажа; профилированные наличники, линейные сандрики на кронштейнах – в уровне 2-го этажа; профилированные наличники – в уровне 3-го этажа; профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы, включая филенчатый фриз; профилированный венчающий карниз; дворовые фасады главного здания: симметричные, в приемах классицизма; пяти частная композиция, акцентирована центральным выступающим объемом церковного корпуса на три световые оси, расположенным на ризалите (на пять осей) основного фасада, боковыми ризалитами на три оси в северной и южной частях фасада; вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (линейный руст – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-3-го этажей); исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление; исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, включая полуциркульные окна второго света церковного зала), оформление; историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), рисунок расстекловки; оформление оконных проемов: замковые камни – в уровне 1-го этажа; профилированные наличники, треугольные сандрики на кронштейнах – в уровне 2-го этажа; на раскреповках в уровне 2-го этажа – пилястры ионического ордера на стилизованных парапетных тумбах, треугольные сандрики; оконные проемы церковного объема в уровне 1-2-го этажей оформлены идентично оформлению оконных проемов ризалитов; профилированные архивольты – окон 2-го света; профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий профилированный раскрепованный карниз; ризалиты центральных осей северного и южного фасадов завершены треугольными фронтонами; оформление восточного фасада объема с церковным залом: портик из четырех колонн ионического ордера, установленных на ризалит 1-го этажа и завершенных треугольным фронтоном; прямоугольные ниши с замковыми камнями – в уровне 1-го этажа; в портике между колоннами горельефные изображения (гипс, лепка) в память о выпускниках училища, погибших в Первую мировую войну: в центре Св. Георгий Победоносец, поражающий дракона, над ним – в полукруглой нише с архивольтом геральдическая композиция из военных атрибутов (знамена, оружие, в центре – щит с маской льва); на архивольте два двуглавых орла, несущие венок славы; по сторонам от Св. Георгия Победоносца – фигуры ангелов на облаках (гипс, лепка); над ними – перекрещенные мечи и щиты с цифрами «1914» и «1917» (гипс, лепка); профилированные междуэтажные тяги; треугольный фронтон – местоположение (в завершении портика), габариты, конфигурация, оформление (в тимпане фронтона рельефная композиция «Всевидящее око» (гипс, лепка); флигели: вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (линейный руст – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-3-го этажей); исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований ), рисунок расстекловки; оформление оконных проемов: замковые камни – в уровне 1-го этажа; профилированные наличники, линейные сандрики на кронштейнах – в уровне 2-го этажа; профилированные наличники – в уровне 3-го этажа; профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы; венчающий профилированный карниз; дворовый (восточный) фасад южного флигеля: вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка; исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), рисунок расстекловки; оформление оконных проемов: профилированные наличники, треугольные сандрики – в уровне 2-го этажа; южный фасад южного флигеля: вид материала отделки цоколя – известняк; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка; исторические оконные и дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные); историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет (по результатам натурных и архивных исследований), рисунок расстекловки; профилированный венчающий карниз; треугольный фронтон – в завершении центральных осей фасада; восточный фасад северного флигеля – брандмауэр; вид материала и характер отделки фасада – окрашенная гладкая штукатурка. Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: парадная лестница главного здания: оформление стен – пилястры; оформление капителей колонн и пилястр – лепные листья аканта, стилизованные ионики; исторические дверные проемы – местоположение (коридоры 1-2-го этажей, габариты, конфигурация (с полуциркульным завершением); заполнение дверных проемов 2-го этажа – профилированные наличники, с полуциркульными фрамугами с веерной расстекловкой; оформление дверного проема в быв. церковный зал - профилированный архивольт на импостах в виде пилястр; капители и архивольт с порезками растительного рисунка; заполнение дверного проема на хоры церковного зала – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированный наличник, профилированные филенки); ступень к дверному проему – материал (белый мрамор с серыми прожилками), конфигурация (забежная); профилированные лепные рамы (2) в виде фашинов перевитых лентами – в уровне холла 3-го этажа; быв. церковь Сошествия св. Духа (пом. № 186, площадью 274,5 кв.м.): прямоугольный в плане двусветный зал, ориентированный по оси «восток-запад»; оформление плафона – центральный купол украшен пятью кругами восьмигранных кессонов, уменьшающихся к центру, с заполнением лепными акантовыми розеттами, чередующимися с шестью кругами ромбовидных и треугольных филенок; центральная розетка гладкая в обрамлении тяги растительного рисунка; по окружности свода профилированный карниз с орнаментальной порезкой и лепным фризом с мотивом «пояс меандра»; паруса оформлены тягами с «жемчужником»; ребра подпружных арок с лепными тягами в виде лавровой (?) гирлянды; оформлены чередующимися одним прямоугольным и двумя квадратными кессонами с периметральными растительными порезками; квадратные кессоны – с лепными растительными розеттами; прямоугольные – с пальметтой с волютообразными завитками; боковые люнеты – с лепными тягами в виде лавровых гирлянд и квадратными кессонами с лепными розеттами; центральные люнеты и «щеки» крестовых сводов оформлены филенчатыми фризами с лепными вазонами со стилизованными пальметтами и перекрещивающимися венками; люнет восточной стены – без венков; оформление стен – профилированный раскрепованный с большим выносом карниз на акантовых кронштейнах, между кронштейнами квадратные кессоны с лепными розетками; карниз с порезками пальметтами, «жемчужником», иоником, «бусы с катушкой»; широкий ступенчатый фриз с порезкой растительного рисунка; пилоны фланкированы угловыми пилястрами композитного ордера, с элементами коринфского, без баз; восточная стена: три полуциркульных ниши; боковые – с профилированными архивольтами на импостах в виде пилястр композитного ордера; западная стена: балкон-хоры на литых чугунных кронштейнах – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольный в плане); с деревянным ограждением в виде балясин и стойками с вертикальными филенками с порезкой «жемчужником»; подшивка балкона филенчатая; оформление дверного проема – профилированный архивольт на импостах в виде пилястр; капители и архивольт с порезками растительного рисунка, «жемчужником», «бусы с катушкой»; оформление оконных проемов – профилированные архивольты на импостах в виде пилястр с порезками растительного рисунка, «жемчужника»; приборы оконные – шпингалет латунный, поворотный, с ажурной ручкой-петлей; северная стена: в простенках между окнами центральной части стены мемориальные доски черного мрамора с именами погибших воспитанников училища; Белый зал (пом. № 203, площадью 688,1 кв.м.): прямоугольный в плане, двусветный, ориентирован по оси «север-юг»; оформление потолка и стен – профилированный карниз с большим выносом на акантовых кронштейнах с порезками иоником, «бусы с катушкой»; между кронштейнами квадратные кессоны с лепными розеттами; лепной фриз с пальметтами, порезкой «бусы с катушкой»; зрительно разделен на три части – основной зал и галереи вдоль восточной и северной стен – десятью колоннами композитного ордера, с элементами коринфского; вдоль северной и западной стен расположены хоры (в настоящее время заложены); западная стена: колоннам на восточной стене соответствуют пилястры композитного ордера, с элементами коринфского; оформление оконных проемов (пять окон в южной части зала закрыты поздней пристройкой) – профилированные архивольты с порезками пальметты, «бусы с катушкой» на импостах в виде пилястр с капителями с порезкой иоником; восточная стена: галерея – в уровне второго света; с металлическим ограждением из звеньев в виде перекрещивающихся колец, фризами с мотивом «пояс меандра» по верхнему и нижнему поясу и опорных столбиков в виде фашинов с шаром в навершии; в центральной части звеньев накладные композиции из бронзированных двуглавых орлов в лавровых венках перевитых лентами; в боковой стенке подшивки галереи и в верхней части северной стены – прямоугольные вентиляционные решетки; подшивка и потолки галерей восточной и северной стен – с периметральным карнизом аналогичным карнизу зала; с лепными розеттами (8 и 3 соответственно) из листа аканта, в профилированном круглом обрамлении с порезкой «спираль»; южная стена: прямоугольный проем сцены в сложно профилированном наличнике; трехчастное оформление: в центре – ризалит в виде портала: пилястры (с капителями с порезкой иоником) с разорванным лучковым фронтоном; одновременно пилястры являются импостами для профилированного архивольта, оформляющих полуциркульную нишу; конха ниши оформлена квадратными кессонами с лепными розеттами; оформление капителей пилястр переходит в оформление ниши; по сторонам от портала две полуциркульные ниши – оформленные аналогично оконным проемам; северная стена: три дверных проема (восточный проем ложный) – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление: центральный – в виде гладкого прямоугольного портала и раскрепованного карниза большого выноса, с порезкой иоником; западный – в профилированном деревянном наличнике с «ушками»; заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двустворчатые), оформление (профилированные фигурные филенки, в центре с накладными резными львиными масками; детали бронзированы).

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1822-1825 гг., 1917 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Санкт-Петербург, Лермонтовский просп., 54, лит. 1, корп. 1, 2, 3