Дом Яковлева А.И. (Сюзора П.Ю.)

Объемно-пространственное решение:
местоположение (по красной линии Волховского переулка), габариты и конфигурация в плане двухэтажного с цокольным этажом здания (без позднейших пристроек со стороны двора);
конфигурация крыши (скатная), отметка конька, материал покрытия – листовой металл.
Конструктивная система:
наружные и внутренние капитальные стены XVIII-XIX вв.,
кирпичные своды в помещениях подвального и первого этажей;
музеефицированные при реставрации 2003-2006 гг. фрагменты кирпичной кладки и исторической стропильной системы в помещениях мансардного этажа (бывшего чердака):
кирпичные арки в помещении коридора (пом. 210);
треугольные стропильные фермы XIX в. с металлическими коваными затяжками в пом. 220 пл. 116,9 кв.м;
фрагменты кирпичного свода XVIII века в пом. 221 пл. 45,2 кв.м;
деревянные стропильные ноги XIX в. и фрагменты кирпичной кладки стен в помещениях 212, 213, 215, 216, 223, 225,
парадная лестница – известняковая, по металлическим косоурам, ступени профилированные с валиком,
ограждение металлическое кованое в виде перекрещивающихся арочек и пояса из колец во фризе, с деревянным поручнем; угловые столбики завершены декоративными латунными шарами.
Объемно-планировочное решение:
объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; габариты помещений 2-3-го этажей с художественной отделкой, указанных в п. 5.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурно-художественное решение лицевого фасада: в характере безордерного классицизма, на уровне цокольного этажа обработан горизонтальным рустом, на уровне 1-2-го этажей гладкооштукатурен, окна второго этажа в профилированных наличниках, часть из них увенчана прямыми и треугольными сандриками; венчающий карниз с модульонами;
материал и характер фасадной поверхности (окрашенная штукатурка);
материал цоколя – красный бучардированный гранит;
габариты и конфигурация оконных и дверных проемов;
габариты и конфигурация воротного проема, материал (окрашенное дерево) и рисунок (мелкие квадратные филенки с алмазной гранью) его заполнения;
материал (дуб) и рисунок (филенчатое) дверного заполнения;
материал (окрашенное дерево, в помещениях 164, 165, 166, 168 второго этажа – дуб), историческое цветовое решение и рисунок расстекловки оконных заполнений;
архитектурное решение дворового фасада: гладкооштукатурен, завершен карнизом с модульонами;
материал и характер фасадной поверхности (окрашенная гладкая штукатурка);
габариты и конфигурация оконных и дверных проемов (по цокольному этажу – верхняя отметка и габариты ширины проёмов);
единообразие цветового решения заполнений оконных проемов.
Архитектурно-художественное решение интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
Большой зал (помещение 164 площадью 109,5 кв.м):
живописный плафон (темперно-клеевая техника по штукатурке, 1820-е гг.) – в центре большое тондо с полихромной композицией, изображающей Вакха и Деметру на колеснице, запряженной быками, в окружении путти. Обрамлена поясом из листьев аканта и вписана в квадрат, в углах которого помещены гризайльные вставки – путти на фоне гротескных орнаментов;
падуги с гризайльным орнаментом, изображающим кессоны;
люстра (дерево, папье-маше, резьба, золочение) в форме ажурной корзины, борта которой образованы прорезным орнаментом с изображением акантового листа и пальметок; к верхнему ободу крепятся 12 резных орнаментированных рожков на 3 светоточки каждый; на 4-х цепях подвешена к центру плафона (предположительно, происходит из церкви Почтового ведомства);
отделка стен искусственным мрамором бледно-розового цвета с прожилками;
лепной декор: лепной антаблемент с карнизом с мутулами и орнаментальным фризом в виде провисающих гирлянд;
наддверники лепные, орнаментированные, с прямыми сандриками на кронштейнах;
двери – исторический материал (окрашенное дерево), рисунок (филенчатые);
пол наборного паркета (дуб, мореный дуб, красное, черное и лимонное (дару) дерево) классицистического орнамента: в центре большая многоконечная звезда, окруженная малыми 8-конечными звездами, по периметру – фриз геометрического орнамента;*
* воссоздание 2006 г. на основании обмерных чертежей
два зеркала прямоугольных, цельного стекла, в рамах, увенчанных декоративными орнаментированными сандриками на волютообразных кронштейнах, под сандриком – орнамент в виде круглых розеток (дерево, резьба, золочение; 1820-е гг.) – размещены в простенках между окнами,
размер: высота 380 см, ширина 140 см.;
две консоли подзеркальные (дерево, фанеровка красным деревом, маркетри, мрамор; 1820-е гг.), каждая на четырех спаренных ножках в виде стилизованных птичьих лап; лицевая сторона царги декорирована тремя овальными композициями с растительным орнаментом, выполненным в технике маркетри; столешницы из цельных кусков желтого с прожилками мрамора
размер: высота 85 см, ширина 50 см, длина 150 см;
подоконники светло-желтого с прожилками мрамора.
Зеленая гостиная (помещение 165 площадью 63,2 кв.м):
живописный плафон (гризайль, темперно-клеевая техника по штукатурке, 1820-е гг., частично – воссоздание 1949 г. (композиция "Жертвоприношение Диане"). Центр плафона занят прямоугольным панно, на поперечных сторонах которого помещены композиции "Квадрига Аполлона" и "Аврора на колеснице", на продольных сторонах - группы играющих путти. Центральное панно обрамлено поясом из живописных кессонов, в который на поперечных сторонах вкомпонованы сюжетные композиции "Жертвоприношение Аполлону" и "Жертвоприношение Диане". Вся роспись выполнена в зеленоватых тонах - "под патинированную бронзу" (центральная часть) и в манере гризайль на зеленом фоне (боковые композиции);
отделка стен искусственным мрамором голубовато-серого оттенка с прожилками;
лепной декор: карниз лепной орнаментированный с модульонами и розетками, фриз с лепными венками и гирляндами;
двери – исторический материал (окрашенное дерево), рисунок (филенчатые), оформление откосов (филенчатые деревянные панели с резными порезками вокруг проемов);
зеркало прямоугольное, цельного стекла, в раме (дерево, резьба, окраска, золочение; 1820-е гг.), увенчанной декоративной резной композицией в виде раковины, обрамленной завитками аканта; на плоскости рамы в заглублениях – накладной резной орнамент растительного характера (мотивы цветов подсолнуха, дубовых листьев) – помещено в простенке между окнами,
размер: высота 350 см, ширина 150 см.;
пол наборного паркета (дуб, красное дерево, палисандр) – центральная часть выполнена в виде решетки, фриз из меандра*
* воссоздание 2006 г. на основании обмерных чертежей
Столовая (пом.166 площадью 64,6 кв.м):
живописный плафон (темперно-клеевая техника по штукатурке, 1820-е гг., частично – воссоздание 2006 г. (группа "Зима", часть центральной композиции). В центре находится овал, заполненный сюжетной композицией "Отдыхающий Амур", обрамленной цветочной гирляндой. По сторонам от него четыре парные группы путти, олицетворяющие времена года, и тирсы, увитые венками и цветочными букетами. По периметру плафона - орнамент из пальметок и аканта, в углах - полуфигуры крылатых нимф в обрамлении орнамента. Обрамляет плафон живописный фриз с чередующимися маскаронами и композициями из волют, акантов и пальмет. В падуге - цветочная гирлянда. Центральная композиция, аллегории времен года и гирлянды - полихромные, остальная живопись - гризайль.
лепной декор: орнаментированный карниз с модульонами, под ним - фриз с изображением рогов изобилия;
отделка стен искусственным мрамором светло-голубого цвета с прожилками;
лепные наддверники в виде прямых орнаментированных сандриков на кронштейнах, под которыми помещены лепные композиции в виде головы Аполлона в обрамлении завитков аканта;
двери – исторический материал (окрашенное дерево), рисунок (филенчатые);
пол наборного паркета (дуб, красное дерево) классицистического рисунка*
* воссоздание 2006 г. по обмерным чертежам 1945 г.
два зеркала прямоугольные, цельного стекла, в рамах (дерево, резьба, окраска, золочение; 1820-е гг.), на плоскости рам в заглублениях на зеленовато-голубом фоне накладной резной орнамент растительного характера – помещены в простенках между окнами,
размер: высота 350 см, ширина 90 см.
Розовая гостиная (пом.168 площадью 39,2 кв.м):
живописный плафон (темперно-клеевая техника по штукатурке, 1820-е гг., частично (композиция "Венера на колеснице") – воссоздание 1949 г.) Разбит на три прямоугольных панно. В среднем в центре помещена живописная розетка, по сторонам - группы играющих путти (путти пляшущие, стреляющие из лука, кормящие барашка, играющие в жмурки). В боковых панно - полуциркульной формы сюжетные композиции "Суд Париса" и "Венера на колеснице". Падуга заполнена живописью "под золото", изображающей путти, держащих венки из цветов. Вся живопись исполнена в манере гризайль, полуциркульные вставки – полихромные;
карниз лепной с модульонами и розетками;
отделка стен искусственным мрамором розового цвета с прожилками;
лепные наддверники в виде прямых орнаментированных сандриков на кронштейнах, под которыми помещены лепные композиции в виде женских головок в обрамлении венков;
двери – исторический материал (окрашенное дерево), рисунок (филенчатые);
двери – исторический материал (окрашенное дерево), рисунок (филенчатые);
пол паркетный (дуб, красное дерево)* *воссоздание 2006 г. по историческим аналогам;
зеркало прямоугольное, цельного стекла, в раме (дерево, резьба, окраска, золочение; 1820-е гг.), рама украшена накладным резным орнаментом в виде порезок – помещено в простенках между окнами,
размер: высота 350 см, ширина 90 см.
помещение 175 площадью 40,0 кв.м – оформление стен профилированными тягами, образующими прямоугольные филенки с выкружками в углах;
помещения 159, 160, 161, 162, 163 – лепные орнаментированные карнизы классицистического характера;
мраморные подоконники в помещениях 2-го этажа (исторический материал, габариты);
помещение 162 - камин средистенный серого мрамора: две боковые стойки в виде резных консолей волютообразных очертаний, поддерживают полочку фигурных очертаний; обрамление топочного проема чугунное с орнаментированной кромкой, чугунная топочная решетка*
* мраморное обрамление топочного отверстия утрачено, заменено оштукатуренной поверхностью
лепное оформление сводов аудиторий первого этажа – профилированные тяги по периметру распалубок, орнаментальные розетки растительного орнамента;
дверные заполнения в помещениях 1-2-го этажей – материал (окрашенное дерево), характер оформления (филенчатые);
оформление интерьера парадной лестницы: стены декорированы профилированными тягами, образующими прямоугольные филенки, по периметру потолка – лепной орнаментированный карниз.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1770-1790-е гг., 1818-1821 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: Санкт-Петербург, Волховский переулок, дом 3, литера А