Корпус митрополичий с двумя башнями

Объемно-пространственное решение:
Здание 1-3-этажное на полуподвале, сложное в плане, вытянутое с севера на юг, с П-образным центральным корпусом с двухступенчатым ризалитом и мезонином в пять осей по центру западного фасада, прямоугольными соединительными галереями и квадратными в плане угловыми башнями, завершенными куполами на барабанах:
конфигурация в плане, габариты;
крыши сложной конфигурации (четырехскатные, двускатные, вальмовые) – конфигурация, габариты и высотные отметки; материал окрытия – металл;
купола угловых объемов сложной конфигурации с фонариками и луковичными главками – конфигурация и габариты; материал окрытия – металл
дымовые трубы, слуховые окна – местоположение, конфигурация и габариты;
Конструктивная система здания: наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
местоположение плоских перекрытий;
своды, в том числе: крестовые, цилиндрические, коробовые, зеркальные с распалубками, купольные, прусские;
арки, в том числе: полуциркульные, трехцентровые, лежачие;
исторические лестницы (на сводах, по косоурам, со ступенями, вмонтированными в стены), в том числе:
парадная лестница в центральном корпусе: местоположение, конструкция (по косоурам), материал ступеней – известняк, исторический материал (металл) и рисунок ограждений;
лестница в северной части центрального корпуса: местоположение, тип (распашная), конструкция (по косоурам), материал ступеней (известняк), материал (металл), техника исполнения (ковка, литье) и рисунок перильных ограждений;
лестница в южной части центрального корпуса: местоположение, конструкция (по косоурам, с опорным столбом, с верхней площадкой на металлических арках), материал ступеней – известняк, материал (металл), техника исполнения (литье) и рисунок перильных ограждений;
Объемно-планировочное решение:
в габаритах исторических капитальных стен;
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурно-художественное решение в формах барокко;
материал и характер отделки фасадов – гладкая окрашенная штукатурка (в т.ч. рустованная);
материал и характер отделки цоколя – известняк;
историческое колористическое решение фасадов;
местоположение, конфигурация (прямоугольные, с полуциркульной перемычкой, с трехцентровой перемычкой, с перемычкой в виде лежачей арки, с фигурной перемычкой) и габариты оконных и дверных проемов;
исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных и дверных заполнений;
оформление фасадов:
архитектурно-художественное решение западного (обращенного в Митрополичий сад) фасада:
профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги;
2-3-этажный центральный П-образный в плане объем:
оформление оконных и дверных проемов, и проема балконной двери: фигурные, профилированные штукатурные наличники, (в том числе с «ушками», стилизованными полотенцами), замковые камни (в том числе веерные), профилированные фигурные штукатурные рамы с «ушками», профилированные треугольные, лучковые и фигурные сандрики, прямоугольные подоконные ниши, профилированные подоконные выступы;
пилястры с прямоугольными нишами;
ступенчатые пилястры с ионическими капителями и известняковыми базами в оформлении простенков первого этажа западного фасада северного объема;
руст в оформлении углов первого этажа северного объема;
штукатурные пилястры с полукруглыми в вертикальном сечении выступами в верхней части в уровне третьего этажа;
аттиковые стенки, прямоугольные тумбы, фигурный аттик в оформлении фасадов северного выступающего объема с пилястрами и профилированным венчающим карнизом;
крыльцо центрального входа с известняковыми ступенями и парапетами;
козырек на два ската, на фигурных колонках с прямоугольной в сечении нижней частью с филенками и профилировками, и круглым в сечении столбом с каннелюрами, лиственным орнаментом и перехватами;
оформление козырька: «тимпан» со сквозным орнаментом с растительными мотивами, волютообразными кронштейнами, «шишками» на углах и пальметтой по центру; стилизованные подзоры со сквозным орнаментом (рисунок – «чешуя») и пальметтами;
металлическое окрытие;
фонарь четырехгранный, трапециевидный в вертикальном сечением с накладными металлическими деталями;
балкон по центральной оси в уровне второго этажа; исторические рисунок* и материал (металл) ограждения;
(* вставка в виде креста в центре позднейшая);
1-2-этажные галереи по сторонам центрального П-образного в плане объема:
оформление оконных и дверных проемов: фигурные штукатурные наличники с «ушками», стилизованные полотенца, прямоугольные подоконные ниши; профилированные фигурные штукатурные рамы с «ушками», треугольные и фигурные профилированные сандрики, замковые камни (в том числе веерные);
штукатурные пилястры в оформлении простенков первого этажа;
штукатурные пилястры с полукруглыми в вертикальном сечении выступами в верхней части в оформлении простенков второго этажа;
3-этажные с главами на барабанах южная и северная угловые башни (все фасады):
профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги;
ленточный руст в оформлении первого этажа (северная башня);
оформление оконных проемов первого этажа: штукатурные наличники со стилизованными полотенцами, фигурные профилированные наличники с «ушками» и волютами в верхней части, фигурные штукатурные рамы, подоконные ниши, замковые камни;
рустованные (северная башня) и гладкие (южная башня) лопатки в простенках между окнами в уровне первого этажа;
пилястры с капителями ионического ордера и известняковыми базами в простенках между окнами второго-третьего этажей;
лучковые аттики;
оформление барабанов:
профилированные карнизы и тяги;
оформление оконных проемов с полуциркульным завершением: профилированные штукатурные наличники с импостами и веерными замковыми камнями;
стилизованные ступенчатые лопатки в нижней части барабана;
ступенчатые пилястры с капителями ионического ордера в простенках между окон;
оформление фасада над венчающим карнизом (у основания купола): ступенчатые пилястры, прямоугольные филенки;
оформление купола: люкарны в фигурных наличниках со сложными лепным растительным орнаментом и лучковым сандриком;
оформление фонариков:
оконные проемы с полуциркульным завершением с импостами;
профилированные карнизы;
пилястры со сложным растительным орнаментом;
луковичная золоченая главка в завершении с крестом;
архитектурно-художественное решение восточного (обращенного в сад главного двора) фасада:
2-3-этажный центральный объем с повышенной центральной и боковыми частями и одноэтажным выступом с террасой на семь центральных осей:
профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги;
оформление дверного проема с трехцентровой перемычкой по центральной оси: штукатурный профилированный наличник, стилизованный замковый камень в виде сложного лепного рокайля;
оформление оконных и дверных проемов: штукатурные профилированные наличники, профилированные фигурные штукатурные рамы с «ушками», замковые камни с розетками, веерные замковые камни, стилизованные замковые камни в виде сложных лепных рокайлей, треугольные, лучковые и фигурные профилированные сандрики, прямоугольные филенки в подоконном пространстве, профилированные подоконные выступы;
полуколонны и пилястры ионического ордера с известняковыми базами в простенках первого этажа;
ступенчатые пилястры ионического ордера в простенках второго этажа;
штукатурные пилястры с полукруглыми в вертикальном сечении выступами в верхней части в уровне третьего этажа;
крыльцо центрального входа с известняковыми ступенями;
козырек – исторический рисунок и материал (металл);
крыльца боковых входов с известняковыми ступенями и парапетами;
козырьки – исторический рисунок и материал (металл);
терраса на уровне второго этажа по центру фасада с балюстрадой с фигурными балясинами и тумбами;
одноэтажные галереи по сторонам центрального объема:
профилированные межэтажные, подоконные и венчающие карнизы и тяги;
оформление проемов: штукатурные профилированные наличники, замковые камни с розетками, прямоугольные филенки в подоконном пространстве;
полуколонны и пилястры ионического ордера в простенках;
приямок северной галереи с известняковыми ступенями;
крыльцо с известняковыми ступенями и парапетами между северной галереей и галереей Просфорного корпуса;
козырьки – исторический рисунок и материал (металл);
Декоративно-художественная отделка интерьеров: Историческое решение отделки интерьеров, в том числе:
Помещение коридора:
крестовые своды;
ступенчатые трехцентровые арки;
пилястры;
штукатурные наличники с замковыми камнями;
облицовка пола известняковыми плитами;
Помещение центральной лестницы:
оформление стен профилированными тягами, профилированными рамами, лепными композициями, рокайлями, в том числе с золочением;
маскароны, фактурная штукатурка;
оформление потолка профилированным карнизом, падугой, профилированной рамой, в том числе с золочением;
исторический рисунок и материал паркета;
Помещение центрального вестибюля:
крестовые своды, в том числе оформленные фактурной штукатуркой;
арки;
пилястры;
исторический рисунок и материал дверных заполнений, входных тамбуров;
облицовка пола известняковыми плитами;
Помещение распашной лестницы в северной части центрального объема:
оформление стен рустом;
рустованные и гладкие лопатки;
профилированный дверной наличник;
профилированные потолочные карнизы;
стилизованные кронштейны в верхней части лопаток оформленные лепным декором с растительным орнаментом, гирляндами и волютами;
замковые камни с лепным орнаментом в оформлении оконных проемов;
фигурные профилированные рамы и филенки с лепным растительным орнаментом;
Помещение 23-Н (47) Золотой зал:
историческое решение декоративно-художественной отделки интерьера двусветного зала:
оформление стен:
филенки с профилировками в оформлении цокольной части;
оформление первого яруса стен:
пилястры коринфского ордера;
профилированные наличники оконных проемов и рамы с полуциркульным завершением;
лепные композиции в поле над окнами и рамами со сложным орнаментом с волютами, рокайлями, растительными мотивами и головами путти;
историческое решение и материал (дерево ценных пород) дверных заполнений и тамбуров с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам и порезками, в том числе с золочением;
десюдепорты в виде прямоугольных профилированных рам;
подоконники белого мрамора;
оформление откосов филенеками;
антаблемент, разделяющий первый и второй ярусы с профилированными архитравом и карнизом, в том числе с золочением, и гладким фризом;
оформление второго яруса:
профилированные наличники оконных проемов второго света и ложных окон;
оформление откосов профилированными филенками;
профилированные рамы в оформлении торцевых стен, в том числе с золочением;
пилястры в простенках оформленные лепным декором с растительным орнаментом, рокайлями, в том числе с золочением;
оформление потолка:
падуга с распалубками, оформленная фигурными профилированными рамами, в том числе с золочением;
прямоугольный плафон с периметральным профилированным карнизом;
живописный плафон (техника – темперно-клеевая живопись по штукатурке) с, гризайльной периметральной рамой с геометрическим и растительным орнаментом; розеткой с растительным орнаментом; фигуративными композициями с путти;
печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, с облицовкой в нижним ярусе керамической плиткой, в верхнем ярусе – белым рельефным изразцом, прямоугольным топочным отверстием, кадуцеи по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка с орнаментальными порезками; во втором ярусе: пилястры, арка с оформленным порезками архивольтом, декоративная композиция с изображением орла в лавровом венке и дубовых веток в поле арки, розетки в антрвольтах, фриз с ложчатым орнаментом над аркой, карниз с порезками и модульонами, аттик с карнизом, композицией с тремя лавровыми венками и навершие с волютами и пальметтой;
Помещение 23–Н (46) Приемная:
историческое решение декоративно-художественной отделки интерьера:
историческое решение, материал (дерево ценных пород) и техника (фанеровка, маркетри) дверных заполнений и тамбуров, в том числе с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам, в том числе с золочением;
оформление потолка:
падуга с профилировками;
полихромная живопись (техника – темперно-клеевая живопись по штукатурке) с растительным и геометрическим орнаментом в оформлении падуги;
полихромная живопись (техника – темперно-клеевая живопись по штукатурке) в оформлении плафона с фигурной периметральной рамой растительным и геометрическим орнаментом, живописными композициями с растительным и геометрическим орнаментом по углам плафона, центральной розеткой с растительными и геометрическими мотивами;
печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, облицованные белым рельефным изразцом, с прямоугольным топочным отверстием, пилястрами по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка на стилизованных кронштейнах; во втором ярусе: профилированная рама, профилированная тяга, профилированный карниз, аттик и навершие с волютами и пальметтой;
Помещение 23-Н (48):
историческое решение, материал (дерево ценных пород) и техника (фанеровка, маркетри) дверных заполнений и тамбуров с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам, в том числе с золочением;
оформление потолка: падуга с профилировками;
печь угловая на гладком раскрепованном плинте, облицованная белым рельефным изразцом, разделенная на четыре яруса профилированными карнизами, в том числе с ложчатым орнаментом; прямоугольные филенки, в первом ярусе, листья аканта и розетка во втором ярусе; вертикальные волюты и пояс с растительным орнаментом в третьем ярусе; провисающие цветочные гирлянды в четвертом ярусе; навершие в виде стилизованного купола с декором в виде «монет», увенчанное декоративной шишкой; выделение деталей золочением;
прямоугольное топочное отверстие с латунной дверцей;
Помещение 23-Н (50):
историческое решение, материал (дерево ценных пород) и техника (фанеровка, маркетри) дверных заполнений и тамбуров с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам, в том числе с золочением;
оформление потолка: падуга с профилировками и дентикулами;
печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, облицованные белым рельефным изразцом, с прямоугольным топочным отверстием, пилястрами по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка; во втором ярусе: пилястры коринфского ордера, профилированная рама с лиственной порезкой, профилированная тяга, фриз с растительным орнаментом и розетками, профилированный карниз с лиственной порезкой, аттик и навершие с волютами и пальметтой;
Помещение 23-Н (52):
историческое решение и материал (дерево ценных пород) дверных заполнений и тамбуров в том числе с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями; наличниками с профилировкам и порезками, в том числе с золочением;
оформление потолка: падуга с профилировками, историческое решение лепного орнамента (лепные композиции по углам, тяги, лепная розетка);
печи угловые (две): на гладком плинте, двухъярусные, облицованные белым рельефным изразцом, с прямоугольным топочным отверстием, пилястрами по сторонам топочного отверстия, горизонтальная полочка на стилизованных кронштейнах; во втором ярусе: профилированная рама, профилированная тяга, профилированный карниз, аттик и навершие с волютами и пальметтой;
Помещение 23-Н (53):
оформление потолка: падуга с профилировками, историческое решение лепного орнамента (лепные композиции по углам, тяги, лепная розетка);
Помещение 23-Н (60):
историческое решение декоративно-художественной отделки интерьера двусветного зала:
историческое решение и материал (дерево) дверных заполнений;
оформление стен:
филенки в оформлении цокольной части;
пилястры композитного ордера, профилированные рамы и наличники в оформлении первого яруса стен;
филенки в откосах окон;
оформление дверных проемов профилированными наличниками, рамами с лепным орнаментом с порезками;
историческое решение живописных вставок;
антаблемент, между первым и вторым ярусами с профилированным архитравом, гладким фризом и профилированным карнизом, в том числе с дентикулами, поясами иоников и лиственной порезки;
оформление второго яруса стен:
профилированные наличники и рамы;
филенки в оформлении откосов окон;
оформление простенков профилированными филенками с лепным декором и профилированными карнизами;
лепные венки в оформлении простенков восточной стены;
лежачая арка, отделяющая восточную часть зала с оформленным филенкой софитом;
оформление потолка:
падуга с распалубками, оформленная фигурными профилированными рамами;
периметральная профилированная рами с филенками, и орнаментированными вентиляционными решетками;
лепные орнаментированные розетки;
оформление потолка в восточной части зала:
профилированный карниз;
Помещение 23-Н (61), Лестница:
оформление стен:
профилированные рамы;
полихромная живопись в оформлении стен (техника – масляная живопись по штукатурке) – фигуративные композиции с изображением святых;
оформление лестницы:
исторические рисунок и материал (металл) перильных ограждений;
опорный металлический столб с растительным орнаментом в верхней части, орнаментированным основанием и перехватами;
профилировки в оформлении косоуров;
оформление профилированными балками поля подшивки площадок;
оформление потолка:
профилированный карниз;
лепная профилированная розетка;
Южная башня:
помещение с четырьмя столбами, подпружными арками, куполом на парусах и антресолью;
оформление столбов, парусов и софитов арок: профилированные рамы;
профилированные оконные наличники;
профилированный карниз в основании купола;
ограждение антресоли в виде балюстрады с профилировками и ложчатым орнаментом в нижней части, фигурными балясинами и профилированным поручнем;
Северная башни:
помещение на четырех столбах с парусами, барабаном и куполом (*в настоящее время разделено на несколько уровней):
оформление столбов, парусов и софитов арок: профилированные рамы;
оформление стен барабана: пилястры ионического ордера, штукатурные профилированные рамы;
профилированный карниз в основании купола;
оформление купола ребрами;
Помещение лестницы, ведущей в северную башню:
историческое металлическое клепанное дверное заполнение с накладными деталями.
исторические элементы декоративно-художественной отделки прочих помещений, включающие:
оформление полов известняковыми плитами;
историческое решение и материал (дерево, в том числе ценных пород) дверных заполнений, тамбуров в том числе с профилировками, филенками, латунными накладками, растительным орнаментом наборного дерева, латунными ручками и петлями;
оформление сводов профилированными карнизами, падугами, профилированными рамами.
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1740-е-1750-е гг. (проект), 1756-1764 гг. (строительство), 1861-1864 гг., 1896-1897 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1, литера Г