Собор Троицкий с двумя соединительными флигелями
Объемно-пространственное решение:
габариты крестообразного в плане, трехнефного одноэтажного однокупольного и одноапсидного здания с двумя одноярусными башнями над западным фасадом;
конфигурация и габариты сложной скатной крыши;
конфигурация и габариты купола и окрытий двух звонниц, включая высотные отметки коньков и карнизов;
материал кровель – листовой металл, исторический колер его окраски, рисунок раскладки металла;
Конструктивная система:
исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич);
междуэтажные перекрытия – местоположение;
своды, в том числе:
коробовый свод портика западного фасада здания;
полуциркульный с распалубками свод центрального нефа, северного и южного рукавов трансепта;
купольный свод со световым фонарем на барабане с парусами и подпружными арками;
купольные своды на парусах в боковых нефах;
купольные своды на парусах в западной части здания, в помещениях под звонницами;
крестовые, полуциркульные и полуциркульные с распалубками своды в подцерковье основного объема;
крестовые своды звонниц над западным фасадом;
лестница в подцерковье, в северо-западном углу здания – одномаршевая, межстенная, с известняковыми ступенями;
профиль ступеней (с валиком);
две винтовые межстенные лестницы, ведущие на звонницы – в западной стене здания, с известняковыми ступенями;
профиль ступеней (с валиком);
портик на западном фасаде с 8-ю колоннами тосканского ордера;
20 каннелированных колонн коринфского ордера (кирпичные с базами путиловской плиты) с позолоченными капителями и базами, в главном нефе здания и в рукавах трансепта;
12 каннелированных колонн коринфского ордера (кирпичные с базами путиловской плиты) с позолоченными капителями и базами - в апсиде;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение;
Архитектурно-художественное решение фасадов:
архитектурно-художественное решение в формах раннего классицизма, выполненное по проекту И.Е. Старова в 1776-1790 годах;
цоколь облицован гранитом;
характер отделки фасадов: гладкая окрашенная штукатурка;
оформление пяти дверных проемов на трех фасадах здания – треугольные сандрики с поясами «сухариков» на фигурных орнаментированных кронштейнах, профилированные наличники, прямоугольные филенки;
металлические двустворчатые заполнения, рисунок (вертикальные тяги, меандровый орнамент);
фрамуга с полуциркульной композицией из веерообразно расположенных тяг и волют по сторонам;
деревянные двусвторчатые полусветлые дверные заполнения (три), каждая створка на одну филенку с «алмазной» гранью внутри и одну профилированную тягу;
прямоугольная фрамуга;
скульптурная композиция над центральным входным проемом западного фасада – два ангела, поддерживающих орден Александра Невского (дерево, резьба, золочение, полихромная раскраска);
прямоугольная филенка с горельефом «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского Храма», скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс;
прямоугольные филенки по сторонам от горельефа;
под филенками профилированный карниз по периметру всей лоджии портика;
в верхней части стены лоджии портика фриз с гутами;
прямоугольные филенки с горельефами «Вручение Богом Моисею скрижалей завета» и «Явление Бога Моисею в купине» над северным и южным входными проемами западного фасада, скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс;
покрытие пола лоджии портика – гранит;
прямоугольные филенки на западном фасаде, по сторонам от портика;
исторические оконные проемы 1-2-го ярусов – местоположение, конфигурация (прямоугольные, круглые, с полуциркульным завершением), оформление (профилированные наличники, прямые сандрики на фигурных орнаментированных кронштейнах, прямоугольные филенки, подоконные блоки на фигурных орнаментированных кронштейнах);
исторические оконные проемы барабана и фонарика - местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), оформление (прямоугольные филенки над окнами);
исторический рисунок, цвет и материал (дерево) оконных заполнений;
два пилястровых портика с пилястрами тосканского ордера и треугольными фронтонами с поясами мутулов;
в поле фронтона – композиция «Всевидящие око в сиянии» (буквы БГЪ в треугольниках позолочены);
в первом ярусе ниши с полуциркульным завершением, во втором – прямоугольные филенки;
профилированные тяги;
прямоугольные филенки с горельефами «Встреча блудного сына» и «Явление Бога Аврааму в виде трех ангелов» над проемами северного и южного портиков, скульптор – Ф.И. Шубин, материал – гипс;
стены здания оформлены пилястрами тосканского ордера;
над окнами - прямоугольные филенки с трапециевидными выступами
раскрепованный антаблемент в верхней части стены: профилированный карниз с поясом «сухариков», фриз с триглифами и метопами, архитрав с гутами;
оформление постаментов звонниц западного фасада – филенчатые пилястры тосканского ордера, прямоугольные филенки, профилированный карниз;
ступенчатая аттиковая стенка между звонницами на западном фасаде – с профилированным карнизом и позолоченным металлическим крестом на постаменте;
оформление северного и южного рукавов трансепта - филенчатые лопатки тосканского ордера, прямоугольные филенки, профилированный карниз с фризом в виде желобчатого пояса;
ступенчатые аттиковые стенки – с профилированным карнизом и позолоченным металлическим крестом на постаменте;
оформление звонниц – прямоугольные филенки, сдвоенные пилястры коринфского ордера на углах, раскрепованный профилированный карниз с поясом «сухариков», гладкий фриз, венчающий профилированный карниз;
арки яруса звона – оформлены полуциркульными архивольтами и пилястрами тосканского ордера;
кресты на яблоках (металл, золочение);
барабан здания, оформление – трехчетвертные колонны коринфского ордера, прямоугольные филенки;
антаблемент: профилированный карниз, с поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав;
венчающий профилированный карниз и гладкий фриз;
фонарик купола – на постаменте, оформленном лепными гирляндами, с орнаментированными волютами и раскрепованным профилированным карнизом с желобчатым поясом;
металлические позолоченные купол фонарика и крест;
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства:
основной объем собора – трехнефный, с трансептом и световым барабаном с куполом на парусах;
оформление купола - живописные изображения кессонов, круглое отверстие фонарика обрамлено изображениями тирсов с пальметтами, в основании фонарика и купола – профилированные карнизы;
(техника – масло по штукатурке, гризайль)
стены барабана завершены антаблементом: профилированный карниз с поясом модульонов и поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав;
простенки барабана декорированы каннелированными пилястрами коринфского ордера, между ними, над окнами лепные медальоны с розетками внутри и ветвями по сторонам;
под окнами барабана профилированный карниз и фриз с лепными изображениями херувимов, соединенных гирляндами с позолоченными лентами;
антаблемент в основании барабана: профилированный карниз с поясом фигурных орнаментированных кронштейнов, поясом иоников, между кронштейнами прямоугольные филенки с крестами внутри, фриз с изображением пояса розеток с акантовыми листьями (техника – гризайль);
композиции над подпружными арками, изображающие херувимов в облаках и в сиянии (дерево, позолота);
подпружные арки оформлены двумя поясами живописных изображений ромбовидных филенок, внутри которых кессоны и розетки с акантовыми листьями по сторонам;
между двух поясов лепной пояс позолоченного растительного орнамента с розеткой по середине;
живописные изображения четырех евангелистов в овальных медальонах (Матфей, Марк, Лука, Иоанн) на парусах барабана (художник - Я. Меттенлейтер, техника – масло по штукатурке);
оформление медальонов – позолоченная тяга с поясом растительного орнамента, по сторонам – филенки с лепными позолоченными херувимами и позолоченным растительным орнаментом;
оформление сводов главного нефа и рукавов трансепта (художники А. дела Джакомо, 1806 г., П.С. Титов и Ф.Г. Солнцев, 1862 г. – поновление) – живописные изображения кессонов внутри прямоугольных филенок, чередующихся с филенками внутри которых херувимы, по сторонам – филенки с розетками и акантовыми листьями по сторонам;
в распалубках живописные изображения цветочных венков с композициями из акантовых листьев по сторонам, с боков изображения ангелов, окна оформлены поясами растительного орнамента;
между распалубками лепные медальоны с позолоченными херувимами, посеребренными гирляндами, розетками в окружении поясов растительного орнамента;
арки сводов оформлены лепными розетками с элементами растительного орнамента между ними, по сторонам лепные пояса растительного орнамента;
(техника – масло по штукатурке, гризайль)
под окнами в распалубках прямоугольные филенки с лепными позолоченными композициями – круглая розетка, под ней цветочная гирлянда с лентами;
оформление алтарной конхи – кессоны в обрамлении золоченых поясов растительного орнамента, с живописными изображениями розеток и золотыми звездами внутри, между кессонами – прямоугольные нишки с золотыми звездами внутри;
в зените свода живописное изображение Святого Духа в виде голубя, в обрамлении лепной тяги и лепного пояса растительного орнамента;
(техника – масло по штукатурке, гризайль);
оформление конхи в западной стене здания – кессоны с лепными позолоченными розетками в обрамлении акантовых листьев;
пояса с живописными изображениями филенок с розетками и акантовыми листьями по сторонам;
в зените свода лепная композиция из акантовых листьев;
арка конхи оформлена профилированными тягами и
живописными изображениями филенок с розетками и акантовыми листьями по сторонам;
(техника – масло по штукатурке, гризайль);
раскрепованный антаблемент по всему периметру здания: профилированный карниз с поясами позолоченных модульонов и «сухариков, гладкий фриз, профилированный архитрав;
живописное оформление куполов боковых нефов – кессоны с розетками внутри, по центру – композиция из розетки с поясом растительного орнамента и расходящихся лучей с орнаментом из акантовых листьев;
в основании куполов – профилированные карнизы с позолоченными поясами «сухариков»;
в парусах куполов – изображения херувимов;
своды арок боковых нефов оформлены живописными изображениями кессонов с розетками и акантовыми листьями по сторонам;
(техника – масло по штукатурке, гризайль);
арки, расположенные вдоль нефа оформлены профилированными архивольтами;
полуциркульные профилированные архивольты на стенах боковых нефов;
профилированный карниз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев;
пилястры тосканского ордера на стенах боковых нефов;
живописное оформление конх в восточных стенах боковых нефов – веерообразно расходящиеся полосы с розетками и акантовыми листьями с цветами на концах, в зените свода – изображение розетки с акантовыми листьями по сторонам в окружении поясов растительного орнамента (техника – масло по штукатурке, гризайль) ;
оформление потолка и верхних частей стен алтарного пространства - профилированная тяга, антаблемент: профилированный карниз с поясом модульонов и поясом «сухариков», гладкий фриз, профилированный архитрав;
балки между колоннами оформлены прямоугольными филенками;
оформление стен алтарного полукружия:
фриз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев;
каннелированные пилястры коринфского ордера, с белыми и позолоченными капителями;
четыре ниши с полуциркульным завершением в рукавах трансепта, оформление: профилированный архивольт, профилированный карниз, живописные изображения ангелов по сторонам, в конхах ниш веерообразно расходящиеся полосы с розетками и акантовыми листьями с цветами на концах, в зените свода – изображение розетки с акантовыми листьями по сторонам в окружении поясов растительного орнамента (техника – масло по штукатурке, гризайль);
живописное оформление купольных сводов под звонницами – золотые звезды на голубом фоне, обод с геометрическим орнаментом и крестами, техника – масло по штукатурке;
в северо-западном углу здания, в помещении под звонницей – живописные изображения святых на стенах (св. князь Федор, св. кн. Ефросинья, св. Александр Невский, св. князь Владимир), техника – масло по штукатурке;
каннелированные пилястры коринфского ордера, с позолоченными базами и капителями, на стенах подкупольного пространства, основного нефа (за колоннами) и в трансепте;
полуциркульные ниши в торцевых стенах трансепта – с профилированными архивольтами;
фриз с поясом волютообразных завитков и позолоченных акантовых листьев на торцевых стенах трансепта;
со стороны центрального нефа арки, ведущие в боковые нефы, оформлены по сторонам живописными изображениями ангелов (техника – масло по штукатурке, гризайль);
живописные изображения на сводах и стенах подцерковья основного объема (в западной части) – евангелисты (Марк, Иоанн, Матфей Марк), две композиции – ангелы с крестом и херувимы поклоняются Спасу Нерукотворному и иконе Богородицы с младенцем, техника – масло по штукатурке;
барельеф «Вход Господень во Иерусалим», скульптор – Ф. Шубин, материал – гипс, над центральным западным входным проемом в здание;
прямоугольные ниши по сторонам от барельефа;
оформление дверных проемов в торцевых стенах трансепта – профилированный наличник, прямой сандрик с профилированным карнизом и позолоченным поясом дентикул, фриз из розеток в обрамлении позолоченного растительного орнамента;
главный иконостас – двухъярусный, трехчастный (облицован белым мрамором), центральная часть – в виде экседры, перекрытой полуциркульным сводом, оформленным кессонами с золочеными розетками внутри;
свод опирается на антаблемент (профилированный карниз с позолоченным поясом растительного орнамента, поясом модульонов и поясом дентикул, гладкий фриз, профилированный архитрав с позолоченным поясом растительного орнамента);
каннелированные пилястры коринфского ордера с бронзовыми позолоченными капителями и базами;
гнезда для икон и боковые двери иконостаса оформлены профилированными позолоченными рамами;
прямоугольные филенки с поясами растительного орнамента по краям;
царские врата (материал – дуб, медные золоченые листы) – двустворчатые, каждая створка на три круглые филенки с живописными изображениями внутри и одну прямоугольную филенку с золочеными гирляндами внутри, оформлены ажурными волютообразными завитками, розетками и гирляндами;
над вратами – сияние, в центре голубь на фоне облаков (материал – бронза, золочение);
балюстрадное ограждение солеи – позолоченные опорные столбы, профилированные мраморные поручни;
ступени солеи из известняковой плиты;
покрытие пола основного объема здания – известняковые плиты;
четыре паникадила в подкупольном пространстве и главном нефе – на 36 светоточек (материал – металл, посеребрение);
верхушка паникадила – в виде чаши с шаром наверху и расходящимися вниз цепями;
центральный цилиндрический стержень с двумя ободами разного диаметра, на нижнем большом ободе – 24 профитки, на верхнем, меньшем ободе – 12 профиток, нижняя часть паникадила – в виде корзины из акантовых листьев, соединенных цепями и чаши, оформленной ложчатым орнаментом с шишкой-пинией;
время: кон. 18 века;
размеры: высота – 3 м., диаметр – 1,3 м.;
две люстры в трансепте – на 24 светоточки (материал – металл, посеребрение);
верхушка паникадила – в виде чаши с шаром наверху и расходящимися вниз цепями;
центральный цилиндрический стержень с двумя ободами разного диаметра, на нижнем большом ободе – 16 профиток, на верхнем, меньшем ободе – 8 профиток, нижняя часть паникадила – в виде корзины из акантовых листьев, соединенных цепями и чаши, оформленной ложчатым орнаментом с шишкой-пинией;
время: сер. 19. в.;
размеры: высота – 2 м., диаметр – 1 м.;
медное паникадило в северном нефе – на 12 светоточек (материал – медь);
центральная фигурная балясина с шаром в нижней части, два яруса кронштейнов, декорированных завитками, на концах кронштейнов – ажурные бабешки, в верху центральной балясины – деталь в виде чаши;
время: в характере 18 в.;
размер: высота – 60 см, диаметр – 60 см.;
люстра в северном нефе – на 16 светоточек (материал – золоченая бронза);
фигурная балясина с четырьмя кронштейнами, декорированными акантовыми листьями и розетками, каждый кронштейн с тремя ответвлениями, внизу – шишка, в верхней части – деталь в виде зубчатого диска к которой крепится шток;
время: в характере кон. 18 в.;
размер: высота – 70 см, диаметр – 70 см.;
люстра в южном нефе – на 54 светоточки (материал – золоченая бронза);
центральный фигурный стержень, декорированный листьями аканта, с небольшой шишкой снизу, по шесть кронштейнов в два ряда, один друг над другом, оформлены акантовыми листьями, верхняя деталь – в виде розетки;
время: в характере кон. 18 в.;
размер: высота – 50 см, диаметр – 50 см.;
люстры (6 штук) под арками боковых нефов – на 20 светоточек каждая (материал – патинированная бронза);
центральный фигурный стержень – с ободом, к нему крепятся 8 кронштейнов, декорированных акантовыми листьями – на два и три рожка, под ободом – полуфигуры ангелов с провисающими гирляндами между ними;
вверху – розетка из акантовых листьев, соединена с ободом четырьмя фигурными штоками с крестами;
время: кон. 18 в.;
размер: высота (примерно) – 100 см, диаметр (примерно) – 50 см.;
паникадило (7 штук) – между колоннами в алтарной части – на 7 светоточек каждая (материал – патинированная бронза);
ажурная из акантовых листьев, на трех цепях, обод чаши украшен чеканным геометрическим орнаментом, на ободе помещены 6 кронштейнов, декорированных листьями аканта, профитки в виде раскрытого венчика цветка;
обод скреплен 3-мя штоками, в месте их пересечения – одиночная свеча;
время: кон. 18 в.;
размер: высота – 120 см, диаметр – 55 см.;
II. Соединительные флигели (набережная реки Монастырки, дом 1, литера А)
Объемно-пространственное решение:
габариты двух одноэтажных зданий, полукруглых в плане, примыкающих к северо-западному и юго-западному углам собора;
конфигурация и габариты крыш, включая высотные отметки коньков и карнизов;
два воротных проезда - историческое местоположение, конфигурация (с полуциркульным завершением), габариты;
Конструктивная система: исторические наружные и внутренние капитальные стены (материал: кирпич);
своды, в том числе:
крестовые своды воротных проездов и тамбуров флигелей;
под две колонны тосканского ордера - по сторонам от воротных проездов флигелей;
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен;
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевой фасад, его историческое архитектурно-художественное решение в формах классицизма;
цоколь облицован известняковой скобой;
характер отделки фасадов: окрашенная штукатурка;
исторические оконные и дверные проемы 1-го этажа – местоположение, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники, прямые сандрики, прямоугольные подоконные блоки), габариты;
заполнения оконных проемов – исторические рисунок, материал (дерево), цвет;
пилястры тосканского ордера – по сторонам воротных проездов;
прямоугольные филенки;
венчающие профилированные раскрепованные карнизы флигелей;
аттиковые стенки – с профилированными карнизами и прямоугольными филенками;
известняковые ступени (с валиком) перед входными проемами флигелей внутри проездных арок;
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1776-1790 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1, литера А