Склеп № 4

Объект культурного наследия федерального значения «Склеп №4», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Сторожевая башня Бритаевых, башенные склепы (восемь сооружений), средние вв.» расположен по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, с. Даллагкау, поставлен на государственную охрану на основании Постановления Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Изучение склеповой культуры Кавказа интересно не только для археологов, но и для этнографов, так как склепы представляет собой не только синтез архитектурно-строительных достижений эпохи средневековья, но дают нам достаточно яркую картину религиозных воззрений. Сведения о склеповых сооружениях Северного Кавказа имеются в трудах известных учёных ХIХ – первой половины ХХ в. В.Ф. Миллера, П.С. Уваровой, А.М. Дирра, Б.А. Куфтина, Г.А. Кокиева, Л.П. Семёнова, В.В. Бунака Е.И. Крупнова и др. Планомерное и последовательное изучение склеповой культуры, по мнению В.Х.Тменова, значительно расширило границы представлений о материальной и духовной культуре горцев в средневековую эпоху, особенно в её поздний период, когда, в основном, завершается процесс этнического формирования современных северокавказских народов. Расширил сведения о склеповой архитектуре Осетии Дзаттиаты Р.Г. в монографии «Культура позднесредневековой Осетии». Известно, что в XIX в. под нажимом христианства и мусульманства, а также в силу определенных исторических причин, склеповый погребальный обряд прекратил свое существование. Между тем, данный обряд погребения был один из наиболее распространённых вариантов погребения во многих районах горной Осетии. Существовало три типа склепов: подземные, полуподземные и надземные; каждый из них отличался от другого различными конструктивными особенностями. Особый интерес представляют наземные склепы, состоящие из одного или двух-трёх ярусов и распространённые в основном в горных и предгорных районах Осетии. Значительное количество таких склепов имеется в Даргавском ущелье, в селениях Джимара, Даллагкау, Дзгвис Куртатинского ущелья, сёлах Дагомского прихода Алагирского ущелья, в селениях Махческ, Дзинага, Хазнидон в Дигории и других пунктах. Истоки возникновения склеповой архитектуры и склепового обряда погребения уходят в глубокую древность. Необходимо учесть, что склеповый погребальный обряд неразрывно связан с самими склеповыми сооружениями. Вопрос о том, строились ли склепы из-за малоземелья, или носили другой характер, обсуждается до сих пор, хотя большинство склоняется к малоземелью. Так, Вс. Миллер считал, что «всякий кто бывал в горах Кавказа, знает, какую громадную ценность для горцев представляет удобная для посева земля, которой чрезвычайно мало. Понятно, что при крайней тесноте для живых людей нельзя было отводить много места для мёртвых». Того же мнения придерживался и Ф.С. Гребенец, считавший, что «необходимость хоронить покойников в этих наземных могильниках, вероятнее всего, вызывалась отсутствием свободной земли, которой много пришлось бы отводить под умерших, но может быть, и теми трудностями, с которой сопряжено рытьё самих могил в сплошном камне». К примеру, «Город мёртвых» в Даргавсе. Этот участок оказался неприспособленным из-за каменистости для возделывания. При этом, по мнению многих исследователей, нельзя отрицать и другие обстоятельства предпочтения склеповых сооружений. К примеру, Г.А. Кокиев связывал строительство склепов с эпидемией: «Осетины, по-видимому, широко пользовались склепами для своих погребальных целей, как в суровую эпоху кровавых междоусобиц, так и во время эпидемии, опустошившей, по народным преданиям, целые аулы». Захоронение умерших производилось в погребальных настилах или прямо на скальном полу склепа – зæппадз’а. В надземных склепах башенного типа погребения на полу совершались лишь в первом, нижнем ярусе. Система крепления настила в камерах полуподземных склепов та же, что и в подземных. Идентично оформлены лазы и устройство запоров к ним. Склепы-усыпальницы служили для погребения большого числа покойников, и это происходило в тот период, когда каждая группа (род или семья) имела свое место для погребения умерших, общий могильник или склеп. При этом некоторые исследователи считают, что для погребения, склепами пользовались исключительно богатые и знатные семьи. Говоря о склеповых сооружениях нельзя не коснуться и зороастризма. Согласно учению ортодоксального зороастризма, все, что мертво, и в первую очередь труп умершего, является источником осквернения окружающего. Такому осквернению может подвергаться земля. Вендидад обращает на это особое внимание, расценивая зарывание в землю мёртвых тел одним из самых тяжких преступлений. С.А. Токарев считает, что погребальные склепы осетин ни что иное, как следы маздаизма. Религия маздаизма или зороастризм (по имени основателя – Зороастра) возникает среди иранских племён в VI в. до н.э. К этому времени маздаизм оформляется в классовую религию. Особенное развитие и распространение маздаизм приобретает при Ахеменидской династии (VIв. д.н.э. - III в. н.э.). Как известно, и при Ахеменидах, а тем более при Сасанидах, территория Закавказья входила в сферу Иранского государства. Известно также, что зороастризм они насаждали не только в странах с иранским населением. Что касается скифов и сарматов, то попади они под власть Ахеменидов или Сасанидов – не избежать бы им, как носителям иранского языка, широкого внедрения религии зороастризма. При царях ахеменидской династии Дарии и Ксерксе земли восточноскифских племён – саков были ими завоеваны. Причём свои победы эти цари объясняли тем, что им покровительствует Ахурамазда, тогда как саки оказались «неверными» (Р.Дзаттиа-ты.1985:16). Исходя из этого, вполне допустимо, что скифы могли испытать воздействие зороастризма. Однако, В.И Абаев считал, что скифам был чужд зороастризм как религия, хотя допускает, что в языке саков всё же были элементы зороастризма. Такое отношение скифов к зороастризму было в отдалённые времена. В дальнейшем, как известно, образ жизни скифов, как кочевых племён, меняется. «Вполне допустимо, что впоследствии аланы восприняли какие-то черты или элементы зороастризма, – считает Р.Г. Дзаттиаты и приводит несколько доводов в пользу зороастрийского влияния. В частности, «склепы и склеповый обряд захоронения, по его мнению, в какой-то степени несут на себе следы зороастрийской религии». Склеповые сооружения распространены в основном в горных и предгорных районах Осетии, а также Чечне и Ингушетии – в верховьях рек Ассы и Аргуна. Значительное количество таких склепов фиксируется в Даргавском ущелье, в частности в «Городе Мёртвых». Б.А. Калоев считает, что подземные склепы появились, в основном, в позднем средневековье. Однако упоминание склепов в нартских сказаниях, ярко отразивших быт средневековых осетин-алан, свидетельствует о наличии их у последних и в раннем средневековье. Во всяком случае, знаменитый нарт Сослан, умирая, потребовал, чтобы ему соорудили многоярусный наземный склеп со световыми отверстиями для прохождения солнечных лучей. Покойника, принесённого на специальных носилках, после исполнения соответствующих обрядов, втаскивали через лаз внутрь склепа и укладывали на погребальный настил. Погребения в склепах совершались несколькими способами. Встречаются трупоположения в саванах (одеялах, бурках) и без оных; головы погребенных иногда обмотаны плотной хлопчатобумажной тканью, а глазницы и рты заткнуты матерчатым жгутом. Руки покойника вытянуты вдоль туловища, в некоторых случаях одна из рук согнута в локтевом составе и покоится на груди. Даллагкау (осет. Дæллагхъæу - нижний аул) — село в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания (Российская Федерация). Село расположено в Куртатинском ущелье у подножия горы Кариу-хох на левом и правом берегу реки Фиагдон. В прошлом Даллагкау был крупным населённым пунктом. Согласно данным на 1912 год в селе проживало 658 человек. Сегодня село опустело, большинство жителей переселилось, многие строения обветшали и разрушились. Плачевное состояние значительной части комплекса историко-архитектурных памятников села объясняется, во-первых, низким качеством кладки, а, во-вторых, последствиями карательной экспедиции генерала И. Н. Абхазова в 1830 году. Согласно легенде, в одном из склепов, покоится один из родоначальников куртатинцев и тагаурцев. По переписи 1886 года в с.Далагкау проживали: Бритаевы — 7 дворов, Мулуховы — 6 дворов, Созановы — 6 дворов, Тотровы — 4 двора, Худзиевы, Ваниевы, Дзахоевы, Дзозиковы, Сокаевы, Бзиевы, Хаматовы, Церековы -по 3 двора, Гайтовы, Каболовы, Хутуговы, Арбиевы — по 2 двора, Савхаловы, Цаликовы, Чешиевы — по 1 двору. Как жители села упоминаются так же Дзитиевы, Борсиевы, Тезиевы, Есиевы, Хабицовы, Муцуевы и другие. Памятник архитектуры «Башенные склепы (восемь сооружений), средние века» расположен на надпойменных террасах реки Фиагдон. Склепы 1,2,7,8 расположены на правом берегу; склепы 3,4,5,6 – на левом. Нумерация склепов произведена согласно нумерации в кадастровом паспорте объекта культурного наследия. Склеп №4 наземный, с двухскатной кровлей, в плане прямоугольный, с трапециевидными фронтонами, двухкамерный (рис. 30-35). Размеры склепа в плане по внешнему контуру 8,6мх4,3м. Перекрытие ступенчатое со сланцевыми полочками. Вход арочной формы устроен в южном фасаде. В верхней части южного фронтона имеются вентиляционные отверстия. Фасады покрыты слоем штукатурки светло-охристого цвета. Юго-западный участок сооружения имеет значительные разрушения. Угол склепа разрушился. В западном фасаде кладка стены с разрушениями. По легенде, в этом и соседнем склепе были погребены Курта и Тага – основатели соответственно Куртатинского и Тагаурского обществ.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    средние века

Документы

Контакты

  • Адрес: Республика Северная Осетия - Алания, Алагирский район, с. Даллагкау

Еще объекты культурного наследия