Ансамбль Успенской церкви

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Успенской церкви», 1793–1819 гг., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, Рабоче-Крестьянская, 116, составляют следующие особенности, подлежащие обязательному сохранению: I Успенская церковь 1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики здания Объект расположен на самой высокой точке рельефа в западной части исторического центра города Енисейска. Южным фасадом выходит на улицу Рабоче-Крестьянскую (бывшую Успенскую). Обладает ролью важной градостроительной доминанты. Входит в комплекс исторической застройки центра города. 2. Объёмно-пространственная композиция здания в целом Продольно-осевая структура двухэтажного объёма церкви кораблёвого типа усложнена пристроенным северным двухэтажным приделом. Двухэтажный четверик храма завершён куполом с врезанными в него фигурными фронтонами, увенчан барочным пятиглавием. Колокольня трехъярусная, четверик на восьмерике, в верхнем ярусе завершена сферическим куполом с гранёным шпилем на восьмигранном барабане, обрамлённом волютами. Алтарные апсиды увенчаны главами на восьмигранных барабанах. Главный вход расположен на западном фасаде. Образец бесстолпного пятиглавого храма рубежа XVIII–XIX веков, отразившего в своей архитектуре смену двух стилистических направлений – барокко и классицизма. 3. Внутренняя планировка Вдоль продольной оси главного объёма здания на его обоих этажах с востока на запад последовательно располагаются полукруглые помещения алтарей, прямоугольные помещения храмов, трапезных, небольшие вытянутые вдоль продольной оси здания помещения притворов. Лестница, соединяющая первый и второй этажи храма, расположена в четверике колокольни. Лестница, ведущая на ярус звона колокольни, расположена в толще стены четверика и восьмерика. 4. Условия зрительного восприятия Раскрывается с фарватера реки Енисей, участка ул. Рабочее-Крестьянской, ограниченного ул. Вейнбаума, ул. Худзинского. 5. Колористическое решение Белый цвет стен, контрастный бирюзовый цвет оконных наличников, серый цвет цоколя, зелёный цвет кровли, золочёное покрытие глав и крестов. 6. Южный фасад 6.1. Композиция южного фасада на 1874 г. Фасад асимметричный, состоит из высотного объёма колокольни, двухэтажного объёма трапезной, высотного объёма храмового пятиглавия и двухэтажного объёма апсиды. По горизонтали состоит из шести оконных осей по первому этажу (в том числе одной в апсиде), семи оконных осей по второму этажу (в том числе одной в апсиде), трёх оконных осей «второго света» храмовой части церкви. Симметричный храмовый четверик оформлен в три оси оконных проёмов, включая круглый проём «второго света», на первом этаже и в три оси в два яруса оконных проёмов на втором этаже. Центральная ось храмового четверика подчёркнута фигурным щипцом с круглым окном. Щипец фланкирован двумя фигурными фронтонами с круглыми проёмами в тимпанах. Купол храмового четверика и фронтоны по сторонам щипца завершены фигурными барабанами с главами. Ярусность (этажность храма) подчёркнута профилированным карнизом. Трёхчастную структуру фасада по вертикали подчёркивают широкие плоские лопатки. Симметричный фасад колокольни имеет на первом и втором ярусах по одной оконной оси. Ярус звона прорезан арочными проёмами и завершён сферическим куполом со шпилем на барабане. Рёбра восьмерика колокольни оформлены лопатками. Фасад трапезной на каждом этаже имеет по два оконных проёма, разделён профилированным карнизом. Двухэтажная алтарная апсида в одну оконную ось завершена фигурным куполом с главой на барабане. 6.2. Декор южного фасада на 1874 г.: обрамление оконных проёмов первого этажа в виде сложной формы картуша с использованием профилированных рокайльных и омегообразных элементов; обрамление круглого оконного проёма «второго света» в виде наличника повторяющего форму окна с прямоугольными вставками, ориентированными по сторонам света; обрамление оконных проёмов второго этажа в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика; обрамление оконного проёма «второго света» храмового четверика в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика и мотива цветочной гирлянды; мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы. 7. Западный фасад 7.1. Композиция западного фасада на 1874 г. Фасад асимметричный, состоит из высотного объёма колокольни с примыкающими с севера объёмами кладовой и двухэтажного придела. По горизонтали фасад оформлен в одну дверную и оконную оси проёмов, расположенных в четверике колокольни и первом этаже северного придела. Фасад второго этажа северного придела и четверика колокольни оформлен двумя оконными проёмами. Главный вход оформлен четырёхколонным крыльцом с двухскатной крышей. Ярус звона прорезан арочными проёмами и завершён сферическим куполом со шпилем на восьмигранном барабане. 7.2. Декор западного фасада на 1874 г.: на первом этаже северного придела обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов и расположенного над картушем сандрика в виде «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем; на втором этаже северного придела обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов и расположенного над картушем прямоугольного сандрика; на втором ярусе колокольни обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов в форме валика; стилизованные «ионические» капители колонн западного крыльца-навеса; мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы. 8. Северный фасад 8.1. Композиция северного фасада на 1874 г. Фасад асимметричный, состоит из высотного объёма колокольни, двухэтажного объёма северного придела, высотного объёма храмового пятиглавия и двухэтажного объёма апсиды. По горизонтали фасад оформлен в три оконные оси и одну дверную ось по первому этажу (в том числе одну в апсиде), в шесть оконных осей по второму этажу (в том числе в одну оконную ось в апсиде и колокольне, включая один заложенный проём), три оконные оси «второго света» храмовой части церкви. Центральная ось храмового четверика подчёркнута фигурным щипцом с круглым окном. Щипец фланкирован двумя фигурными фронтонами с круглыми проёмами в тимпанах. Купол храмового четверика и фронтоны по сторонам щипца завершены фигурными барабанами с главами. Ярусность (этажность храма) подчёркнута профилированным карнизом. Симметричный фасад колокольни имеет по второму ярусу одну оконную ось. Ярус звона прорезан арочными проёмами и завершён сферическим куполом со шпилем на барабане. Рёбра восьмерика колокольни ооформлены лопатками. Двухэтажная алтарная апсида в одну оконную ось завершена фигурным куполом с главой на барабане. 8.2. Декор северного фасада на 1874 г.: на первом этаже северного придела обрамление оконного и дверного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов в форме валика и расположенного над картушем прямоугольного сандрика; на втором этаже северного придела обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов в форме валика и чередованием расположенного над картушем прямоугольного сандрика и сандрика в виде «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем; обрамление оконного проёма «второго света» храмового четверика в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика и мотива цветочной гирлянды; мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы. 9. Восточный фасад 9.1. Композиция восточного фасада на 1874 г. Асимметричная композиция фасада включает пять осей оконных проёмов алтарей главного и придельного храмов. Центральная ось храмового четверика подчёркнута фигурным щипцом с круглым окном. Щипец фланкирован двумя фигурными фронтонами с круглыми проёмами в тимпанах. Купол храмового четверика и фронтоны по сторонам щипца завершены фигурными барабанами с главами. Углы четверика оформлены широкими плоскими лопатками. 9.2. Декор восточного фасада на 1874 г.: обрамление оконных проёмов первого этажа главного алтаря в виде сложной формы картуша с использованием профилированных рокайльных и омегообразных элементов; обрамление оконных проёмов первого этажа алтаря северного придела в виде сандрика в форме «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем; обрамление оконных проёмов второго этажа главного алтаря в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика; обрамление оконных проёмов второго этажа алтаря северного придела в виде чередования сандрика в форме «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем и прямоугольного сандрика; обрамление круглого оконного проёма «второго света» храмового четверика в виде наличника повторяющего форму окна с прямоугольными вставками, ориентированными по сторонам света; мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы. 10. Интерьеры Оштукатуренные поверхности стен, арочных проёмов, сводов окрашены в белый цвет. Стрельчатые распалубки оконных проёмов, арочных проёмов обрамлены профилированными нервюрами бирюзового и жёлтого цветов. Металлические связи квадратного сечения . 11. Инженерно-техническая характеристика Элементы системы печного отопления церкви – две печи, трубы, выходящие на крышу, завершённые дымниками. Элементы системы водоотведения здания – водосливы из просечного железа. 12. Фундамент Бутовый на известково-песчаном растворе. 13. Стены и перегородки Наружные и внутренние стены здания выполнены из полнотелого кирпича размером 26 х 13 х 6 см, на известково-песчаном растворе. 14. Перекрытия Сомкнутый восьмилотковый свод с световым барабаном над храмовым четвериком, коробовый свод в трапезной и полусферический свод над апсидой основного храма, плоские перекрытия в придельном храме второго этажа. Коробовые своды над первым этажом в храмовой части, трапезной, нижнем ярусе колокольни главного объёма здания. Кирпичные своды над первым этажом северного придела. 15. Крыша Стропильная двухскатная над трапезной, сложной конфигурации по деревянным конструкциям над колокольней, храмовой и алтарной частями церкви. Материал кровли – железо под покраску. 16. Проёмы Исторический рисунок оконных переплётов, материал – дерево под покраску. Металлические решётки на окнах первого этажа. 17. Полы Дощатые на втором этаже, чугунного литья плиты в помещениях первого этажа. 18. Лестницы Трёхмаршевая лестница, обрамлённая балюстрадой, в объёме колокольни. 19. Нематериальные ценностные характеристики: дата постройки – 1793-1818 гг., 1825-1827 гг., 1842-1843 гг., 1874 г.; историко-художественная ценность – оригинальный образец двухэтажной церковной постройки в формах «сибирского барокко», синтезирует черты архитектурных произведений тобольской и тотьменской архитектурных школ ХVIII века; крупный образец приходской церкви, отличающийся развитой внутренней планировкой и богатым архитектурным решением пятиглавия храма, наряду с другими храмами прибрежной части г. Енисейска формирует речную панораму разновеликих вертикальных доминант исторического центра; градостроительная, ансамблевая ценность – церковь входит в ансамбль застройки ул. Рабоче-Крестьянская в западной части исторического центра города. II Ограда 1. Каменная ограда с металлическими секциями заполнений построена в 1874 г. Формирует замкнутый периметр в форме прямоугольника вокруг церкви. В пределах ограды расположены сторожевская, хозяйственно-бытовые постройки. Кирпичная под штукатурку, окрашенная в белый цвет, на высоком цоколе, ограда представляет из себя кирпичные столбы (за исключением более крупных столбов ворот с западной стороны и калитки с южной стороны ограды) прямоугольного сечения. Секции металлических заполнений выполнены из полосового железа в виде кованых элементов одного типа с волютами по концам, обращёнными навстречу друг другу. Они образуют традиционную фигуру – червона. Места пересечений прутков в средней части секций фиксируются накладными дисками круглой и крестообразной формы. Прутки ограды соединены хомутами. В верхней части металлической секции навершия из просечного железа простого растительного орнамента. 2. Декор ограды на 1874 г.: цоколь ограды разбит на две горизонтальные части, в верхней части декорирован горизонтальной накладкой, сверху накрыт фартуком окрашенным в зелёный цвет; столбы с регулярным расстоянием между собой по внешней стороне периметра ограды декорированы мелкопрофилированными карнизами в верхней части и мелкопрофилированными тягами в средней части столба; в цокольной части столба расположена декоративная накладка с «лежащим» ромбом, в верхней части столба – накладка со «стоящим» ромбом; углы столбов подтёсаны; оголовки столбов накрыты колпаками кровельного железа, окрашенного в зелёный цвет. III. Сторожевская 1. Кирпичная под штукатурку, одноэтажная, прямоугольная в плане, построена в 1874 г. Окрашена в белый цвет, расположена с западной стороны ограды с небольшим отступом от ограды. Фланкируют уличный фасад сторожевской мощные столбы ворот. Сторожевская крыта металлической кровлей по деревянной обрешётке и окрашена в зелёный цвет. 2.Декор сторожевской на 1874 г.: декоративное обрамление ложного проёма в виде рамочного наличника сверху завершено треугольным сандриком; лучковый фронтон с мелкопрофилированным карнизом и подкарнизной тягой.

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1793-1819 гг.

Документы

Контакты

  • Адрес: Красноярский край, г. Енисейск, ул. Рабоче-Крестьянская, 116

Еще объекты культурного наследия