Домик Петра I

Объемно-пространственное и планировочное решение территории: Местоположение границ территории. Объемно-пространственное решение: объемно пространственное решение и габариты прямоугольной в плане одноэтажной деревянной срубной постройки «Домика Петра I» (обозначен на плане цифрой 2) (дом-шестистенок, один из типов шведского срубного дома, состоящий из двух комнат с сенями, разделенными рубленой перегородкой); форма и габариты крыши «Домика Петра I» – вальмовая, по деревянным стропилам; материал окрытия – гонт (из колотых сосновых клиновидных дощечек); исторический цвет окраски гонта (по результатам расчисток); объемно пространственное решение и исторические габариты одноэтажного кирпичного здания «Футляра домика» (обозначен на плане цифрой 5), крестообразного в плане (включая пристройки двух крыльев-тамбуров с севера и юга); форма габариты крыши здания «Футляр домика», (включая полуциркульные слуховые окна) – вальмовая; материал окрытия – листовое окрашенное железо; Конструктивная система здания: Фундаменты («Домика Петра I» – ленточный, из известнякового камня; «Футляра домика» – ленточный из известняковой плиты на цементном растворе, столбчатые фундаменты под пилонами южной и северной пристроек); наружные и внутренние капитальные стены: «Домика Петра I»- тесанные сосновые брусья со скошенными углами и шестигранной обработкой выпуска торцов, с призматическими врубками, высота сруба – 12 венцов; Чердачное перекрытие «Домика Петра I» из сосновой доски; 16 кирпичных пилонов, соединенных лучковыми арками, центрального объема здания «Футляра домика»; 10 кирпичных пилонов (каждый на отдельном фундаменте), соединенных лучковыми арками, южной и северной пристроек; система коллекторов (каналов) для отвода вод после наводнений (проложена под Домиком и Футляром по направлению восток-запад» и «север-юг»): кирпичные своды шахты каналов, пол – лещадная плита на песчаной подсыпке; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение «Домика Петра I» и здания «Футляра домика» («Домик Петра I»: трехчастная планировка по продольной оси; «Футляр домика»: три помещения (центральная часть и две пристройки) Архитектурно-художественное решение фасадов: Домик Петра I, 1703 г. («Красные хоромы», «Первоначальный дворец»): Архитектурно-художественное решение в приемах скандинавской деревянной архитектуры; материал и характер фасадной поверхности: стены из тесаных сосновых брусьев со «шведской» обработкой бревна («рубка в шестиугольник»), окраска стен «черленью» (красная охра) с росписью белилами «под кирпич» (с имитацией «голландской кладки»); местоположение, габариты и конфигурация оконных и дверного проемов: трехчастные прямоугольные, растянутые по горизонтали голландские окна «лежачего типа»; прямоугольный дверной проем на северо-западной стене; исторический рисунок расстекловки, материал рам и переплетов и цвет заполнений оконных проемов (по результатам расчисток): заполнения в деревянных наличниках, деревянные рамы (сосна) с мелкой геометрической расстекловкой – свинцовые переплеты, остекление «лунным (ямбургским) стеклом»; металлические решетки, защищающие оконные проемы и повторяющие рисунок расстекловки окон (сделаны в 1869 г.); исторические прямоугольные ставни оконных проемов, их габариты, местоположение, металлическая кованая фурнитура, историческая окраска: черлень, красная охра (в настоящий момент ставни демонтированы). «Футляр домика», 1844 г., арх. Кузьмин Р.И., 1889 г., арх. Салько Н.М.: архитектурно-художественное решение в приемах эклектики, стилизующей мотивы архитектуры петровского времени; материал и характер фасадной поверхности: известняковый цоколь пилонов центрального объема и боковых крыльев; отмостка из известняковых плит, красный лицевой кирпич, декоративные вставки из известняковых плит на пилонах центрального объема; известняковая подкарнизная плита; местоположение, габариты и конфигурация дверных проемов: с коробовым завершением, выделенным веерной кирпичной кладкой, в профилированных обрамлениях; исторический рисунок расстекловки и материал (дерево) заполнений дверных проемов: двери двустворчатые, каждая створка глухая в нижней части, с лежачей филенкой, в верхней части остеклена на десять стекол, два верхних стекла сегментовидные; пилястры в междверных простенках, со вставками из известняковых плит в центральном объеме, с известняковыми плитами только в зонах капителей в боковых пристройках; венчающий выносной карниз с подкарнизной известняковой плитой по всему периметру здания; три козырька полуциркульной конфигурации на северо-западном фасаде здания (трехлопастной зонтик над бывшим входом в часовню),* центральный козырек с большим выносом, на чугунных колонках, каннелированных в нижней части, со вставками алмазной грани и стилизованными акантовыми листьями по сторонам, с византийскими капителями; *часовня была закрыта в 1929 . чугунные литые подзоры козырьков с растительными орнаментами в русско-византийской стилистике (включая концентрические круги с вписанными в них розетками); чугунные литые композиции под архивольтом двух боковых козырьков, в виде равноконечного греческого креста, фланкированного растительными завитками с розеткой; чугунная литая композиция под архивольтом центрального выносного козырька растительный орнамент с местом для надвратного образа под козырьком; чугунные литые кронштейны в виде растительных волютообразных завитков в месте сопряжения колонок и каркаса козырьков; каркас козырька, декорированный розетками с внутренней стороны; надвратный крест, венчающий центральный козырек: местоположение, габариты, материал, рисунок;* *воссоздан в нач. 1990-х гг. Декоративно-художественная отделка интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: Домик Петра I («Красные хоромы», «Первоначальный дворец»): Сени Пом. 4, пл. 5,5 кв.м.: Исторические материал и рисунок воссозданной входной двери домика, исторический рисунок металлической кованой фурнитуры; деревянный сосновый наличник двери простого профиля; верхняя планка наличника с исторической полихромной росписью в виде побегов и цветов (остальные росписи наличника утрачены); обивка стен во всех помещениях «морской парусиной» (беленый холст); полы домика во всех помещениях: тесаные доски из корабельной сосны, исторический способ обработки досок; дверной проем, ведущий в столовую, в наличнике простого профиля, с историческим деревянным (сосна) заполнением и металлической кованой фурнитурой (петли, скобы, ручки); ручка - фаль (комплект - 2шт.), латунь, поверхность ручки с желобками и пояском жемчужника по наружному краю, накладка на ключевину фигурная; дверной проем, ведущий в кабинет, в наличнике простого профиля, с историческим деревянным (сосна) заполнением и металлической кованой фурнитурой (петли, скобы, ручки); ручка - фаль (комплект - 2шт.), латунь, поверхность ручки с желобками и пояском жемчужника по наружному краю, накладка на ключевину фигурная; сосновый наличник дверного проема простого профиля боковая правая планка наличника с исторической полихромной росписью в виде побегов и цветов (остальные росписи наличника утрачены); Столовая Пом. 5, пл. 15,9 кв.м.: сосновый наличник дверного проема простого профиля, с полихромной росписью в виде побегов и цветов; поверхность двери со стороны столовой с остатками грунта и фрагментами полихромной росписи (не читается); сосновые наличники простого профиля трех оконных проемов столовой с полихромной росписью в виде побегов и цветов по периметру (розы, ромашки, маргаритки); дверной проем, ведущий в спальню, с историческим сосновым заполнением; наличник дверного проема простого профиля с полихромной росписью в виде побегов и цветов; полихромная роспись двери со стороны столовой (архитектурный пейзаж); дверная фурнитура: ручка-фаль кованого черного металла, накладка на ключевину кованого черного металла; Спальня Пом. 4, пл. 5,5 кв.м.: сохранившиеся фрагменты грунта и красочного слоя на двери со стороны спальни (дверь соединяет столовую и спальню); дверная фурнитура: замок черного металла и кованая скоба для засова; дверные петли кованого черного металла; наличник дверного проема простого профиля с полихромной росписью в виде побегов и цветов: нарциссы, ромашки (на верхней планке живопись потемнела); сосновые наличники простого профиля оконного проема спальни с полихромной росписью в виде побегов и цветов по периметру (в нижней планке в правой части фрагмент наличника с росписью утрачен); Кабинет Пом. 7, пл. 22,4 кв.м.: фрагменты грунта и росписи дверного проема со стороны кабинета: элементы пейзажа - деревья (проем соединяет сени и кабинет); сосновый наличник простого профиля дверного проема с полихромной росписью в виде побегов и цветов по периметру; сосновые наличники простого профиля трех оконных проемов столовой с полихромной росписью в виде побегов и цветов по периметру (маргаритки, нарциссы, шиповник); «Футляр домика» Пом.1-Н(2) пл. 93,7 кв.м арочные проемы с коробовым завершением центрального объема футляра, ведущие в боковые пристройки; отделка стен и пилонов футляра гладкой штукатуркой в руст «под кирпич»; пилястры в простенках между дверными проемами во всех помещениях футляра; дверные проемы футляра в профилированных обрамлениях; профилированный карниз выпущенного кирпича по периметру всех помещений; местоположение мемориальной лодки-верейки с четырьмя веслами и рулем в пределах Футляра Домика; деревянная обшивка потолков трех помещений футляра по типу сомкнутого свода; Ограды (две – внешняя и внутренняя, обозначены на плане цифрой 3): историческая внутренняя ограда (1871-1875 гг.) на известняковом цоколе, чугунного литья, звенья ограды из круглых столбиков, с растительными стилизованными завитками в верхней и нижней части, со сквозной композицией из растительных элементов и розеток в центральной части, с венчающими столбики наконечниками в виде стилизованных геральдических лилий, с прямоугольными устоями между звеньями ограды, увенчанными шишками пиний; угловые устои ограды, увенчанные двуглавыми орлами; исторический колер внешней и внутренней оград: темно-зеленый с золочением отдельных деталей оград (наконечники в виде лилий, двусторонние вензеля, двуглавые орлы, розетки, шишки пиний) ворота внутренней ограды, ведущие к бюсту Петра I: створы ворот, декорированные композициями с двусторонними вензелями, увенчанными короной, вписанными в лавровый венок с копьями и лентами; ряды розеток по верхнему и нижнему краю створ ворот, вставки с алмазной гранью в нижней глухой части; композиции из растительных завитков, венчающие створы ворот; нащельник, увенчанный крестом на яблоке, устои, фланкирующие ворота, увенчанные двуглавыми орлами; наружная ограда на известняковом цоколе (местоположение, габариты, материал, рисунок)* *воссоздана в 1990-х гг. ворота наружной ограды, расположенные у северного и западного углов: со створами рисунка, аналогичного вышеописанным; угловые устои внешней ограды, увенчанные двуглавыми орлами три пары ворот, ведущие к главному входу, аналогичные вышеописанным: местоположение, габариты, материал, рисунок; отступ ограды от красной линии, полуциркульного очертания с воротами аналогичного рисунка; Бюст Петра I (обозначен на плане цифрой 1): бронзовый бюст Петр I (1875 г., ск. Забелло П.П.), на гранитном постаменте (прямоугольное основание серого гранита, верхняя часть красного гранита, профилированная в верхней и нижней частях), его местоположение; ограда по периметру постамента бюста, кованого черного металла, с рисунком из квадрифолий, оканчивающаяся литыми стилизованными геральдическими лилиями, с двуглавыми орлами в углах (один орел утрачен); Сад, 1765 г., арх. Волков С.А., 1841 г., садовый мастер Кузнецов, арх. Реймерс И.И., 1889 г. (обозначен на плане цифрой 4): Планировочное решение – регулярное, с симметричной композицией; Планировка закреплена аллейными т рядовыми посадками деревьев: аллеи с западной и восточной сторон, рядовая посадка с южной стороны; Старовозрастные насаждения (преимущественно дубы, липы, клены, ясень) в рядовой и аллейной посадках; Мемориальное дерево – дуб черешчатый в северо-восточном углу в границах территории собственного сада (за внутренней оградой); Историческое местоположение утраченных мемориальных деревьев в границах внутренней ограды сада (пни); Газоны – тип (обыкновенные); Садово-парковые дорожки – тип (набивные из высевок розового гранита, на щебеночном основании); Центральная осевая дорожка сада в границах внутренней ограды с площадкой под бюст Петра I; Два исторических фонаря, фланкирующие ворота внутренней ограды (по сторонам от центральной осевой дорожки)*: чугунного литья, на высоком шестигранном основании, с примыкающим к основанию кронштейном на прямоугольной базе, каннелированный столб круглого сечения декорирован акантовыми листьями по всей длине, остекленный фонарь шестигранный, увенчан композицией из волютообразных завитков и пальметт * первоначально до 1880-х гг. фланкировали вход с северной стороны

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник истории, памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    XVIII-XIX вв.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Петровская набережная, дом 6, литера А