Собор

Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация в плане здания базиликального типа, трехнефного, с полукруглой апсидой с восточной стороны, порталом и папертью с западной стороны, двумя небольшими выступами трансептов с крыльцами с южной и северной сторон, увенчанного пятиглавием и колокольней; габариты, конфигурация и высотные отметки крыши; габариты, конфигурация и высотные отметки пяти куполов и купола над колокольней, материал их покрытия (металл) и исторический характер отделки (окраска); габариты, объемно-пространственное решение и высотные отметки колокольни, размещенной над западной частью здания. Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные стены, несущие конструкции куполов и барабанов, в том числе пилоны, крестовые своды, подпружные арки и распалубки, своды, перекрывающие основной объём храма; железные стропильные ноги и подкосы; хоры в уровне второго этажа по оси центрального нефа; историческая каменная лестница колокольни. Архитектурно-художественное решение фасадов архитектурно-художественное решение в характере раннего классицизма с элементами барокко, цоколь: гранитный и известняковый; материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка; историческое цветовое решение (по материалам архивных и натурных исследований); исторические габариты и конфигурация оконных проемов (прямоугольные, прямоугольные с лучковым и полуциркульным завершением, круглые и овальные лежачие люкарны); исторические габариты и конфигурация дверных проемов (прямоугольные и прямоугольные с полуциркульным завершением); декоративное оформление оконных и дверных проемов; (фигурные барочные наличники с «ушками»); материал, цветовое решение и декоративное оформление оконных заполнений; материал (дерево), характер оформления дверных заполнений. рисунок и профиль вертикальных и горизонтальных членений; профилированные тяги; элементы ордерной системы: трехчетвертные колонны и пилястры тосканского (в том числе портал входа), ионического и композитного (колокольня) ордера; сквозные арочные проемы колокольни, их конфигурация и отделка; завершение колокольни куполом, фонариком и золоченым крестом на золоченом яблоке; исторический портал главного входа (с тамбуром и внутренними дверями); гранитный цоколь (высота около 0,70 м); гранитная паперть в 4 ступени; исторические материал и рисунок дверного заполнения; скульптурная композиция над главным входом, изображающая ангелов, несущих знак ордена св. Владимира (дерево, позолота). главы: конфигурация цилиндрических барабанов (4 угловых и центральный, большего диаметра) и их оформление плоскими лопатками с прямоугольными филенками; завершение глав уплощенным окрашенным куполом и золоченым крестом на золоченом яблоке; оконные проемы барабанов: конфигурация (с полуциркульным завершением) и декоративное оформление: фигурные наличники в характере барокко Декоративно-художественная отделка интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: отделка интерьера в характере раннего классицизма с элементами барокко: исторические материалы декоративной отделки (штукатурка, лепка); конфигурация перекрытий (своды купольные, крестовые с подпружными арками, полуциркульные с распалубками); конфигурация и декоративная отделка пилонов; кубические пьедесталы пилонов с профилированными тягами; характер и конфигурация антаблемента разных уровней; конфигурация и декоративная отделка арок профилированными архивольтами; подкупольное пространство на пересечении среднего продольного и поперечного нефов; купольное перекрытие на высоком барабане, опирающемся на арки и паруса; оформление купола 16-ю подпружными ребрами, выделенными белым цветом; оформление барабана 8-ю парами пилястр коринфского ордера и широким гладким фризом с прямоугольными нишами и профилированным карнизом; изображения на парусах четырех евангелистов, выполненные в стиле академической живописи середины XIX в. (холст, масло ?); хоры 2-го яруса на двойных волютообразных кронштейнах, с ограждением в виде деревянных фигурных балясин; скульптурная композиция из фигур двух летящих ангелов, поддерживающих киот с образом Спаса Нерукотворного, на стене под хорами; исторические конфигурация и характер заполнения дверных и оконных проемов; дубовые двупольные полусветлые филенчатые двери входов в трансепт со стороны боковых фасадов; конфигурация солеи, профиль её ступеней, рисунок металлического ограждения тамбур главного входа дубовый, с двумя 4-польными дверьми, полусветлыми, филенчатыми; оформление нижней части стен вестибюля ореховыми филенчатыми резными панелями с изображением крестов; в них встроены двупольные полусветлые двери входов в боковые помещения; двери главного входа дубовые 4-польные полусветлые филенчатые, с полуциркульной дубовой фрамугой; Центральный иконостас двухъярусный, оштукатурен и окрашен масляной краской цвета слоновой кости с позолоченными деталями, с высоким фигурным аттиком и двумя колоннами искусственного мрамора с золочеными базами и капителями (на постаментах колонн золоченый растительный орнамент с крестом в центре). Колонны поддерживают выступающий антаблемент сложного профиля, карниз обработан модульонами с розетками между ними. Боковые стенки иконостаса расчленены узким междуярусным карнизом, орнаментированным порезкой, и завершены антаблементом, являющимся продолжением центрального. По сторонам стенок четвертные пилястры. С каждой стороны от центра по два места для иконы: вверху – квадратные, внизу – прямоугольные с рельефными золочеными рамами, в них помещены иконы «Поклонение пастырей», «Успение», «Благовещение», «Христос-Вседержитель» (дерево, масло). Царские врата вписаны в полуциркульную арку. Вверху, над вратами, круглая икона «Тайная вечеря», обрамленная посереьреным венком среди золоченых лучей. Центр иконостаса увенчан прямоугольным аттиком с полуциркульным завершением. Над аттиком в центре помещено Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном (дерево, масло). На завершении аттика в центре вверху круглый просвет для иконы «Бог Саваоф» в гладком золоченом обрамлении. Ниже – посеребренный плат с цитатой из Евангелия. На аттике по сторонам в прямоугольных филенках резные украшения, изображающие предметы церковного обихода, подвешенные на бантах. По сторонам аттика – консоли с волютообразными завитками. Царские врата резные, позолоченные с ажурным орнаментом в виде крупных акантовых волют и веток остролиста. Верх створок полуциркульный, на створках помещены 6 икон круглой формы (дерево, масло) - «Архангел Гавриил» и «Богоматерь» из сцены Благовещения и 4 Евангелиста. Внизу на створках, в филенках, ромбы с розетками. На обвязке рамы цированный растительный орнамент. Иконостас южного (Успенского) придела деревянный одноярусный, с царскими вратами в центре, помещенными в арочном проеме. По обеим сторонам от царских врат на постаментах каннелированные полуколонны с капителями ионического ордера, по краям иконостаса – каннелированные пилястры. Над капителями помещены две головки херувимов. На полуколонны и пилястры опирается раскрепованный антаблемент с резными профилями во фризе. Карниз с модульонами, иониками и орнаментальной порезкой. Иконостас завершается аттиком с лучковым навершием. По сторонам аттика консоли с волютообразными завитками и гирляндами из цветов и ветвей лавра. На аттике в центре две фигуры ангелов с крестом, по сторонам от них – изображения Евангелия и скрижалей в лучах сияния. Арка портала царских врат украшена накладным резным орнаментом: в центре в облаках, в лучах сияния, парящая фигура голубя; по обеим сторонам – трельяжная сетка, внизу – филенки с накладными резными композициями растительного орнамента. Иконостас окрашен масляной краской цвета слоновой кости, резные детали вызолочены. На нем размещены иконы «Тайная вечеря» (холст, масло) на аттике, «Славословие Христа» (холст, масло) над северной дверью иконостаса, «Св. благоверный князь Федор» (дерево, масло) на северной двери иконостаса, «Успения Богоматери» (холст, масло) над южной дверью иконостаса, «Св. царица Феодора» (дерево, масло) на южных дверях иконостаса, «Богоматерь страстная» (дерево, масло) – слева от царских врат, «Христос – Вседержитель» (дерево, масло) – справа от царских врат. Царские врата деревянные двустворные, с прорезным рисунком в виде завитков аканта. На каждой створке помещено по три овальных резных рамы, обрамленных завитками аканта, в них помещены иконы (холст, масло) - «Архангел Гавриил» и «Богоматерь» из сцены Благовещения и 4 Евангелиста.. Низ в виде горизонтальных планок с короткими вертикальными стойками между ними. Иконостас северного (Никольского) придела: по оформлению аналогичен иконостасу южного придела. На нём размещены иконы «Тайная вечеря» (холст, масло) на аттике, «Поклонение волхвов» (холст, масло) над северной дверью, «Богоматерь с младенцем» (холст, масло) слева от царских врат, «Христос – Спаситель» (холст, масло) справа от царских врат, «Бегство в Египет» (холст, масло) над южной дверью иконостаса; на царских вратах - 6 икон круглой формы (дерево, масло) - «Архангел Гавриил» и «Богоматерь» из сцены Благовещения и 4 Евангелиста. солея – её конфигурация, профиль ступеней, рисунок металлического ограждения, исторически сложившееся размещение киотов и их облик кафедра с лестницей-балконом и ограждением с филенками и резным золоченым карнизом, украшенном иониками. Основание балкона декорировано лавровым венком. Внизу балкон поддерживается резной консолью в виде вазы с изображением акантовых листьев. Ограждение балкона кафедры выполнено в виде двух прямоугольных филенок и имеет два живописных панно (холст, масло). На одном панно изображен проповедующий Христос. Второе панно с изображением святителя в синем одеянии и светло-коричневом плаще. Вокруг него – фигуры слушающих. Из разрыва облаком на голову святого падает луч света. исторические киоты, размещённые в интерьере храма, их облик в характере классицизма и неорусского стиля и характер отделки (французский лак, золочение).

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1741-1772 гг., 1783-1789 гг.

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, улица Блохина, дом 26, литера А

Еще объекты культурного наследия