Собор Успенский (летний)

– ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (в центре города Кинешма, в ансамбле с колокольней и на общей продольной оси с «Троицким (зимний), 1838 г». собором к западу, на высоком крутом берегу Волги); план здания; композиция (к двусветному основному объему с севера и юга примыкают пониженные боковые приделы с полукруглыми апсидами, с запада к основному объему примыкает одноэтажный притвор, с востока к основному объему примыкает трехапсидный алтарь). – КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: над основным объемом – лотковые своды, в апсиде – цилиндрические своды, в притворе – низкий коробовый свод с распалубками над окнами; компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); кровля (форма: основной объем - четырехскатная, апсида – полуциркулярная шатровая; притвор – двускатная, материал – металл); оконные и дверные проемы (расстановка оконных и дверных проемов, форма, количество, геометрия переплета, материал: дерево) – ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: – главы основного объема (количество – пять, форма: полусверическая (центральная – более крупная) на световых барабанах, материал – металл, композиция покрытия: гладкая); барабаны (форма – цилиндрическая, гладкая, материал, количество – пять, композиция) – основной объем (форма (квадрат), материал (кирпич, штукатурка, побелка), композиция, декор (широкие лопатки, в аттике – арочные нишки на месте закомар), окна (форма – прямоугольные в нижнем ярусе, в верхнем ярусе – арочные, в апсидах – восьмиугольные). – приделы (количество – два (северный и южный), форма – прямоугольник, материал, композиция – примыкают с северной стороны и южной стороны к основному объему, фасады приделов одинаково декорированы; декор – два слабовыраженных ризалита, один завершен закомарой, другой – фронтоном, фронтоны на западных фасадах приделов, многообломный карниз с сухариками, колончатый пояс с нишами, филенчатые лопатки по углам ризалитов и приделов, колонки в простенках между окнами; окна (количество, форма (верхнего света прямоугольные, парные, разделены между собой колонкой; нижнего света – арочные с замковым камнем и кованными решетками), геометрия расстекловки), прямой цокольный карниз (по периметру приделов и всего храма). – апсида форма – трехчастная полуциркулярная, материал, кладка, композиция, многообломный карниз, широкий валик, отделяющий цоколь, окна (количество, форма (снизу – прямоугольные в глубоких нишах с арочными завершениями, сверху – восьмиугольные, в глубоких нишах); - апсиды приделов форма – трехчастная полуциркулярная, несколько шире и ниже апсид четверика, материал, кладка, композиция, обработаны дощатым рустом, окна (количество, форма (снизу – арочные с замковым камнем, сверху – круглые в ленточных наличниках); – притвор форма, композиция, в западной части три мироких арочных дверных проема, средний дверной проем выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. – ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: нефы (количество (пять), композиция (средний неф шире боковых, но уже придельных нефов), столбы (количество (четыре), форма (два квадратных, два восьмиугольных), композиция), между столбами и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки; интерьеры: живопись (материал (масло), сюжеты характерны для сер. 19 – нач. 20 вв., росписи сохранились по всему объему храма), иконостас (материал (дерево), высота (двухъярусный), декор (главный иконостас: царские врата фланкируют два портика (один внутри другого), второй ярус завершает четырехколонный портик с пологим фронтоном с разорванной нижней частью, резные детали; придельные иконостасы – одноярусные, в духе эклектики); резные киоты, паникадила, резное распятие (сер. 19 в.), резная скульптурная группа «Тайная вечеря» (н. 19 в.).

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1745 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Советская, дом 2

Еще объекты культурного наследия