Дом Паскевича Ф.И. с дворовыми флигелями
Объемно-пространственное решение:
исторические габариты и конфигурация двух лицевых корпусов по Английской наб., Галерной ул., дворовых корпусов, включая два воротных проезда лицевого по Галерной ул. и поперечного дворового корпусов, объемно-планировочное пространство двух внутренних дворов;
исторические габариты и конфигурация крыши (скатная), включая световой фонарь восточного дворового корпуса, материал кровли (листовой металл) и исторический колер окраски.
Конструктивная система:
наружные и внутренние кирпичные капитальные стены;
междуэтажные перекрытия – местоположение;
своды:
коробовый с распалубками – воротного проезда лицевого корпуса;
цилиндрический – воротного проезда поперечного дворового корпуса;
зеркальный – верхней площадки парадной лестницы корпуса по Английской наб.
прусский по металлическим балкам – служебной лестницы поперечного дворового корпуса;
зеркальный – «Лебединого зала» (пом. № 18, площадью 89,7 кв. м.);
зеркальный – «Большого зала» (пом. № 19, площадью 153,5 кв.м.);
цилиндрический с распалубками на подпружных арках – пом. № 9, площадью 109, 4 кв. м.;
крестовые на подпружных арках – цокольного и 1-го этажей корпуса по Галерной ул.;
коробовые с распалубками – цокольного и 1-го этажей корпуса по Галерной ул.;
коробовые с распалубками – цокольного этажа по Английской наб.;
исторические лестницы – местоположение, габариты, конфигурация, архитектурно-художественное оформление, включая:
парадную лестницу корпуса по Английской набережной – междустенную – в уровне вестибюля, двухмаршевую – в уровне 1-2-го этажей, со ступенями путиловской плиты, с площадками путиловской плиты со вставками (наливные с мраморной крошкой, в технике террацо с бордюром), с мраморным ограждением в виде парапетных тумб с каннелированными балясинами, с профилированным мраморным поручнем;
продольная выпущенная балка на опорных пилястрах и колонне – верхней площадки парадной лестницы;
лестницы парадного вестибюля корпуса по Английской наб. – междустенные, известняковые;
парадная лестница корпуса по Галерной ул. – двухмаршевая, междустенная, с площадками по сводам*;
*облицована современными материалами
служебная лестница поперечного дворового корпуса – междустенная, с известняковыми ступенями и площадками;
служебная лестница дворового корпуса по Галерной ул. – двухмаршевая, с известняковыми ступенями и площадками, с металлическим ограждением простого рисунка, с профилированным деревянным поручнем.
Объемно-планировочное решение:
историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен, габариты помещений с архитектурно-художественной отделкой, указанных в п. 5.
Архитектурно-художественное решение фасадов:
лицевой фасад по Английской наб.: в приемах эклектики, симметричный, на 10 световых осей, трехэтажный на цокольном этаже;
вид материала отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст «под шубу» – в уровне 1-го этажа, руст – в уровне 2-3-го этажей);
ризалиты – местоположение (по 2-й, 9-й световым осям, в уровне 1-го этажа), габариты, конфигурация;
балконы – местоположение (в завершении ризалитов), габариты, конфигурация (прямоугольные в плане), гранитные балконные плиты на гранитных кронштейнах с чугунным ограждением (парапетные тумбы с профилированными балясинами);
исторический дверной проем – местоположение (по 9-й световой оси), габариты, конфигурация, оформление (профилированный наличник);
историческое заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые полусветлые, с прямоугольной остекленной фрамугой), оформление (профилированные фигурные филенки);
приборы дверные – материал (бронза), техника исполнения (литье, чеканка), форма (ручка-скоба на шестигранной накладной пластине, по всей поверхности рельефно орнаментированы (витая порезка, акант, розетты); в нижней части пластин прорези для ключевин;
количество – 1;
время: 2-я пол. XIX в.
длина скобы: 18 см*;
*реставрация 1998 г.
петли дверные – материал (бронза), техника исполнения (литье), количество – шесть;
крыльцо – местоположение (по 9-й световой оси), габариты, конфигурация (с забежными ступенями), материал (красный гранит);
ажурный козырек на колоннах – местоположение (по 9-й световой оси), габариты, конфигурация, материал (чугун), оформление (фигурные колонны с перехватами, козырек с волютами, декорированными листьями аканта);
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет*, рисунок расстекловки;
*по результатам натурных и архивных исследований
оформление оконных проемов:
профилированные наличники – в уровне 1-3-го этажей;
замковые камни, декорированные лавровыми венками – в уровне 1-го этажа;
линейные сандрики на кронштейнах, декорированных акантом, лепные композиции растительного рисунка между кронштейнами, каннелированные консоли с лепными провисающими гирляндами – в уровне 2-го этажа;
профилированные фигурные наличники с «ушками» –
в уровне 3-го этажа;
оформление балконных проемов:
с профилированными наличниками, фланкированы порталами из ¾ колонн тосканского ордера, фризами из триглифов, карнизами с модульонами, увенчаны лучковыми фронтонами с профилированными скатами, поле фронтонов с лепными барельефными композициями из картушей с овами и лепными гирляндами;
рустованные лопатки – между оконных проемов по 1-3-й, 8-10-й световым осям, в уровне 2-3-го этажей;
профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы, включая фриз с триглифами;
венчающий профилированный карниз с модульонами;
аттики – местоположение (в завершении 1-3-й, 8-10-й световых осей), габариты, конфигурация (фигурные), оформление (разделены на три части уплощенными парапетными столбиками, центральная часть с полуциркульным завершением, с профилированным карнизом);
парапетное ограждение крыши – из балясин между оштукатуренных тумб;
лицевой фасад по Галерной ул.:
четырехэтажный, симметричный, на девять световых осей, в приемах эклектики;
вид материала отделки цоколя – известняк;
вид материала и характер отделки фасада – окрашенная штукатурка (руст «под шубу» – в уровне 1-го этажа, гладкая штукатурка – в уровне 2-4-го этажей);
воротный проезд – местоположение (по 5-й световой оси), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (веерный замковый камень);
колесоотбойная тумба – местоположение (справа от воротного проезда), габариты, форма, материал (гранит);
исторический дверной проем – местоположение (по 2-й световой оси), габариты, конфигурация (прямоугольный), оформление (замковый камень);
заполнение дверного проема – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
ажурный козырек на кронштейнах – местоположение (по 2-й световой оси), габариты, конфигурация, материал (чугун), оформление (козырек с волютами, декорированными листьями аканта и розеттами, в нижнем поясе с мотивом «бегущая волна»);
исторические оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет*, рисунок расстекловки;
*по результатам натурных и архивных исследований
оформление оконных проемов:
замковые камни «алмазная грань» – в уровне 1-го этажа;
профилированные наличники, треугольные сандрики на кронштейнах – в уровне 2-го этажа (через одно окно);
прямоугольные ниши с заполнением лепными ¾ балясинами – в подоконных пространствах, в уровне 4-го этажа;
профилированные междуэтажные тяги и карнизы;
венчающий профилированный карниз;
дворовые фасады:
северный двор:
материал и характер отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка (линейный руст – в уровне 1-2-го этажей, гладкая штукатурка – в уровне 3-4-го этажей);
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, конфигурация, габариты, включая полуциркульные окна;
историческое заполнение оконных проемов – материал (дерево), цвет*, рисунок расстекловки;
*по результатам натурных и архивных исследований
оформление оконных проемов:
прямоугольные ниши – в уровне 1-го этажа южного фасада;
полуциркульные ниши, веерный руст, трехчастные замковые камни – в уровне 1-2-го этажей;
профилированные архивольты на импостах в виде лопаток – в уровне 3-го этажа (исключая северный и южный фасады);
профилированные междуэтажные тяги и подоконные карнизы;
венчающий профилированный карниз с модульонами;
южный двор:
материал и характер отделки цоколя – известняк;
материал и характер отделки фасадов – окрашенная гладкая штукатурка;
исторические оконные и дверные проемы – местоположение, конфигурация, габариты;
ширина и верхняя отметка оконных проемов 1-го этажа;
рисунок расстекловки;
венчающий профилированный карниз.
Декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства: корпус по Английской наб.:
парадный вестибюль:
тамбур входа – местоположение, габариты, конфигурация (восьмигранный), материал (дуб), конструкция (с двумя двустворчатыми дверями по центральной оси и двумя боковыми одностворчатыми дверями), оформление (потолок и стены – профилированные филенчатые дубовые панели, двери – профилированные фигурные филенки, верхние – остекленные, с резными деталями, с внешней стороны с профилированным раскрепованным карнизом с фризом, с ложчатым орнаментом);
приборы дверные – материал (бронза), техника исполнения (литье, чеканка), форма (ручка-скоба на шестигранной накладной пластине, по всей поверхности рельефно орнаментированы (витая порезка, акант, розетты); в нижней части пластин прорези для ключевин;
количество – 3;
время: 2-я пол. XIX в.
длина скобы: 18 см*;
*оконные и дверные приборы – реставрация 1998 г.
петли дверные – материал (бронза), техника исполнения (литье), количество – восемь;
оформление потолка – профилированный карниз с порезкой растительного рисунка, профилированная фигурная рама, в центре лепная розетка растительного рисунка (волюты из побегов аканта);
оформление стен – профилированные прямоугольные зеркала чередуются с профилированными лопатками с криволинейными завершениями;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), количество (три), оформление (десюдепорты с лепными композициями из медальонов с вензелями, обрамленных лавровыми венками, гирляндами и пальмовыми ветвями);
историческое заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированный фигурный наличник, раскрепованный сверху, профилированные фигурные филенки, по две на каждой створке);
приборы дверные – материал (бронза), количество (три), оформление (ручка-фаль в форме завитка, декорированная листом аканта);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 3;
камин средистенный одноярусный (серый мрамор, бронза, чугун; резьба, литье, чеканка); оформлен в виде портала с лопатками, филенками и фризом с триглифами и метопами; с профилированными полочкой и плинтом; топочное отверстие прямоугольное, обрамлено чугунными профилями; решетка тагана чугунная с бронзовыми деталями, включая пояс из листовой бронзы с гравированным растительным орнаментом;
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
шир. – 187 см; выс. 130 см; гл. 44 см*;
*реставрация 1998 г.
люстра бронзовая с позолотой на 28 свт, в виде ажурной корзины полусферической формы на четырех цепях, крепящихся к короне из волют, акантов, пальметт; стенки «корзины» набраны из рядов мелких листьев лавра, завершены цветочным бутоном; от чеканного обода с мелким растительным рисунком отходят 4 кронштейна на 5 рожков и 4 кронштейна на 2 рожка; рожки с витой порезкой*;
нач. ХХ в. в характере люстр периода классицизма нач. XIX в.
Д – 112;
* реставрация 2006-2007 гг.
бра бронзовое с позолотой (литье, чеканка) на 1свт. типа «карсельской лампы», на фигурном ажурном кронштейне декорированном женской полуфигурой с раскрытыми крыльями и обнаженной грудью; стенник фигурный с пальметтами сверху и снизу; все детали с мелким растительным рисунком; со стеклянным плафоном сферической формы;
кон. XIX – нач. XX вв.;
количество: 4;
* реставрация 2006-2007 гг.
оконные приборы – материал (бронза), техника исполнения (литье), форма + (прямые шпингалеты-засовы с короткими рукоятками с шарообразными завершениями; ручка-завиток на прямоугольной пластине);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
пары состоят из одного длинного (в 2/3 высоты рам) и одного короткого (38 см) вариантов; шарики – ок. 1,5 см в дл.;
количество: 4 комплекта;
подоконные доски – материал (белый мрамор), профиль, количество (две);
покрытие пола – наливное с мраморной крошкой, в технике террацо, рисунок в виде периметральных фризов, с угловыми треугольными композициями из волют;
парадная лестница:
оформление прохода из вестибюля – профилированная арка с коробовым завершением;
бра бронзовое с позолотой (литье, чеканка) на 1свт. типа «карсельской лампы», на фигурном ажурном кронштейне декорированном женской полуфигурой с раскрытыми крыльями и обнаженной грудью; стенник фигурный с пальметтами сверху и снизу; все детали с мелким растительным рисунком; со стеклянным плафоном сферической формы;
кон. XIX – нач. XX вв.*;
количество: 2;
* реставрация 2006-2007 гг.
оформление стен – многоярусное, ярусы разделены профилированными тягами:
нижний ярус – руст, средний – профилированные прямоугольные зеркала чередуются с профилированными лопатками с криволинейными завершениями; верхний ярус – профилированные прямоугольные зеркала, пилястры со сложными каннелированными капителями и туловом в виде ¾ кариатид;
оформление верхней площадки лестницы – полуциркульные арки на опорных мраморной колонне и штукатурных пилястрах ионического ордера, профилированные архивольты с замковым камнем с навершием из сложных каннелированных капителей;
оформление потолка – профилированный раскрепованный карниз с поясом ложчатого орнамента;
профилированные фигурные зеркала; зеркало свода со световым фонарем с витражем: оплетка – материал (металл), рисунок (геометрическая расстекловка), заполнение ячеек (матовое стекло) – местоположение, габариты, конфигурация; лепная розетка растительного рисунка над верхней площадкой лестницы;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), количество (три), оформление (десюдепорты с лепными композициями из медальонов с вензелями, обрамленных лавровыми венками и гирляндами);
историческое заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированный фигурный наличник, раскрепованный сверху, профилированные фигурные филенки, по две на каждой створке);
приборы дверные – материал (бронза), количество (три), оформление (ручка-фаль в форме завитка, декорированная листом аканта);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 3;
торшер на 6 свт. (белый и розовый мрамор, бронза; резьба, литье, чеканка золочение); типа «карсельской лампы»; укреплен на каннелированной колонне из розоватого мрамора с трехгранной бронзовой позолоченной капителью стилизованного ионического ордера; колонна на многоярусном литом бронзовом подножии, включающем снизу вверх следующие элементы: 3 модульона в виде спускающихся волют; профилированный плинт с порезкой; 3 крупных когтистых лапы, выше которых по кругу разложены фрукты, цветы и листья; 3 фигуры фантастических птиц с опущенными клювами, со связанными между собой лапами и нагрудными лентами в волнистую складку; на птичьих головах установлена чаша в форме кратера с тремя волютообразными ручками, декорированными чешуйчатым орнаментом, а из чаши поднимается цокольная обшивка ствола колонны из бронзы, оформленная как опоясывающий фриз с рельефом в виде листьев болотных растений; литое бронзовое подножие колонны в свою очередь установлено на круглом в плане профилированном и с раскреповкой цоколе из белого мрамора, стоящем непосредственно на квадратной тумбе мраморного лестничного ограждения; на капители колонн укреплен округлый бронзовый вазон, украшенный 3-мя львиными маскаронами и растительным орнаментом между ними. Из горловины вазона выходят 6 массивных изогнутых кронштейнов, орнаментированных листьями аканта; каждый кронштейн увенчан широкой розеткой из акантовых листьев; на этих розетках установлены бронзовые лампы типа «карсель» (6 шт.), состоящие из круглого рельефно декорированного основания и вставляющейся в него съемной части; съемная часть состоит из 6 стоящих одна на другой круглых в плане декорированных деталей, увенчанных высокой гладкой профиткой, внутри которой находится современный электрический патрон; из центра вазона между кронштейнами поднимается еще одна вертикальная стойка в виде стебля с акантовыми листьями, увенчанная широкой розеткой, перекрытой новодельным гладким латунным куполом без позолоты с фигурной остроконечной гайкой наверху*;
*реставрация 1998 г.
время: 2-я пол. ХIХ в.;
размеры: высота (без тумбы в составе ограждения) – 305 см;
диаметр цокольной базы – 40 см;
наибольший диаметр – 110 см
люстра на 4 свт. (бронза, хрусталь; литье, ковка, золочение); елизаветинского типа на коротком штоке с нанизанными на него хрустальными балясинами; от щитка на нижнем конце штока расходятся 8 изогнутых больших четырехгранных кронштейнов-тяг с такими же ответвлениями для подвески хрусталя и закрепления 2-х ярусов светоточек, состоящих из бронзовых рельефно орнаментированных чашеобразных розеток, в которых вставлены металлические электропатроны середины ХХ в.; ниже изогнутые кронштейны-тяги снова сходятся к центральном бронзовому орнаментированному диску, имеющему по одной граненой хрустальной балясине снизу и сверху, образующему таким образом еще один – 3-й ярус люстры; в верхнем ярусе и в месте крепления больших кронштейнов к штоку размещены в виде корончатых розеток еще малые более тонкие (соответственно 8 и 4), раздвоенные на концах кронштейны для подвески хрустального убора;все хрустальные подвески, кроме нижней граненой капли, имеют вид стилизованных дубовых листьев и звездочек с фацетом по фигурно вырезанному краю; цепь подвеса люстры из бронзового прутка круглого сечения и двойного плетения в каждом звене*;
время: кон. XIX в. в характере люстр сер. ХVIII в.;
размеры: высота – 110 см; наибольший диаметр – 70 см;
*реставрация 1999 г.
покрытие пола площадок – наливное с мраморной крошкой, в технике террацо, рисунок в виде периметральных фризов;
«Лебединый зал»:
(пом. № 18, площадью 89,7 кв. м)
оформление плафона – лепная позолоченная розетта из трех перекрещенных венков в одном венке с лентами, пронзенных тирсом;
зеркало свода – с профилированными рамами фигурной и с порезкой растительного рисунка, включая раму сложного профиля с пятью розеттами по углам;
высокая падуга с контррельефным орнаментом ложчатого рисунка;
профилированный выносной карниз на кронштейнах, декорированных листом аканта с розеттами (чередуются через один), с порезками ионика и дентикулами, с позолоченными деталями;
оформление стен – лепной фриз из горельефных изображений лебедей с изогнутыми вниз шеями, раскрытыми крыльями поддеривающими провисающие гирлянды с пальметтами;
профилированный филенчатый фриз из прямоугольных и квадратных филенок (через одну);
каннелированные парные и одинарные пилястры ионического ордера, на капителях и базах с лепным растительным позолоченным декором, на уплощенных постаментах;
профилированные филенки со срезанными углами – в центральном поле продольных стен;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), количество (восемь), оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые с прямоугольными фрамугами), оформление (профилированные прямоугольные филенки, по четыре на каждой створке, верхние три и филенки фрамуги остеклены зеркальными стеклами);
приборы дверные – материал (бронза), количество (восемь), оформление (ручка-фаль в форме завитка);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 8;
оконные приборы – материал (бронза), техника исполнения (литье, чеканка), форма + (прямые шпингалеты-засовы с короткими рукоятками с шарообразными завершениями; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
пары состоят из одного длинного (в 2/3 высоты рам) и одного короткого (38 см) вариантов; шарики – ок. 1,5 см в Д.; ручка-скоба – дл. 7 см
время: 2-я пол. XIX – нач. ХХ в.;
количество: 4 комплекта;
камин средистенный (желтый с цветными прожилками мрамор, белый мрамор (каминная полка, профилированный фриз, львиные лапы), бронза; резьба, литье, чеканка); одноярусный с резным филенчатым фризом с выкружкой в верхнем поясе, такими же пилястрами по боковым сторонам, фланкирован пилястрами в виде каннелированных консолей с завершением из львиных лап; с профилированным плинтом и полочкой; топочный портал из патинированной бронзы имеет криволинейный вырез с позолоченным профилированным краем; мраморная рама вокруг портала также имеет резной профилированный край; топка с чугунным таганом*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: ширина – 187 см; высота – 132 см; глубина выступающей из стены части – 49 см;
*реставрация 1998 г.
люстра на 37 свт. (бронза, хрусталь; литье, ковка, чеканка, золочение, футляры молочного стекла, имитирующие свечи); ажурная, типа «карсель», с хрустальным убором; шток в виде балясины с 3-мя округлыми деталями из рифленого прозрачного хрусталя и с профилированными точеными бронзовыми перехватами между, над и под ними; вся осветительная арматура люстры размещена на 2-х плоских бронзовых ободах (малый внутри большого в одной плоскости), которые крепятся к нижней части штока 3-мя большими волютообразными кронштейнами прямоугольного сечения; малый и большой ободы скреплены между собой еще тремя подобными кронштейнами меньшего размера; еще 3 таких же кронштейна отходят от большого обода вниз к нижнему завершению люстры; к внешней стороне большого обода прикреплено 6 бра двух разных видов: один включает 3 бра с керосиновыми лампами в серединах и четырьмя свечами молочного стекла на изогнутых рожках с бобешками и профитками, орнаментированными только по краю жемчужным орнаментом, размещенными парами по обе стороны от лампы; а другой представляет 3 бра из скрепленных веером по 7 аналогичных рожков под свечи; еще одна – четвертая керосиновая лампа укреплена на точеной шайбе с фигурной балясиной на конце в нижнем завершении люстры на 3 спускающихся кронштейнах; каждая керосиновая лампа состоит из укрепленного на рожке круглого рельефно орнаментированного основания с высоким фигурно вырезанным бортом, вставленного в него гладкого шара и состоящей из нескольких деталей стойки с конфоркой из листовой бронзы с просечным орнаментом, но без плафона; кроме бра на наружной стороне большого обода закреплено 6 декоративных элементов из прочеканенного бронзового листа в виде крестоцвета; хрустальный убор из прозрачных подвесок в виде стилизованных дубовых листьев и многолучевых звездочек размещен на множестве маленьких бронзовых изогнутых кронштейнов и рядах отверстий по основной части конструктивных и декоративных деталей люстры на всех ее ярусах, включая и верхнее завершение штока, оформленное в виде короны из точеной розетки, и 12 фигурных кронштейнов для подвески хрусталя; цепь подвеса люстры убрана в чехол из плотной ткани с тяжелыми кистями вверху и внизу*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
размеры: высота – 215 см; наиб. диаметр – 130 см.;
*реставрация 1998 г.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (геометрический)*;
*воссоздано в 1998 г. по историческим аналогам
«Белый зал»:
(пом. № 19, площадью 153,5 кв. м.)
оформление плафона – зеркало свода с двумя лепными розетками растительного рисунка, по внешнему краю без профилированного обрамления;
профилированные рамы с порезкой растительного рисунка, включая периметральный фриз «пояс меандра» с лепными розеттами по сторонам и медальонами по углам;
падуга с лепными аллегорическими композициями по серединам сторон и углам;
барельефный периметральный фриз растительного рисунка;
профилированный карниз на кронштейнах, декорированных листом аканта с порезкой иоником, дентикулами;
оформление стен – барельефный фриз из волют, листьев аканта, розетт и сюжетных композиций из вазонов, по сторонам фланкированных фигурами амуров;
профилированные тяги с порезкой бусами, дентикулами, лепными гирляндами;
парные и одинарные каннелированные пилястры коринфского ордера на уплощенных тумбах с профилированным карнизом с порезкой иоником, по продольным сторонам общие тумбы у пилястр соседних пар;
над оконными и дверными проемами лепные лиры в лавровом венке с тирсом и прямоугольные горизонтальные ниши с лепными барельефными композициями с аллегорическими сюжетами;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), количество (четыре), оформление (профилированные наличники с порезкой бусы, с внешней стороны с лепной дубовой (?) гирляндой, линейные сандрики, декорированные растительным и ложчатым орнаментом, на двойных акантовых консолях с розеттами; в десюдепортах композиции из крупной розетки в профилированном ромбе, тирса и мелких розетт);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные прямоугольные филенки с периметральной порезкой растительного рисунка, по три на каждой створке, в верхней и нижней с резными венками, центральная с накладным ромбом с резной крупной розеттой, тирсом, волютами и мелкими розеттами);
приборы дверные – материал (бронза), оформление (ручка-фаль в форме завитка);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 4;
оконные приборы – материал (бронза), техника исполнения (литье, чеканка), форма (прямые шпингалеты-засовы с короткими рукоятками с шарообразными завершениями; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
пары состоят из одного длинного (в 2/3 высоты рам) и одного короткого (38 см) вариантов; шарики – ок. 1,5 см в Д.; ручка-скоба – дл. 7 см
время: 2-я пол. XIX – нач. ХХ в.;
количество: 6 комплектов;
оформление южной стены:
профилированный архивольт на импостах с порезкой иоником, замковый камень в виде лепной лиры, арка с коробовым завершением;
оформление северной стены:
профилированный архивольт на импостах, замковый камень в виде лепной лиры, в пространстве под архивольтом – широкий фриз из стеблей и розетт и сюжетная аллегорическая композиция;
камин средистенный, двухъярусный, резного белого мрамора, с резной окрашенной деревянной рамой зеркала, оформленный в характере классицизма; нижний ярус занимает прямоугольный каминный портал с профилированной полочкой, фризом, резной декор которого представляет композицию из двух лежащих грифонов вокруг лиры в окружении акантовых завитков; многоствольными тростниковыми флейтами на квадратных угловых выступах, и боковыми пилястрами, украшенными изображениями кадуцеев и лир, в окружении мелкой растительной порезки; топочное отверстие обрамлено рифлеными пластинами черного металла; в верхнем ярусе расположена прямоугольная деревянная рама пристенного зеркала, покрыта порезкой растительного рисунка с круглыми розетками по углам; с прямоугольной мраморной предкаминной доской*;
время: ХIХ в.;
размеры: ширина – 198 см; высота без зеркала – 132 см; глубина выступающей части – 44 см; ширина зеркальной рамы – 176 см; высота рамы – ок. 250 см;
*реставрация 1998 г.
люстры в характере ампира на 56 свт. (бронза; литье, чеканка, золочение, футляры молочного стекла, имитирующие свечи); бесштоковые, двухъярусные, в виде двух разновеликих обручей, декорированных по внешней поверхности поясками мелкой порезки и накладками в виде розеток с пальметтами по бокам и звездочек (на малом обруче – только розетки и звездочки), соединенных между собой 8-ю изогнутыми прямоугольными в сечении тягами, причем малый обруч помещен выше большого; к верхнему (малому) обручу подведены 8 цепей подвеса, которыми они крепятся к верхней короне, состоящей из обода с декоративными накладками и венчающего декора в виде 6-ти высоких пальметт и 6-ти цветков на высоких стеблях; внутренняя часть короны завершена гладким конусом, к которому подходит цепь главного подвеса; к нижнему краю большого обода прикреплен ажурный полукруглый поддон, состоящий из 24 вертикально поставленных ветвей лавра с листьями и ягодами, а в центре поддона укреплена большая розетка в виде круглого щитка с 8-ю накладными пальметтами и завершением в форме малой профилированной балясинки, украшенной порезкой; нижняя розетка дополнительно крепится к большому ободу еще 8-ю изогнутыми тягами; на нижнем ободе укреплено 32, а на верхнем – 24 (теснее) одиночных подсвечников с круглыми бобешками и профитками (с патронодержателями) под свечи молочного стекла с лампами-миньон; цепь подвеса каждой люстры убрана в чехол из плотной ткани с тяжелыми кистями вверху и внизу*;
время: ХIХ в.
размеры: высота – ок. 160 см;
наибольший диаметр – ок. 100 см;
количество: 2;
*реставрация 1999 г.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка)*;
*воссоздано в 1998 г. по историческим аналогам
«Готический зал»:
(пом. № 20, площадью 124,3 кв.м.)
оформление потолка и стен – сплошной лепной орнамент геометрического рисунка с восьмиконечными звездами, опирается на стилизованные пучки нервюр с ¾ колонками;
стрельчатые люнеты, образованные нервюрами, со стилизованными криволинейными тягами и трилистником, в нижнем поясе – с орнаментальным фризом;
профилированный раскрепованный карниз;
нервюры свода на импостах в виде пучков ¾ колонн;
основания колонн со стрельчатыми нишами;
между колоннами килевидные арки с лепными изображениями собак и листьев в верхней части;
в килевидных арках деревянные полуколонны (делят пространство на три части) со стрельчатыми завершениями со стилизованными криволинейными тягами по бокам, центральная – с лепными, с полихромной темперно-клеевой живописью с позолотой, геральдическими композициями, увенчанными короной и растительным орнаментом;
плоскости стен – темперно-клеевая кобальтовая роспись с лепным золоченым геометрическим орнаментом, с гипсовой обрешеткой, рисунок (ромбы);
в нижнем поясе стен профилированные деревянные панели, под постаментами колонн с резными деталями;
заполнение оконных проемов (со стороны зала) – витражное цветное стекло с деревянной обрешеткой, рисунок (ромбы);
оконные приборы – материал (латунь), техника исполнения (литье, чеканка), форма (прямые шпингалеты-засовы с короткими рукоятками с шарообразными завершениями; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
пары состоят из одного длинного (в 2/3 высоты рам) и одного короткого (38 см) вариантов; шарики – ок. 1,5 см в Д.; ручка-скоба – дл. 7 см
время: 2-я пол. XIX – нач. ХХ в.;
количество: 6 комплектов;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), количество (четыре);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые с прямоугольными фрамугами), оформление (с резным накладным рисунком; фрамуга и верхний пояс дверей: аркада из стрельчатых арок на импостах-колонках; двери: с килевидными нишами, с заполнением стрельчатыми арками на колонках-импостах, увенчанных квадрифолиями);
приборы дверные – материал (бронза), оформление (ручка-скоба на фигурной ключевине, декорирована литым изображением сфинкса);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 4;
тамбуры – местоположение, габариты, конфигурация, оформление (профилированные дубовые панели идентичного рисунка с дверями);
профилированный наличник – в оформлении арочного (с коробовым завершением) проема;
люстра в характере неоготики, на 84 свт. (резное дерево, золочение по левкасу (металл только в крепеже), футляры молочного стекла, имитирующие свечи); многоярусная, бесштоковая, на 6-ти тягах подвешена к короне, которая на зачехленном подвесе крепится к потолочному крюку; внутренняя часть корпуса представляет ажурный шестигранник с веерообразными приставными ажурными барабанами по углам; шестигранник, и барабаны внизу завершаются ажурными розетками из радиально сходящихся параболических нервюр, завершенных внизу коническими букетами; на центральном шестиграннике укреплен широкий пояс из готических арок, по углам поставлены башенки со шпицами; на каждой грани на розетках в форме крестоцвета укреплены по 5 электрических свечей молочного стекла с лампами миньон; по периметру шести угловых барабанов укреплено еще по 9 таких же свечей (всего – 84); 6 тяг подвески люстры к короне покрыты резными накладками, украшенными краббами; корона в виде готической розетки со свесом в форме длинной грозди, выходящей из схождения нервюр; по периметру короны установлено ажурное ограждение с готическим венчающим декором в виде зубцов из свитых растительных побегов*;
время: 3-я четв. ХIХ в.;
размеры: высота – более 300 см; наибольший диаметр – ок. 150 см.;
*реставрация 1999 г.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (геометрический), цвет*;
*воссоздано по историческим аналогам в 1998 г.
«Рыцарский зал»:
(пом. № 21, площадью 25,8 кв. м.)
оформление потолка и стен:
зеркало потолка со сплошным лепным рисунком неоготического характера – трехлопастные арки, квадрифолии, с центральной круглой розеткой идентичного рисунка; стилизованные нервюры свода, на пучках полуколонн, со стрельчатыми арками с трифолиями, увенчанными квадрифолиями;
пространство стен между полуколоннами и нервюрами с лепными стрельчатыми арками, увенчанными квадрифолием; с лепным рисунком в виде обрешетки (ромбы с четырехлистниками, с сердцевинами в виде ромбов из листьев); окраска темперно-клеевая;
нижний пояс стен с профилированными деревянными панелями, с плинтом и карнизом, с профилированными филенками;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), количество (три);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки, по три на каждой створке, с резным накладным рисунком: центральные – из стрельчатых арок на импостах-колонках; верхние и нижние – с квадрифолиями);
приборы дверные – материал (бронза), оформление (ручка-скоба на фигурной ключевине, декорирована литым изображением сфинкса);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 3;
десюдепорт дубовый, резной; панель прямоугольной формы со скругленными верхними углами и профилированной рамой; внутреннее поле заполнено накладной резьбой: по бокам 2 готических килевидных арки, а в середине – композиция из растительных мотивов, чаши для Причастия, крылатого льва св. Марка и дракона*;
время: ХIХ в.;
размеры: 220 х 140 см;
*реставрация 1998 г.
десюдепорты дубовые, резные; панели с коробовым завершением и профилированной рамой; внутреннее поле заполнено накладной резьбой из стрельчатых и килевидных арок и трифолиев;
время: ХIХ в.;
размеры: 220 х 140 см;
количество: 2;
реставрация 1998 г.
тамбуры – местоположение, габариты, конфигурация, оформление (профилированные дубовые панели идентичного рисунка с дверями);
постаменты для гипсовых фигур в виде дубовых тумб на 5 граней с оформлением по 3-м лицевым граням филенками с накладной резьбой в форме стрельчатых арок*;
время: ХIХ в.;
размеры: высота – 90 см; ширина – 60 см;
реставрация 1998 г.
скульптуры рыцарей (гипс, лепная горельефная пластика, темперно-клеевая полихромная роспись деталей и обработка поверхностей лаком); 3 пары горельефных фигур с темперно-клеевой полихромной росписью; изображены 6 стоящих рыцарей в западноевропейском вооружении, стилизованном под позднеготические доспехи и холодное оружие (мечи и алебарда), представленные тремя вариантами: с цельной гладкой кирасой, с пластинчатым панцирем и с чешуйчатым доспехом. Головы всех рыцарей покрыты шлемами с откидным забралом типа «АРМЭ» (2 варианта с открытым и 1 с закрытым). Каждый из 3-х вариантов, выделяемых по скульптурной пластике, повторен дважды, но по живописной расколеровке все 6 фигур – строго индивидуальны*;
время: ХIХ в.;
размеры: высота фигур – 220 см;
*реставрация 1998 г.
заполнение оконного проема – рифленое стекло с ажурным деревянным переплетом, оформление (профилированный наличник);
оконные приборы – материал (латунь), техника исполнения (литье), форма + (малые шпингалеты-засовы с короткими рукоятками с шарообразными завершениями);
доска подоконная серого с белыми прожилками мрамора, профиль;
фонарь шестигранный (бронза, золочение, цветное стекло) на трех изогнутых подвесах, с короной, декорированной по периметру трифолием; каждая грань с двумя стрельчатыми арками на колонках, по нижнему поясу фриз из литых квадрифолиев; ребра граней и арки с литыми навершиями ажурного рисунка; по нижней грани оплетка в форме шестиконечной звезды с шестиугольником в центре, по периметру фриз из литых деталей*;
*воссоздан по историческим аналогам в 1998 г.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (шашки), цвет*;
*воссоздано по историческим аналогам в 1998-1999 гг.
помещение № 11, площадью 60,5 кв. м.:
дверной проем – местоположение, габариты, конфигурация (полуциркульный);
заполнение дверного проема – резной портал – дерево лиственных пород, резьба, обработка темно-тонированным лаком; двухъярусный, трехчастный, с развитием в глубину на 1 м; встроен в проем под 3-частной полуциркульной фрамугой; кроме боковых филенчатых откосов имеет филенчатую же глухую цокольную часть, среднюю часть из 2-х рядов резных витых колонок с капителями, остекленными в глубине и открытыми в лицевой плоскости, а в завершении – массивный антаблемент с гладким фризом и многопрофильным венчающим карнизом*;
время: 2-я пол. ХIХ– нач. ХХ в.; размеры: ширина – 380 см; высота (без фрамуги) – ок. 300 см; высота резных колонок – ок. 200 см.;
*реставрация 1998 г., потертости на выступающих элементах
приборы дверные – материал (бронза), оформление (ручка-фаль в форме завитка);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 1;
фонтан пристенный белого мрамора резной, оформлен в характере классицизма; пристенная мраморная плита фонтана прямоугольной формы с фигурным навершием; у основания – встроенная в пол полуциркульная чаша водосборника с профилированным бортом; боковые стороны пристенной плиты оформлены двумя пилястрами с резной растительной орнаментацией по лицевым плоскостям и со стилизованными капителями из растительных завитков и побегов; выше капителей расположен фигурный аттик с профилированным карнизом, украшенным полоской резного жемчужника, двумя боковыми акротериями и центральным завершением в виде полуциркульного фронтона, тимпан которого украшен резным профильным изображением крылатого морского конька – гиппокамфа; вверху внутреннего поля мраморной плиты помещен резной картуш в виде маскарона, обрамленного акантовыми завитками; во рту маски укреплена металлическая трубка для подачи воды; ниже по всему полю панели в шахматном порядке расположены (первоначально 7) малых и 1 большая резные мраморные полуциркульные чаши на консольках для капельного стока воды*;
время: ХIХ в.
размеры: ширина – 86 см; высота – 205 см; глубина выступающей вперед водосборной части – 56 см;
*реставрирован; в рабочем состоянии; пятна ржавчины на мраморных чашах
бра бронзовое с позолотой (литье, чеканка) на 1свт. типа «карсельской лампы», на фигурном ажурном кронштейне декорированном женской полуфигурой с раскрытыми крыльями и обнаженной грудью; стенник фигурный с пальметтами сверху и снизу; все детали с мелким растительным рисунком; со стеклянным плафоном сферической формы;
кон. XIX – нач. XX вв.;
количество: 4;
* реставрация 2006-2007 гг.
«Арсенальная галерея»:
(пом. № 9, площадью 109,4 кв. м.)
оформление потолка – центральные розетки сводов с круглыми лепными розетками из листьев аканта с профилированными круглыми тягами с порезкой «бусы»;
ребра сводов с профилированными тягами с порезкой «бусы»;
ребра подпружных арок с широкими лепными фризами из ромбов с розеттами;
оформление стен – профилированный раскрепованный карниз с широким фризом из волютообразных завитков из аканта и розетт;
двухчастные пилястры с капителями с порезкой иоником, дентикулами, с профилированными прямоугольными филенками с периметральной порезкой «бусы», верхние – с лепным заполнением филенки из волютообразных завитков аканта и розетт;
люнеты с треугольными, восьмиугольными с розеттами филенками и полуциркульными нишами с лепными барельефными сюжетными композициями аллегорического сюжета;
профилированные филенки с периметральной порезкой «бусы» в оформлении оконных откосов;
оконные приборы – материал (латунь), техника исполнения (литье), форма (прямые шпингалеты-засовы с короткими рукоятками с шарообразными завершениями; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине);
пары состоят из двух шпингалетов и ручки-скобы
количество: 10 комплектов;
доска подоконная серого с белыми прожилками мрамора, с профилированным краем;
количество: 5;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки, по четыре на каждой створке, с накладными деталями из ромбов и прямоугольников);
створка внутренней вентиляции (бронза, листовая и литье, чеканка) гладкая прямоугольная створка с ручкой-заверткой, дополненная сверху узким козырьком*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.
размеры: длина – 23 см; высота – 18 см; ширина козырька – 2 см;
количество: 2;
*реставрация 1998 г.
бра бронзовое с позолотой (литье, чеканка) на 1свт. типа «карсельской лампы», на фигурном ажурном кронштейне; стенник фигурный с пальметтами сверху и снизу; все детали с мелким растительным рисунком; со стеклянным плафоном сферической формы;
время: кон. XIX – нач. XX вв.;
количество: 2;
* реставрация 2006-2007 гг.
люстра бронзовая на шести цепях-подвесах, с широким ободом, декорированным лебедями с раскрытыми крыльями, опоясывающим плафон-сферу молочного стекла с завершением из розетты с шишкой пинии, стекло с алмазной гранью в виде восьмиконечных звезд; цепи крепятся к короне с навершием из пальметт; крепление из одной цепи и тонких тросов-бус и двух металлических сфер;
время: кон. XIX – нач. XX вв.;
количество: 5;
* реставрация 2006-2007 гг.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка)*;
*новодел 1999 г.
помещение № 10, площадью 59,4 кв. м:
оформление потолка – профилированные продольные и поперечные выпущенные балки, делящие пространство на кессоны, с тремя крупными по центральной оси; на средокрестии тяг лепные розетты в профилированном круглом обрамлении;
внутри кессонов периметральные порезки растительного рисунка, профилированные филенки с живописными монохромными вставками в технике гризайль, в малых – с розеттами, четырьмя женскими маскаронами, четырьмя вазонами, листьями аканта на зеленом фоне, в больших – восьмиконечные звезды с вазонами в лучах, акантом, волютами и розеттой в центре;
по балкам полихромные живописные (темперно-клеевые (?) по штукатурной основе фризы геометрического рисунка*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
*реставрация 1997 г.
оформление стен – широкий периметральный барельефный фриз растительного рисунка, с порезками растительного рисунка, плетенкой по верхнему и нижнему поясам;
камин серого с белыми прожилками мрамора, резной; средистенный одноярусный с профилированной фигурной полкой, под которой помещен пояс порезки в виде иоников; боковые пилястры в виде сдвоенных каннелированных волют; с гладким фризом; с профилированным плинтом; портал топки прямоугольный, профилированный по краю; топка с чугунным таганом*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: ширина – 182 см; высота – 132 см; глубина выступающей части – 74 см;
*реставрация 1998 г. (таган воссоздан по историческим аналогам)
оконные приборы – латунь, литье; шпингалеты типа засова с короткими рукоятками внизу, длинными – вверху, завершенные уплощенными шариками; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине;
количество: 4 комплекта;
доска подоконная серого с белыми прожилками мрамора, с профилированным краем;
количество: 5;
люстра на 17 свт. (бронза; литье, ковка, чеканка; футляры молочного стекла, имитирующие свечи); ажурная, типа «карсель»; шток в виде балясины с профилированными точеными бронзовыми перехватами, с диском с четырьмя волютообразными завитками, с завершением в виде сферы с шишкой пинии; вся осветительная арматура люстры размещена на двух вертикальных и двух горизонтальных, образующих сферу, бронзовых ободах, которые крепятся к нижней части штока, внутри ободов (по оси штока) – карсельская лампа с завершением шишкой пинии, еще четыре идентичных лампы фигурными кронштейнами крепятся к нижнему горизонтальному ободу, к нему же крепятся ажурные волюты; к верхнему горизонтальному ободу крепятся кронштейны на три изогнутых рожка со свечами молочного стекла, размещенных между лампами;
цепь подвеса люстры убрана в чехол;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
*реставрация 1998 г.
бра бронзовое (литье, чеканка) на 1свт. типа «карсельской лампы», на фигурном ажурном кронштейне; стенник фигурный с пальметтами сверху и снизу; все детали с мелким растительным рисунком; со стеклянным плафоном сферической формы;
кон. XIX – нач. XX вв.;
количество: 10;
* реставрация 2006-2007 гг.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка);
пом. № 1, площадью 83,1 кв. м.:
оформление потолка – невысокая падуга, профилированные рамы с периметральной порезкой иоником, плетенкой, растительным орнаментом, с позолоченными деталями; рама по внешнему краю с прямоугольными и с прямоугольными с полуциркульными завершениями по центральным осям периметра филенками; перемычками соединены с центральной круглой профилированной рамой с поясом филенок (через одну короткие и длинные), по внутреннему кольцу с порезкой ложчатым орнаментом;
центральная позолоченная четырехлепестковая розетка из листьев аканта, по внешнему краю окаймленная волютами с восьмиконечными завитками;
оформление стен – профилированный карниз с порезкой иоником, растительным орнаментом, детали позолочены;
широкий лепной фриз с мужскими маскаронами, волютами из листа аканта, розеттами, по нижнему поясу фриз «плетенка» с позолотой деталей;
профилированные, раскрепованные по углам, зеркала чередуются с лопатками с профилированными фигурными филенками, с позолоченными тягами;
по нижнему поясу с профилированными филенками (короткими и длинными через одну), с позолотой по внутреннему периметру профиля;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
оконные приборы – бронза, литье; шпингалеты типа засова с короткими рукоятками внизу, длинными – вверху, завершенные уплощенными шариками; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине; *реставрация 1998 г.
количество: 4 комплекта оконных, 2 балконных;
люстра на 54 светоточки; бронза, литье, чеканка, золочение; многоярусная, на штоке, оформленном в виде массивной балясины с профилированными перехватами, со средней деталью, представляющей гладкий шар, ниже которой деталь в форме веретена в обрамлении длинных узких листьев, объемным рельефным нижним завершением в форме рифленого прясла или луковицы и с 3-мя ажурными плетеного сквозного орнамента розетками на 3-х уровнях; наибольшая из ажурных розеток (30 см в диаметре) помещена вверху штока в качестве венчающей короны, а две другие (по 20 см в диаметре), развернутые вниз – в середине и в нижнем завершении штока; от шайбы между луковицей и нижней розеткой отходят 6 больших изогнутых кронштейнов с орнаментальными завитками и узловатыми утолщениями, а между ними еще 6 малых рожков; все большие кронштейны несут пучки по 6 малых рожков, поставленных в круг, с 7-й светоточкой в середине; еще 6 малых рожков укреплены на верхних изгибах больших кронштейнов, образуя 2-й ярус светоточек; каждый из 54 рожков и стоек имеют по фигурной нижней розетке, ажурной звездчатой верхней розетке, укрепленной между рельефно декорированной бобешками и профитками под свечи молочного стекла с лампами-миньон*;
время: 2-я пол. ХIХ в. (воссоздана по историческому образцу);
размеры: высота – ок. 160 см; наибольший диаметр – 140 см;
*реставрация 1998 г.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка);
«Буфетная»:
(пом. № 2, площадью 57 кв. м.)
оформление потолка – падуга, лепные декоративные продольные и поперечные выпущенные балки с расколеровкой под дерево (масло по штукатурке), образующие кессоны с периметральной порезкой ложчатым орнаментом;
в кессонах потолка монохромная роспись в технике гризайль, золочение; вставки орнаментированы живописными розетками и завитками растительного рисунка, геральдическими композициями (владельческий герб) по золотому фону*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.
*реставрация 1998 г.
падуга с темперно-клеевой полихромной росписью, с золочением; декорирована крупным живописным орнаментом растительного рисунка по золотому фону, по продольным сторонам с кронштейнами, декорированными акантом и розеттами*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.
*реставрация 1998 г.
оформление стен – тонированный дуб, порезка, отделка поверхностей под воск и лак, полихромная роспись; профилированный карниз, декорированный порезкой дентикулами мелким живописным орнаментом растительного рисунка*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.
*реставрация 1998 г.
обивка стен тисненой кожей – толедская кожа, рельефное тиснение, масляная полихромная роспись, золочение; по всей поверхности (занимает верхнюю треть стен и междуоконных простенков над резной дубовой облицовкой и встроенной мебелью)декорирована крупным растительным орнаментом в характере неоренессанса на темно-красном матовом фоне*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.
*реставрация 1998 г.
дубовая облицовка стен – объемная резьба по дубу в характере неоренессанса, отделка поверхностей (занимает 2/3 высоты стен и междуоконных простенков) под воск и лак; состоит из: массивного профилированного цоколя; прямоугольных панелей с профилированными филенками; фигурных пилястр в виде парных герм, увенчанных головами в венках (слева – мужской, справа – женской) с двойными капителями декорированными волютами с рокайлями и львиными маскаронами; антаблемент с широким фризом ложчатого орнамента и профилированный карниз с резным фризом в виде волют из виноградных лоз и цветов*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: высота – 240 см;
*реставрация 1998 г
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные со скругленными верхними углами), материал (дуб), количество (четыре), оформление (фигурные аттики в виде профилированного волютообразного карниза с ложчатым орнаментом и прямоугольного навершия с резьбой растительного рисунка, тремя львиными маскаронами и профилированного карниза с порезкой);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки, по три на каждом полотне);
приборы дверные – (бронза, литье, чеканка); комплекты из 2-х ручек-фаль изогнутой формы с переменной толщиной сечения, рельефно орнаментированных мелкой порезкой растительного рисунка и завершенных на концах держателей овальными розетками в виде раскрытых цветков; оси ручек проходят сквозь укрепленные на дверях круглые накладные розетки, орнаментированные остроконечными лепестками; ниже на дверях помещены пластины накладных ключевин, рельефно декорированные побегами аканта;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: длина держателей – 10 см; толщина сечения – от 1,5 до 2 см; выступающие оси из полотна двери – 7 см; розетки в завершении держателей – 6 х 4 см; ключевины – 15 х 6 см;
*реставрация 1998 г.
тамбуры – местоположение, габариты, конфигурация, оформление (дубовые панели с профилированными филенками);
оконные приборы – бронза, литье; шпингалеты типа засова с короткими рукоятками внизу, длинными – вверху, завершенные уплощенными шариками; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине; *реставрация 1998 г.
количество: 3 комплекта;
доска подоконная – материал (дуб), с профилированным краем, количество (три);
откосы – профилированные дубовые панели с профилированными филенками;
встроенные парные буфеты светлого дуба, с объемной резьбой в характере неоренессанса, отделка поверхностей под воск и лак; двухъярусные, с глухим двустворчатым нижним ярусом на выпуклом плинте, открытым верхним ярусом с резными опорами, на которые опирается массивный антаблемент с карнизом и фризом ложчатого рисунка; на филенчатых дверцах нижнего яруса помещены накладные резные изображения трофеев охоты (справа) и рыболовства (слева); антаблемент с карнизом поддерживают с лицевой стороны парные резные колонки в виде путти со скрещенными на груди руками, а в глубине – выступающие из задней стенки гермы с изображениями кариатид; декорировка антаблемента и венчающего карниза аналогична оформлению фриза и карниза над пристенными панелями; задние стенки открытого яруса буфетов состоят из 3 резных филенок, заполненных геометрическим орнаментом с ромбовидными розетками в серединах;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: ширина – 230 см; высота – 240 см; глубина – 80 см.
*реставрация 1998 г.
шкаф с консолями и надстройкой светлого дуба с объемной резьбой в характере неоренессанса, отделка поверхностей под воск и лак, золочение рамы в надстройке; двухъярусный, с глухим трехстворчатым нижним ярусом на выпуклом гладком плинте, верхним ярусом в виде массивного антаблемента с карнизом, выступающими над нижним с опорой на 4 консоли, выше карниза – надстройка в виде прямоугольной филенчатой конструкции, достигающей перекрытия, в центре которой закреплена резная прямоугольная рама, фланкированная филенчатыми лопатками; по флангам нижнего яруса шкафа и по разделениям между его 3-мя филенчатыми однопольными дверцами помещены 4 пилястры, 2 средние из которых дополнены накладными объемной резьбы кариатидами с русалочьими хвостами; над пилястрами расположены 4 массивных консоли, декорированные резьбой с крупными акантовыми листьями на лицевой стороне; на консолях покоится антаблемент с венчающим карнизом, оформленные аналогично таким же деталям в пристенных панелях и парных буфетах; надстройка: центральная рама с профилированным краем и порезкой ложчатым орнаментом; по бокам фланкирована лопатками с профилированными ромбовидными филенками; с профилированным венчающим карнизом с порезкой и двумя львиными маскаронами;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: ширина – 280 см; высота (без надстройки) – 240 см; глубина верхнего яруса – 80 см; глубина нижнего яруса – 120 см;
*реставрация 1998 г.
люстра на 54 светоточки (бронза, литье, чеканка, золочение, футляры молочного стекла, имитирующие свечи); многоярусная, на штоке, оформленном в виде массивной балясины с профилированными перехватами, со средней деталью, представляющей гладкий шар, ниже которой деталь в форме веретена в обрамлении длинных узких листьев, объемным рельефным нижним завершением в форме рифленого прясла или луковицы и с 3-мя ажурными плетеного сквозного орнамента розетками на 3-х уровнях; наибольшая из ажурных розеток (30 см в диаметре) помещена вверху штока в качестве венчающей короны, а две другие (по 20 см в диаметре), развернутые вниз – в середине и в нижнем завершении штока; от шайбы между луковицей и нижней розеткой отходят 6 больших изогнутых кронштейнов с орнаментальными завитками и узловатыми утолщениями, а между ними еще 6 малых рожков; все большие кронштейны несут пучки по 6 малых рожков, поставленных в круг, с 7-й светоточкой в середине; еще 6 малых рожков укреплены на верхних изгибах больших кронштейнов, образуя 2-й ярус светоточек; каждый из 54 рожков и стоек имеют по фигурной нижней розетке, ажурной звездчатой верхней розетке, укрепленной между рельефно декорированной бобешками и профитками под свечи молочного стекла с лампами-миньон*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
размеры: высота – ок. 160 см; наибольший диаметр – 140 см;
*реставрация 1998 г.
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка);
помещение № 3, площадью 41,4 кв.м.:
оформление потолка – профилированный карниз на кронштейнах, декорированных акантом и лепные розетты (через один), с порезкой иоником, дентикулами, растительными мотивами;
в центре перекрытия лепная четырехлепестковая розетта из парных волют, с волютами из аканта по внешнему периметру;
оформление стен – затянуты тканью голубого цвета с тисненым рисунком; по низу стен профилированный плинт с порезкой иоником*;
*не историческое решение
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка)*;
*воссоздано по историческим аналогам
камин средистенный черного цвета (мрамор ?), керамическая плитка, бронза, чугун; резьба, литье, чеканка; одноярусный, с гладким фризом, каннелированными боковыми пилястрами, завершенными резными акантовыми листьями; низ топочного отверстия выложен керамической плиткой, с предкаминной прямоугольной доской черного камня (мрамор ?); портал топки и решетка тагана – бронзовые, колосники и рифленая обшивка топки – чугунная*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: ширина – 128 см; высота – 110 см; глубина выступающей части – 37 см.;
*реставрация 1998 г.
фланкирован штукатурными лопатками;
оконные приборы – бронза, литье; шпингалеты типа засова с короткими рукоятками внизу, длинными – вверху, завершенные уплощенными шариками; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине; *реставрация 1998 г.
количество: 3 комплекта;
люстра на 24 свт. (бронза, литье, чеканка, золочение, футляры молочного стекла, имитирующие свечи); на каннелированном штоке, с ажурными перехватом и короной в виде дисков, декорированных стеблями растений, с завершением в виде вазона с шестигранным завершением с розеттой; двухъярусная; нижний ярус с шестью витыми (имитация веревки) кронштейнами на три свечи (в форме рогатки), от штока к центральным свечам прикреплены витые «шнуры»; верхний ярус с шестью витыми кронштейнами на одну свечу; свечи с ажурными бобешками-розеттами*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
*реставрация 1998 г.
«Спальня»:
пом. № 4, площадью 48,1 кв.м.
оформление потолка – профилированный карниз на кронштейнах, декорированные акантом, с порезками бусами, рокайлями, иоником;
в центре лепная из шести листов аканта розетта, между листьями ажурная лепнина из волют;
с позолоченными деталями;
оформление стен – широкий лепной фриз из провисающих гирлянд и вазонов, с порезками бусы и «витая лента» по краям; профилированные раскрепованные по углам, зеркала с периметральной порезкой геометрического рисунка;
центральные зеркала с лепными композициями по углам и центру из медальонов в картушах и двух лавровых лент; с позолоченными деталями;
покрытие пола – вид (паркет), материал (дерево), техника исполнения (столярная работа, набор, лакировка), рисунок (плетенка (паркетная перевязка);
камин средистенный с зеркалом; белый и серый мрамор, малахит, лазурит, черный металл, дерево, зеркальное стекло; резьба, литье, чеканка, золочение; двухъярусный, с профилированной полочкой и порталом топки из белого мрамора; резные филенчатые фриз и пилястры из такого же белого мрамора имеют ритмично расставленные вставки: овальные из лазурита и ромбовидные из малахита; обрамление и внутренняя обшивка топочного отверстия из черного металла рельефно орнаментировано рамчатыми плакетками с изображением ваз, стеблей растений, увитых лентами, а по углам – небольшими львиными маскаронами; решетка тагана и колосники – литые из черного металла; перед топкой уложена плита из серого мрамора; в верхнем ярусе пристенное зеркало из 4 горизонтальных частей с фацетом, обрамленное в деревянную позолоченную раму со скругленными углами и порезкой ложчатым орнаментом;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: ширина – 163 см; высота (без зеркала) – 130 см;
глубина выступающей части – 28 см; ширина зеркала в раме – 124 см; высота зеркала – ок. 250 см.; общая высота двух ярусов – ок. 415 см.;
оконные приборы – бронза, литье; шпингалеты типа засова с короткими рукоятками внизу, длинными – вверху, завершенные уплощенными шариками; изогнутая ручка-скоба на прямоугольной пластине; *реставрация 1998 г.
количество: 2 комплекта оконных, 2 – балконных;
по южной стене полуциркульный проем с профилированным наличником;
исторические дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки);
дверные приборы – бронза, литье, чеканка. 2 комплекта из пар бронзовых ручек-фаль изогнутой формы с завершением держателя в форме раковины и с круглыми накладными ключевинами*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: длина – 13 см; толщина сечения – 1,5 см; «ракушка» в завершении – 6 х 4 см; диаметр ключевин – 5 см.;
количество: 2;
*реставрация 1998 г.
люстра на 24 свт. (бронза, хрусталь; литье, ковка, чеканка, золочение); ажурная, с хрустальным убором; шток в виде фигурной балясины с бронзовыми перехватами с волютами и с нитевидными кронштейнами с хрустальными цветами; корона с шестью волютами и цветами с грушевидными подвесками; завершение штока в виде вазона с шестигранным основанием с розеттой; двухъярусная; нижний ярус с шестью витыми (имитация веревки) кронштейнами на три свечи (в форме рогатки); верхний ярус с шестью витыми кронштейнами на одну свечу; малые кронштейны с 2-мя, большие с 7-ю хрустальными подвесами из двух деталей из цветка и грушевидных в форме листа; свечи с ажурными бобешками-розеттами*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
*реставрация 1998 г.
«Молельня при спальне»:
живопись темперно-клеевая, покрытие лаком; альков квадратный в плане; плоскости 3 стен имеют заглубления плоскими нишами с полуциркульными завершениями; архивольты арочных ниш оформлены валиком с полихромной росписью из мотивов листьев и плодов винограда; внутренние поля трех арочных ниш сплошь покрыты темперной росписью малиново-красной колерной гаммы, изображающей крупные завитки растительного орнамента, стилизованного под византийскую мозаику; в верхних углах, в образованных архивольтами парусах живописно изображены крылатые серафимы; выше периметральный полихромный живописный ленточный фриз, состоящий из серии композиций: в углах символы 4 евангелистов в окружении херувимов, на южной стороне – плат с ликом Спаса нерукотворного, на западной – символы Страстей господних, на северной – Агнец Божий, а на восточной – чаша Причастия; в промежутках – фигуры Богоматери и апостолов; невысокая падуга заполнена живописным полихромным растительным орнаментом; на плоском перекрытии все оформление живописное, включая розетку с крюком для люстры, равноконечный крест с зигзагообразными линиями между лучами перекрестия; далее в большой круг церковнославянской вязью вписан текст: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в Вышних. Аминь»; в образованных кругом и периметром квадратного в плане перекрытия треугольниках помещены 4 медальона с головками серафимов*;
время: 2-я пол. ХIХ в.
*реставрация 1998 г.
люстра на 12 свт. (бронза; литье, ковка, чеканка, золочение); на витом штоке с перехватами; корона с четырьмя ажурными лепестками; основание с розеттой с шишкой; на потолке бронзовая розетта; двухъярусная; нижний ярус из шести витых кронштейнов в виде стеблей аканта; верхний – из шести кронштейнов в виде стеблей аканта, обращенных вверх; свечи с ажурными бобешками-розеттами*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
*реставрация 1998 г.
помещение № 7, площадью 75,8 кв. м.:
помещение состоит из двух частей, разделено проемом прямоугольной конфигурации, оформление (профилированные наличники, откосы с профилированными филенками);
оформление потолков – невысокая падуга, профилированные карниз и рамы с порезкой ложчатым орнаментом;
западная часть помещения – лепная восьми лепестковая розетта с растительным рисунком в виде волют по внешней окружности;
лепные композиции из листьев аканта в виде волют – по углам плафона;
оформление стен западной части пом. – профилированные зеркала, профилированные лопатки; по нижнему поясу филенчатый фриз;
дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники);
заполнение дверных проемов – материал (дуб), конструкция (двери одностворчатые), оформление (профилированные филенки, верхние – с зеркальным заполнением);
приборы дверные – материал (бронза), оформление (ручка-фаль в форме завитка);
время: 2-я пол. XIX – нач. XX в.
количество: 3;
десюдепорты с профилированными фигурными тягами ил лепным профилированным зеркалом овальной формы с лепными гирляндами и фигурным сандриком с порезкой «жгут»;
печь угловая (белый мрамор, бронза, чугун; резьба, литье, чеканка); двухъярусный, с оштукатуренным кирпичным верхним ярусом; нижний ярус представляет камин прямоугольных очертаний из резного белого мрамора, оформленный в характере классицизма; мраморный портал по сторонам фланкируют 2 круглые резные каннелированные колонки с коронами из акантовых листьев в капителях; выступающие части антаблемента над ними имеют по 1-й резной розетке в виде раскрытого цветка кувшинки (?); фриз состоит из ряда резных стилизованных пальметт, соединенных бегущей волнистой линией; оформление топки (бронза) прямоугольной формы с профилированной волнистой поверхностью боковых откосов; решетка тагана и колосники – чугунные, в нижней части таган обшит узким бронзовым листом с профилировкой; пол топки выложен белыми гладкими поливными изразцами*
время: ХIХ в.
размеры: ширина – 130 см; высота без надстройки – 124 см; глубина выступающей части – 28 см;
*реставрация 1998 г.
камин средистенный (черный, коричневый и темно-зеленый мрамор с белыми прожилками, бронза, чугун; резьба, литье, чеканка); одноярусный, с профилированной каминной доской, имеющей выступы по внешним углам; боковые пилястры в виде крупных волют с резными каннелюрами развернутыми диагонально, по направлению выступов полки; топочный портал из патинированной бронзы имеет криволинейный вырез с позолоченным профилированным краем; мраморная рама вокруг портала также имеет резной профилированный край; таган и колосники литые из чугуна*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.;
размеры: ширина – 150 см; высота – 122 см; глубина выступающей части – 44 см.;
*реставрация 1998 г.
створка внутренней вентиляции (бронза, листовая и литье, чеканка) гладкая круглая створка с ручкой-заверткой, дополненная сверху козырьком*;
время: 2-я пол. ХIХ – нач. ХХ в.
*реставрация 1998 г.
бра на 3 свт. – (бронза, золочение; литье) с фигурным стенником с волютами, трехчастным завершением сверху и остроконечным снизу; с тремя фигурными кронштейнами, декорированными завитками аканта; свечи с ажурными прорезными бобешками-розеттами*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
количество: 10;
*реставрация 1998 г.
люстра на 24 свт. (бронза, литье, чеканка, золочение); на каннелированном штоке, с ажурными перехватом и короной в виде дисков, декорированных стеблями растений, с завершением в виде вазона с шестигранным завершением с розеттой; двухъярусная; нижний ярус с шестью витыми (имитация веревки) кронштейнами на три свечи (в форме рогатки), от штока к центральным свечам прикреплены витые «шнуры»; верхний ярус с шестью витыми кронштейнами на одну свечу; свечи с ажурными бобешками-розеттами*;
время: 2-я пол. ХIХ в.;
*реставрация 1998 г.
корпус по Галерной ул.:
тамбур входа служебной лестницы поперечного дворового корпуса – местоположение, габариты, конфигурация, оформление (профилированные деревянные панели с филенками);
дверные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные), оформление (профилированные наличники);
заполнение – материал (дерево), конструкция (двери двухстворчатые), оформление (профилированные филенки с выкружками);
пом. № 54, площадью 38,9 кв. м.:
камин угловой, двухъярусный; нижний ярус черного с серыми прожилками мрамора, с полочкой; верхний ярус металлический (?); нижний ярус – в виде портала с филенками с выкружками; центральная часть металлическая с чугунной прямоугольной дверцей топки со щеколдой; верхний ярус прямоугольный, рифленый, с профилированным карнизом;
время: нач. ХХ в.;
размеры: высота – 250 см; ширина – 166 см; глубина – 31 см;
пом. № 40, площадью 19,5 кв.м.:
печь средистенная, одноярусная, рельефного темно-зеленого поливного изразца; на профилированном плинте; изразцы с рельефными овальными медальонами в рокайльном обрамлении; фриз с ленточным орнаментом в виде картушей; карниз декорирован листом аканта; дверцы топки и вьюшки латунные с ручками-кнопками;
время: нач. ХХ в.;
размер: высота – 290 см; ширина – 101 см; глубина – 50 см;
печь угловая, круглая (на ¾ выступает из стены) рельефного коричневого поливного изразца; двухъярусная; нижний ярус шире; на профилированном плинте, с профилированным карнизом, декорированным листом аканта; изразцы квадратные с рельефными фигурными розетками в центре и листом аканта по углам; каждый пояс изразцов разделен орнаментальной полосой с алмазной гранью, розетками, листом аканта; граница перехода нижнего яруса в верхний профилированная, с рельефным листом аканта и стеблями, перевитыми лентами; дверца топки и вьюшки латунные, с ручками-кнопками в виде рельефных розеток;
время: начало ХХ в.;
размер: высота – 250 см; глубина – 50 см;
пом. №№ 87, площадью 27,8 кв. м., 90, площадью 13,3 кв.м.:
печь угловая, белого изразца, двухъярусная, с прямоугольной полочкой; на плинте, с профилированным карнизом; фронтальная сторона со скругленными углами; дверцы топки и вьюшки латунные;
время: нач. ХХ в.;
размеры: высота – ок. 240 см; ширина – 92 см; глубина – 20 см;
оконные приборы – шпингалет латунный, стержневой, с петлевидным рычагом и ручкой-кнопкой;
время: нач. ХХ в.;
размер: высота – 160 см;
количество: 4;
пом. № 86, площадью 37,4 кв. м.:
печь угловая, белого изразца, двухъярусная, с прямоугольной полочкой; на плинте, с профилированным карнизом; фронтальная сторона со скругленными углами и прямоугольной нишей в верхнем ярусе; дверцы топки и вьюшки латунные;
время: нач. ХХ в.;
пом. № 84, площадью 20,8 кв.м.:
печь угловая, белого изразца, одноярусная; на плинте, с профилированным карнизом; фронтальная сторона со скругленными углами, в верхней части два рельефных изразца с рисунком розетты-ромбы; дверца топки латунная;
время: нач. ХХ в.;
пом. №№ 77, площадью 37,1 кв.м., 78, площадью 12,7 кв.м.:
печь угловая, белого изразца, одноярусная; на плинте, с профилированным карнизом; фронтальная сторона со скругленными углами; дверца топки латунная;
время: нач. ХХ в.;
пом. № 76, площадью 38,4 кв.м.:
печь угловая, белого изразца, одноярусная; на плинте, с профилированным карнизом; фронтальная сторона со скругленными углами; дверца топки латунная;
время: нач. ХХ в.;
количество: 2;
пом. № 123, площадью 24,4 кв. м.:
камин средистенный, серого с белыми прожилками мрамора, одноярусный; оформлен в виде портала; на фризе и лопатках прямоугольные с выкружкой с одной стороны и круглые филенки; полка профилированная, прямоугольная; обрамление топки чугунное, полуциркульное; кромка и декоративный замковый камень с растительным орнаментом; топка с таганом;
время: нач. ХХ в.;
размер: высота – 113 см, ширина – 125 см, глубина – 23 см;
коридор 4-го этажа (у лестницы поперечного дворового корпуса):
покрытие пола – двухцветная керамическая плитка, рисунок (растительно-геометрический).
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
1-я пол. XVIII в., 1856-1857 гг.
Документы
Контакты
- Адрес: город Санкт-Петербург, Галерная улица, дом 7 (литера А)