Церковь Владимирская

Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение и градостроительные характеристики памятника, в состав которого входят: «Церковь», «Колокольня», «Часовни (две)», «Ограда», «Сад», его роль в композиционно завершенной системе открытых городских пространств; доминирующее положение «Церкви» и «Колокольни» над массивом окружающей городской застройки; организующая роль памятника в формировании ансамбля Владимирской площади; пространственно-планировочная композиция территории, включая исторически сложившееся соотношение застроенных, незастроенных и озеленённых пространств; культурный слой территории. «Церковь», 1761-1769 гг., 1780-1783 гг., 1831 г., арх. Мельников А.И. (Владимирский пр., д. 20, литера А) Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация здания (к центральному объёму XVIII в., в плане близкому к квадрату со скругленными углами, примыкают пристройки XIX в. – объём лестничного помещения со стороны алтарной части (1816 г.), западный притвор (1830, арх. А.А.Мельников), объёмы северной и южной лестниц, ведущих в верхнюю церковь (1885 г., арх. А.И.Гольм): церковь двухэтажная, крестово-купольного типа, четырёхстолпная, с вытянутым в западном направлении объёмом притвора с трапезной и главной лестницей, завершена пятиглавием на высоких световых барабанах; габариты, конфигурация, высотные отметки скатной, сложной конфигурации, крыши основного объёма, материал покрытия (листовой металл) и исторический колер окраски кровли; ступенчатые декоративные парапеты на крышах западной, северной и южной выступающих частей основного объёма, с тумбами, завершенными металлическими вызолоченными шпильками с сиянием; главка на световом барабане на коньке крыши западного притвора, её исторические габариты и конфигурация; купола пятиглавия и купол над алтарной апсидой, их исторические конфигурация (боковые – луковичные с перехватом, центральный – колоколообразный с окнами-люкарнами, завершенный лантернином с луковичной главкой), материал покрытия (металл) и характер отделки (золочение); кресты глав, их исторический рисунок и характер покрытия (золочение) Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные), перекрытия: система кирпичных сводов, перекрывающих помещения нижнего храма; сводчатое перекрытие трапезной первого этажа – помещение разделено на три нефа четырьмя колоннами дорического ордера, поддерживающими системы сомкнутых сводов; система кирпичных сводов и арок, перекрывающих верхний храм – арки и своды опираются на четыре массивных восьмигранных пилона центрального объёма, несущие парусный свод центрального купола, своды боковых компартиментов, завершенные барабанами боковых главок, и соединяющие их подпружные арки; * * световой барабан центрального купола раскрыт в интерьер храма, барабаны боковых глав отделены от интерьера позднейшими перекрытиями четыре колонны, поддерживающие антаблементы, несущие плоское перекрытие трапезной второго этажа; исторические конструкции и архитектурное решение лестниц: лестница главного входа – распашная, известняковая (ступени с валиком), на сводах и арках, поддерживаемых массивными кирпичными пилонами (в уровне первого этажа) и сдвоенными колоннами дорического ордера (в уровне второго этажа); материал (металл) и рисунок ограждения; две боковые лестницы (в пристройках 1885 г.), ведущие в верхний храм – известняковые, по металлическим косоурам, с кованым ограждением * * в объем южной лестницы встроена позднейшая металлическая антресоль на чугунных колоннах лестница, ведущая в алтарь верхнего храма (в пристройке 1816 г.) – известняковая (ступени с валиком), на сводах; Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение здания, включая первоначальный объём верхнего храма с хорами, освещаемый пятью световыми барабанами. Архитектурно-художественное решение фасадов: фасады решены характере барокко: 2-3-й этажи объединены пилястрами со сложнодекорированными лепными капителями, поддерживающими профилированный антаблемент и опирающимися на рустованные основания на уровне 1-го этажа, фасады южного и северного рукавов центрального объёма оформлены колонными сложной конфигурации портиками, поддерживающими лучковые фронтоны (к ним пристроены пониженные объёмы боковых лестниц), окна оформлены наличниками сложной барочной конфигурации с сандриками и лепными вставками; аналогично декорированы фасады барабанов глав, западный фасад решен в виде портика из восьми попарно расставленных колонн на уровне 2-3-го этажей, поддерживающих треугольный фронтон; материал и характер отделки фасадов – окрашенная штукатурка; исторический колер окраски фасадов * * по результатам историко-архивных и натурных исследований облицовка цоколя известняковой скобой; булыжная отмостка по периметру здания; лепной декор: в тимпане фронтона западного фасада крест в обрамлении сияния, композиции с крылатыми путти в наличниках окон, орнаментированные капители колонн и пилястр; историческая конфигурация и габариты оконных и дверных проёмов (по двум проемам на северном и южном фасадах притвора, в позднейший период переделанным из дверных в оконные – габариты ширины и верхняя отметка); исторический рисунок переплётов (с мелкой расстекловкой), материал (дерево) и колер оконных заполнений, единообразие их цветового решения, кованые металлические решётки на окнах первого и второго этажей; двери входные дубовые филенчатые полусветлые (исторический рисунок, материал). Декоративно-художественная отделка интерьеров: оформление интерьера верхнего храма: отделка оштукатуренных поверхностей стен и сводов филёнками различной конфигурации, образованными профилированными тягами, профилированные карнизы, в т.ч. карниз с мутулами в помещении трапезной, пояса из лепных розеток, оформляющие софиты арок, массивный лепной высокого рельефа фриз вокруг основания барабана центрального купола в виде гирлянды, подвешенной на массивных консолях, над ними – гирлянда, перевитая лентой, лепные барельефы: четыре изображения Евангелистов в парусах свода центрального купола, композиция с изображением трубящего летящего ангела в барабане главного купола, над ней массивный сандрик со скульптурным изображением ангелов, несущих крест, историческое колористическое решение интерьера (на основании историко-архивных и натурных исследований); дверные заполнения – рисунок (филенчатые, частично полусветлые с мелкой расстекловкой), материал (дерево); лепная барельефная композиция «Жертвоприношение Авраама» на стене алтарной части; декоративное оформление дверей в пристройках к северному и южному фасадам (ранее часть оформления фасадов); декоративное оформление главной лестницы – софиты подпружных арок кессонированы, в кессонах помещены лепные розетки. Иконостас резного золоченого дерева, двухъярусный. Цоколь с раскреповками оформлен прямоугольными филенками с накладными резными композициями с мотивами раковин, рокайлей и цветов. Иконы расположены в пять рядов в центральной части и в четыре ряда в боковых частях. Два нижних ряда икон (I ярус) отделяются от верхних антаблементом с сильно выступающим карнизом с модульонами, порезками и иониками. По центру нижнего яруса – царские врата. По сторонам от царских врат – по две каннелированные колонны с коринфскими капителями. Цоколь под колоннами и антаблемент над ними раскрепованы. Арка царских врат полуциркульная, так же как и арки северных и южных дьяконских врат. Откосы и софит арки царских врат имеют резьбу в виде трельяжной решетки, оплетенной виноградной лозой. В угловых резервах над аркой – пальмовые ветви. Царские врата – двустворчатые, резные золоченые, с ажурным орнаментом из растительных завитков, с шестью овальными рамками для икон. Над царскими вратами – лучковый фронтон. В тимпане фронтона – икона «Тайная вечеря». Над фронтоном справа и слева – полнообъемные скульптурные изображения сидящих ангелов. Центр верхнего яруса иконостаса выделен двумя парами сдвоенных каннелированных колонн и пилястр с композитными капителями, поддерживающими завершающий профилированный карниз. Иконы верхнего яруса разделены пилястрами с композитными капителями. Два ряда икон верхнего яруса имеют разный формат. По оси царских врат и дьяконских врат венчающий карниз изогнут по форме арки. Над карнизом укреплены полнообъемные скульптурные изображения херувимов, между которыми – две круглых иконы в резных профилированных рамах и одна икона трапециевидной формы по центру, над которой – резное фигурное навершие в виде композиции из рокайлей и головок херувимов с крылышками. Иконы всех ярусов имеют резные золоченые рамы. Время: сер. ХVIII в. Перенесен из церкви Аничкова дворца в 1808 г. I ярус иконостаса Иконы местного ряда: Икона «Св. Архангел Михаил», д., м. Доска прямоугольная с полуциркульным завершением. Архангел изображен в полный рост в одеянии римского воина: латы и шлем из вороненой стали; шлем украшен страусовыми перьями. На плечи накинут ярко-красный плащ, заколотый застежкой у правого плеча. На ногах – высокие поножи. В правой руке архангел держит огненный меч, в левой – овальный золотой щит с треугольным сиянием. Фон – небо с облаками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Св. Архангел Гавриил», д., м. Доска прямоугольная с полуциркульным завершением. Архангел изображен в рост, в трехчетвертном повороте влево, в белом одеянии и синем плаще. В правой руке держит лилию с тремя цветками. Левая рука поднята ладонью к зрителям. Лицо архангела юношески молодое. Длинные волосы спускаются на плечи. Время: сер. ХVIII в. Икона «Воскресение Христово», д., м. Доска прямоугольная с вогнутым верхним краем. На фоне облаков, в сиянии – возносящаяся фигура Христа в красном плаще и белой набедренной повязке; в левой руке – хоругвь, правая поднята. Ниже летящий ангел в белом одеянии и розовом плаще держит плиту. Внизу – фигуры четырех воинов в разных позах: воин в красном плаще бежит, воин в латах справа упал на спину. Слева у ног бегущего воина на земле – восьмиугольный щит. Время: сер. ХVIII в. Рама – воссоздание 2000-х гг. Праздничный ряд: Икона «Рождество Богородицы», д., м. Доска круглая. На фоне интерьера с аркой справа на ложе с пологом – лежащая фигура Анны. Возле ложа стоит Елизавета с младенцем на руках. На переднем плане у купели – три женские фигуры, в руках они держат простыни и кувшин. Справа – восьмиугольный столик под скатертью, на нем – кувшин и кубки. Время: сер. ХVIII в. Другие круглые иконы праздничного ряда– «Введение Богородицы во храм», «Вход Господень в Иерусалим» и «Преображение», д., м. – выполнены в 1995 г. и не являются предметом охраны Иконы над северными и южными дьяконскими вратами: Икона «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета», д., м. Доска фигурная с полукруглым выступом по центру вверху, вогнутым нижним краем и скошенными нижними углами. Две женские фигуры в рост изображены на фоне пустынного гористого пейзажа и голубого неба. Слева – св. Вирсавия в парчовом лиловом с золотом платье и красном плаще, подбитом горностаем. На голове святой – корона. Лицо обращено к небу, левая рука прижата к груди, правая опущена. Волосы спускаются на плечи. Справа – св. Елизавета в зеленом платье и лиловом плаще. Голова и плечи под белым платом. Глаза обращены к небу, руки скрещены на груди. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета» золоченого резного дерева, фигурной формы. Боковые стороны рамы – профилированные, верхняя и нижняя – обильно декорированы рокайлями и цветами, по центру вверху и внизу – картуш, верхний – со сквозным отверстием. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. Елизавета и Захарий», д., м. Доска фигурной формы, аналогична по форме иконе «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета». На фоне колонн и пилонов церкви изображены в рост фигуры св. Елизаветы и св. Захария, стоящих на солее. Слева – изображение Елизаветы в зеленом платье и лиловом плаще; на голове – розовый плат. Глаза обращены вверх, к сиянию над ней. Правая рука святой воздета вверх, левой она придерживает плащ на груди. Справа фигура Захария в головном уборе и одежде первосвященника из золотой парчи, светло- и темно-голубого шелка. В руке Захарий держит кадило. Лицо и глаза обращены вверх, к сиянию над ним, левая рука прижата к груди. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Свв. Елизавета и Захарий», золоченого резного дерева, аналог рамы иконы «Св. Царица Вирсавия и Св. Елизавета». Иконы, установленные над антаблементом I яруса: Икона «Крещение», д., м. Доска фигурной формы: трапециевидная со скошенными нижними углами и полуциркульным завершением. На фоне пейзажа с рекой Иордан в центре изображена фигура Христа, стоящего со скрещенными на груди руками. На берегу справа от Иисуса стоит склонившийся над ним Иоанн Креститель в темно-зеленом плаще, держа правую руку над головой Христа; в левой руке Крестителя – высокий крест. На берегу – сложенные одежды. За спиной Иоанна Крестителя – два ангела в светлых одеждах. Справа – агнец с крестом. Вверху – сияние. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Крещение» золоченого резного дерева, составляет часть конструкции иконостаса: фигурной формы, увенчанная карнизом, выгнутым по форме иконы, с резным навершием из рокайлей и цветов. Внизу по центру среди завитков аканта – крупная раковина. Боковые стороны рамы оформлены двумя крупными волютами. Икона «Тайная вечеря», д., м. Доска полукруглой формы. На фоне экседры и стены с коричневой драпировкой – в центре изображен Спаситель с учениками и Иудой, сидящие за прямоугольным столом, накрытым белой скатертью. Перед Спасителем – чаша, в руке – хлеб. На переднем плане, на полу – сосуды. Помещение освещается светильником, подвешенным на трех цепях. Время: сер. ХVIII в. Икона «Обретение креста Господня», д., м. В храме, на солее, у иконостаса на фоне арки царских врат – группа священников с большим деревянным крестом. У солеи справа – группа мужчин, впереди – св. Константин (?), слева – св. Елена (?) с группой женщин. Время: ХIХ в. Рама для иконы «Обретение креста Господня» резного золоченого дерева – часть конструкции иконостаса – аналогична раме для иконы «Крещение». Иконы II яруса: Икона «Свв. апостолы Варфоломей и Фома», д., м. Доска прямоугольная с закругленной центральной частью верхнего края и скругленными верхними углами. Изображение двух мужских фигур в рост. Слева – апостол с молодым безбородым лицом в трехчетвертном повороте вправо, в красном одеянии и темном плаще. Справа от него – темнобородый апостол в коричневом плаще. У каждого в руках – Священное Писание (Евангелие ?). Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Варфоломей и Фома» резного золоченого дерева. По всему периметру рама декорирована рокайлями, акантом и цветами. Внизу по центру – картуш. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Иаков и Матфей», д., м. Доска прямоугольная с вогнутым верхним краем. Апостолы изображены в рост. Св. Иаков – слева, в коричневом одеянии и зеленом плаще, с короткой темной бородой и волосами до плеч. Правой опущенной рукой он придерживает Евангелие, левая рука – у ворота. Справа – седобородый и седовласый апостол Матфей в красном одеянии и синем плаще. В правой руке апостола – раскрытое Евангелие, левая – согнута и поднята ладонью вверх. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Андрей и Петр», д., м. Доска прямоугольная с дугообразным завершением. На фоне пейзажа и синего неба апостолы изображены в рост, идущими по дороге. Справа фигура апостола Петра. Он изображен почти в профиль, как бы идущим впереди, в синей одежде и золотистом плаще. Правой рукой апостол держит ключ и ею же придерживает Евангелие. У апостола короткие седые волосы и недлинная борода. Слева, за апостолом Петром – апостол Андрей в сером одеянии и красном плаще. Апостол изображен с длинными седыми бородой и волосами. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Андрей и Петр», золоченого резного дерева. По всему периметру декорирована рокайлями и цветами. В завершении полнообъемная головка херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Павел и Иоанн», д., м. Доска прямоугольная. На фоне пейзажа – фигуры апостолов, изображенных в рост. Св. апостол Павел – слева, в розовом одеянии и зеленом плаще. Голова повернута в профиль влево. Правой рукой держит меч. Длинная борода и волосы – седые. Апостол Иоанн – справа, в изумрудно-зеленом одеянии и ярко-красном плаще. Изображен с раздвоенной длинной седой бородой. В правой руке держит кубок. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Павел и Иоанн», золоченого резного дерева. По всему периметру декорирована рокайлями и цветами. В завершении полнообъемная головка херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Симон и Филипп», д., м. Доска прямоугольная, аналог иконе «Свв. апостолы Павел и Иоанн». Фигуры апостолов изображены в рост на фоне пейзажа. Симон – слева в розовато-охристой одежде и зеленом плаще, с длинными темными волосами и окладистой бородой. Правой рукой апостол благословляет. Филипп в голубовато-сиреневатой одежде и синем плаще. Лицо молодое, без бороды, волосы спускаются на плечи. Левой рукой держит Евангелие, правой благословляет. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Свв. апостолы Симон и Филипп», золоченого резного дерева. По всему периметру декорирована рокайлями и цветами. В завершении полнообъемная головка херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Икона «Свв. апостолы Иаков и Иуда», д., м. Доска прямоугольная с вогнутым верхним краем. Апостолы изображены в рост. Св. Иаков – слева, в красном одеянии и желтом плаще, голова с темными волосами и бородой; правая рука приложена к груди (как бы в молитве), поворот слегка влево. Справа апостол Иуда – старец с седыми волосами и бородой, в коричневато-сером плаще; в руках держит раскрытое Евангелие. Время: сер. ХVIII в. Иконы пророческого ряда: Икона «Св. пророк Наум», д., м. Доска фигурная со скошенными углами и вогнутым нижним краем. Изображение поколенное. Пророк изображен на темном фоне, в темно-зеленой одежде и лиловом плаще. Голова повернута в три четверти вправо. Борода длинная, с проседью. В левой руке пророка – свиток, правая опущена. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Св. пророк Наум», резного золоченого дерева. Боковые стороны профилированы, верхняя часть декорирована рокайлями и цветами. Время: сер. ХVIII в. Икона «Св. пророк царь Соломон», д., м. Доска круглая. Изображение поясное. Пророк изображен молодым, безбородым, в парчовом одеянии и короне, со скипетром в левой руке. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Св. пророк царь Соломон», резного золоченого дерева, по всему периметру декорирована лавровыми вервями, вверху и внизу – асимметричные картуши из рокайлей. Время: сер. ХVIII в. Икона «Св. пророк Иезекииль», д., м. Доска имеет форму, аналогичную иконе «Св. пророк Наум». Пророк изображен на фоне крепости, в трехчетвертном повороте вправо. Пророк облачен в зеленое одеяние с парчовым оплечьем и митру. В правой руке он держит модель крепости. Иезекииль изображен седобородым старцем. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. пророк Иезекииль», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк Наум». Икона «Св. пророк Иессей», д., м. Доска имеет форму, аналогичную иконе «Св. пророк Наум». Пророк изображен на фоне пейзажа с темно-синим небом, розовеющим у горизонта. Полуфигура повернута в три четверти влево, голова почти в профиль. Волосы и борода с проседью. Лицо поднято к небу, правая рука протянута вперед и повернута ладонью вверх, в левой руке пророка – свиток с текстом. На пророке зеленое одеяние и синий плащ, переброшенный через правое плечо. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. пророк Иессей», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк Наум». Икона «Св. пророк царь Давид», д., м. Доска круглая. Полуфигура пророка изображена на фоне неба. Давид изображен старцем с недлинной седой бородой, в короне. На пророке – парчовая одежда и красная мантия, подбитая горностаем и скрепленная у ворота драгоценной застежкой с камнями. Правой рукой Давид опирается на арфу, левая рука согнута в молитвенном жесте. Глаза пророка подняты к небу. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Св. пророк царь Давид», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк царь Соломон». Икона «Св. пророк Иона», д., м. Доска фигурная. Поколенное изображение пророка на фоне пейзажа со светлеющим у горизонта небом. Пророк изображен старцем с длинной седой бородой, в зеленом одеянии и охристом плаще. В левой опущенной руке Иона держит свернутый свиток, правая рука согнута. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Св. пророк Иона», золоченого резного дерева, аналог рамы к иконе «Св. пророк Наум». Икона «Господь Вседержитель», д., м. Доска прямоугольная, с трехлопастным завершением. Вседержитель изображен на троне в светлом парчовом облачении с орнаментальной каймой, отделанной каменьями и жемчугом, на голове – митра, в руках – скипетр и держава. Трон резного золоченого дерева с символами евангелистов. Вокруг трона – головки херувимов. Время: сер. ХVIII в. Рама к иконе «Господь Вседержитель», золоченого резного дерева. По всему периметру – обильный резной декор из рокайлей и пальмовых ветвей. Навершие в виде полнообъемной головки херувима с крылышками. Время: сер. ХVIII в. Иконы, укрепленные над венчающим карнизом: Икона «Положение во гроб», д., м. Доска круглая. На темном фоне – многофигурная композиция. На первом плане – лежащая по диагонали фигура Христа, которую поддерживает на пеленах старец (Иосиф Аримафейский ?). Над телом Иисуса – склонившиеся фигуры Богоматери, Магдалины, Иоанна. Рама составляет часть конструкции иконостаса. Время: сер. ХVIII в. Икона «Снятие с Креста». Доска фигурная. Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы «Снятие с Креста» составляет часть конструкции иконостаса. Икона «Несение Креста», д., м. Доска круглая. На фоне городской стены, на переднем плане, слева – коленопреклоненная фигура Христа в терновом венце, несущего крест. Вокруг – фигуры римских палачей и сочувствующих Христу. На переднем плане – женская фигура с платком в руках (Вероника ?). Время: сер. ХVIII в. Рама для иконы составляет часть конструкции иконостаса. Внутренний иконостас, обращенный к алтарю. Трехъярусный деревянный, окрашенный белой масляной краской, с резными золочеными деталями. В I ярусе (без икон) по центру – полуциркульная арка царских врат и два малых входа (дьяконские врата), также с полуциркульным завершением. Между I и II ярусами – профилированный карниз с дентикулами и сухариками. Карниз раскрепован по сторонам царских врат. Во II ярусе – пять икон в резных золоченых рамах фигурной формы. Иконы разделены лопатками, завершенными резными головками херувимов с крыльями. По сторонам от центральной иконы «Вознесение» – угловые лопатки поддерживают раскрепованный карниз: в основании лопаток крупные волюты, декорированные акантом, в завершении – головки херувимов с крыльями. II ярус завершен сильно выступающим профилированным карнизом с раскреповками. По центру карниз изогнут по форме полуциркульной арки. В III ярусе – крупная икона по центру, по сторонам от нее небольшие круглые иконы, сгруппированные по три, а также две иконы в фигурных рамах по краям. Венчающий иконостас профилированный карниз над центральной иконой III яруса изогнут по контуру полуциркульной арки. Рамы икон имеют крупную, сочную резьбу с мотивами рокайлей, картушей, раковин и цветов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Историческая отделка нижнего яруса не сохранилась. Иконы II яруса: Икона «Вознесение Господне», д., м. На фоне сияния, в облаках – летящая фигура Христа в розовой одежде и зеленовато-голубом плаще в окружении херувимов. Внизу, на фоне горы – коленопреклоненные фигуры Богоматери и учеников. Богоматерь в синем мафории. Слева от нее стоит апостол Иоанн в красном плаще. Икона фигурной формы с полуциркульным завершением в центральной части. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 162 см, шир. – 128,5 см. Рама к иконе «Вознесение Господне», фигурной формы, резная, золоченая, с полукруглым завершением. Резьба сочная, с мотивами рокайлей, акантовых завитков и цветов. Навершие в виде картуша. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Сошествие Св. Духа на апостолов», д., м. Доска фигурной формы с двумя полукружиями по сторонам. В центре, на возвышении – Богоматерь в синем мофории в окружении апостолов. В разверстых небесах, в огненных сполохах – голубь. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 91 см, шир. – 110 см. Рама к иконе «Сошествие Св. Духа на апостолов», дерево, резьба, золочение. Рама фигурных очертаний, с двумя полукружиями по сторонам. Крупная резьба с мотивами рокайлей, акантовых завитков. Навершие в виде асимметричной композиции, увенчанной цветами. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Рождество Христово» («Поклонение пастухов»), д., м. Доска прямоугольная со скругленными углами. В помещении с арочным входом, через который виден гористый пейзаж, находятся 6 человек. Посредине лежит младенец Христос, слева его поддерживает Богоматерь в темно-красном одеянии и синем плаще Справа – коленопреклоненная фигура пастуха в синей одежде и зеленом плаще, за ним – полуобнаженная фигура второго пастуха, прикрытого коричневым плащом, с длинным посохом. Третий пастух в коричневом плаще стоит слева от Богоматери. В изголовье младенца стоит Иосиф в синем одеянии и красном плаще. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 64,5 см, шир. – 81 см. Рама к иконе «Рождество Христово», деревянная, резная, золоченая. По всему периметру рамы – рокайли, по четырем осям – крупные резные композиции из завитков аканта и цветов. Навершие рамы в виде асимметричного картуша. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Сретение Господне», д., м. На фоне церковного интерьера с красной драпировкой справа, на солее изображена фигура старца Симеона в зеленовато-голубой одежде, стоящего с младенцем Иисусом на руках. Слева от него – фигура Богоматери в синем плаще, протянувшей руки к младенцу. За ее спиной стоит Иосиф в красном одеянии и зеленом плаще. На втором плане в центре стоит Анна в коричневато-лиловом плаще, наброшенном на голову. Справа, на фоне драпировок – фигуры двух священников; один с темными волосами и бородой, другой седовласый. За ними – две свечи. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 91 см, шир. – 114,5 см. Рама к иконе «Сретение Господне», аналогична раме к иконе «Сошествие Св. Духа на апостолов». Икона «Троица Ветхозаветная», д., м. Доска прямоугольная, со скругленными углами. Под дубом – три ангела в светлых одеждах, сидящие за круглым столом с яствами, стол под белой скатертью. Слева – коленопреклоненная фигура Авраама. На втором плане, у окна дома – Сарра, придерживающая рукой занавеси. Сцена изображена на фоне голубого неба с белыми облаками. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 64,5 см, шир. – 81 см. Рама к иконе «Троица Ветхозаветная», золоченого резного дерева. Аналог рамы к иконе «Рождество Христово». Иконы III яруса: Икона «Моление о Чаше», д., м. Доска трапециевидной формы с вогнутыми сторонами и скошенными нижними углами. Слева внизу – изображение коленопреклоненной фигуры Христа в розовом одеянии и синем плаще, в молитвенной позе. Справа вверху на облаке – ангел в светло-красной драпировке держит чашу в руках. Справа внизу – высокие деревья. Время: 2-я пол. ХVIII в. Рама к иконе «Моление о Чаше», резного золоченого дерева. Рама профилированная, в нижних углах – акантовые завитки. Навершие в виде крупной раковины. Время: 2-я пол. ХVIII в. Композиция из трех икон в одной раме: Икона «Св. пророк Софоний», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное в трехчетвертном повороте вправо. Пророк в красном одеянии и синем плаще. Взгляд обращен вверх; правая рука, согнутая в локте, поднята вверх, в левой – свиток с текстом. Борода длинная, с проседью. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Захария Серповидец», д., м. Доска круглая. Поясное изображение темноволосого и чернобородого пророка в синем одеянии и красном плаще. Трехчетвертной поворот вправо, руки протянуты вперед. Общий тон темный. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Исайя», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное в светлом хитоне и лиловато-сером плаще, подпоясанном красным поясом. Лицо пророка молодое, безбородое, обрамлено длинными волосами, спускающимися на плечи. В правой руке пророка – книга в красном переплете, левой он придерживает вертикально поставленную пилу. На заднем плане – горы, выше – небо с облаками. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Рама для трех икон, резного золоченого дерева. В центре – головка херувима, по сторонам – в виде трилистника три круглые рамы с мотивами растительных завитков и цветов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Коронование Богоматери», д., м. Доска фигурная с полукруглым завершением. На фоне неба, среди облаков, в центре – коленопреклоненная фигура Богоматери в розовом платье и синем плаще. Слева от Богоматери на облаке восседает Христос, полуобнаженный, в красном плаще, справа – Саваоф в белом одеянии и золотистом плаще. У ног Бога-отца – сфера. Христос и Саваоф держат над головой Богоматери корону. Над ними – голубь в сиянии, внизу и по сторонам – головки херувимов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: выс. – 139 см, шир. – 105,5 см. Рама для иконы «Коронование Богоматери», резного золоченого дерева, по всему периметру обильно декорирована резьбой в виде пальмовых ветвей, цветов и рокайлей. В навершии и по углам резные асимметричные композиции со сквозными отверстиями. Время: 2-я пол. ХVIII в. Композиция из трех икон: Икона «Св. пророк Аввакум», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное. Фигура пророка в красном одеянии и синем плаще. Лицо молодое, обрамлено длинными волосами, спадающими на плечи, шея обнажена. Правая рука согнута в локте, в левой – свиток. Фон – темный, с облаками. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Моисей», д., м. Доска круглая. Изображение поясное. Пророк в зеленом одеянии и красном плаще. Лоб открыт, борода недлинная. В левой руке – скрижали, правой указывает на текст. Фон темный. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Икона «Св. пророк Даниил», д., м. Доска круглая. Изображение поколенное. Пророк в оливковом хитоне и лиловом плаще. Лицо молодое, обрамлено темными волосами. Одна рука приложена к груди, другая согнута, ладонь раскрыта. Фон темный. Время: 2-я пол. ХVIII в. Размер: диаметр – 83 см. Рама для трех икон, резного золоченого дерева. В центре – головка херувима, по сторонам – в виде трилистника три круглые рамы с мотивами растительных завитков и цветов. Время: 2-я пол. ХVIII в. Икона «Явление Христа Марии Магдалине», д., м. На темном фоне изображены две фигуры – стоящего по центру Христа и коленопреклоненной Марии Магдалины справа, протягивающей руки к Христу. Изображена Мария Магдалина в профиль. На Иисусе светлые одежды и синий плащ. На Магдалине светлое платье с широкими рукавами и темный плащ. Время: 2-я пол. ХVIII в. Рама к иконе «Явление Христа Марии Магдалине», резного золоченого дерева, аналог рамы к иконе «Моление о Чаше». Колокольня, 1783 г., арх. Кваренги Д., 1848 г., арх. Руска А.И. (Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 20, литера Б) Объемно-пространственное решение: четырехъярусная колокольня (два нижних яруса закрытые, октогональные в плане, два верхних – открытые, круглые в плане), завершена куполом, увенчанным луковичной главкой на глухом барабане и крестом: габариты, архитектурное решение, включая открытые ярусы звона. габариты, конфигурация купола и главки над ним, характер их покрытия (листовой металл) и отделки (золочение); исторический рисунок креста. Конструктивная система здания: капитальные стены (кирпичные); кирпичные своды; лестница внутренняя известняковая, на сводах, с металлическим кованым ограждением; деревянная лестница открытых ярусов – местоположение, архитектурное решение, исторический материал; исторические деревянные связи в интерьере историческая конструкция крепления колоколов – деревянные балки с подвешенными на них металлическими коваными проушинами для колоколов. Объемно-планировочное решение: планировка помещений в габаритах капитальных стен, открытые объёмы двух верхних ярусов. Архитектурно-художественное решение фасадов: характер отделки и материал фасада – окрашенная штукатурка; первый ярус рустован, второй – оформлен чередующимися оконными проемами, заключенными в портики с треугольными фронтонами, и глухими нишами, 3-й и 4-й ярусы решены в виде колоннад из сдвоенных полуколонн ионического и коринфского ордера с глухими интерколумниями; известняковый цоколь; конфигурация и габариты оконных и дверных проемов; оконные заполнения 1-2-го ярусов – рисунок расстекловки, материал (дерево), колер окраски (белый). Часовни (две), 1851-1853 гг. (Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 20, литеры В и Д) Объемно-пространственное решение: две часовни, расположенные: одна – на углу Кузнечного переулка, другая – на углу Колокольной улицы: одноэтажные, октогональные в плане, завершенные куполами с луковичной главкой и крестом: габариты зданий, конфигурация и габариты куполов. Конструктивная система здания: капитальные стены (кирпичные); кирпичные своды. Объемно-планировочное решение: планировка помещений в габаритах капитальных стен. Архитектурно-художественное решение фасадов: фасады оформлены четырьмя чередующимися декоративными портиками – полуколонны коринфского ордера поддерживают антаблемент с карнизом с модульонами, над ним – лучковые фронтоны; характер отделки и материал фасада – окрашенная штукатурка; известняковый цоколь; лепной декор – капители полуколонн, заполнения тимпанов фронтонов в виде крестов в сиянии, лепные модульоны карнизов; конфигурация и габариты оконных и дверных проемов; дверные заполнения – рисунок, материал (дуб под лаком) Декоративно-художественная отделка интерьеров: оформление граней внутренней поверхности куполов профилированными. Сад, 1864 г. Объемно-пространственная композиция и ландшафтное решение: историческая планировка, конструкция дорожек (набивные на щебеночном основании); исторический видовой состав насаждений (в соответствии с инвентаризацией), ценные старовозрастные деревья (дубы, липы). Ограда, 1853 г. Объемно-пространственное решение: расположена по красным линиям улиц, состоит из четырех участков – вдоль Кузнечного переулка, между южной часовней и Церковью, между Церковью и северной часовней, вдоль Колокольной улицы – местоположение, габариты. Конструктивная система: цоколь ограды из известняковых блоков с горизонтальной накрывочной плитой – габариты, материал, конфигурация. Архитектурно-художественное решение фасадов: ограда металлическая кованая, в виде вертикальных прутьев, скругленных в верхней и нижней частях, где к ним примыкают обвязки в виде цепочек овальных колец; посередине помещён пояс из крестов, вписанных в окружности, двупольные ворота аналогичного рядовым звеньям ограды рисунка со стороны Владимирской пл., Кузнечного переулка и Колокольной улицы.

Ансамбль федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры

Документы

Контакты

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Владимирский проспект, д. 20, литеры А, Б, В, Д

Еще объекты культурного наследия