Ансамбль церкви Вознесения Господня
Градостроительные характеристики храмового комплекса:
продольно-осевое развитие соединения «кораблем» композиции основного храмового комплекса с запада на восток: колокольня, теплый переход в колокольню (из храма), блок из двух палат с притвором, Кирилло-Афанасьевский и Михайло-Архангельский теплый храм, Вознесенская холодная церковь; ассиметричное расположение колокольни по отношению к «кораблю» храма со смещением на север и незначительным поворотом по часовой стрелке; расположение второстепенных построек лавок и флигелей (южный утрачен) пристроенными к колокольне северным и южным крыльями.
Объемно-пространственная композиция зданий и частей храмового комплекса:
-Вознесенской холодной церкви-центрический тип храма с пятном застройки в виде равноконечного греческого креста (крестово-купольный), расположение главного храма в средокрестии, а приделов - с южной и северной сторон; нижний (широкий) цилиндрический барабан с 12 световыми проемами, увенчанный сферическим куполом с 12 люкарнами; верхний (узкий) цилиндрический барабанчик с 4 световыми проемами, увенчанный малым сферическим куполом со сложной формы главкой и крестом; одинаковые, пониженные по сравнению с центральной частью внутренние объемы апсиды, приделов и трапезной, перекрытые лотковыми сводами на подпружных арках со скатными крышами; арочный проход в Кирилло-Афанасьевский и Михайло-Архангельский теплый храм с запада;
-Кирилло-Афанасьевского и Михайло-Архангельского теплого храма-примыкание к восточной части Вознесенской холодной церкви алтарной частью по единой оси, объединение с запада блоком из двух палаток с притвором; двухстолпный, трехнефный тип храма с равной высоты и сопоставимой шириной нефов, перекрытый системой лотковых и коробовых цилиндрических сводов на подпружных арка; алтарные части приделов, выделенные продольными каменными стенами с устройством в них арочных проемов; скругленные углы наружных стен в алтарной части; щирокая средняя часть (по линии север-юг) пространства трех нефов, объединенного в единый объем широкими подпружными арками; хоры в среднем нефе западной части трапезной, ограниченные продольными стенами с арочными проемами, сообщающиеся с антресольным помещением над притвором, находящимся между северной и южной палатками; трапезная, связанная проемами с притвором и южной палаткой;
-блока из двух палаток с притвором – поздняя пристройка к теплому храму (трапезной), стилистически и конструктивно составляющая с ней единое целое; притвор в центральном нефе с помещением над ним, объединяющий трапезную и переход в колокольню; палатка в северном нефе, связанная дверным проемом с притвором; палатка в южном нефе, связанная дверным проемом с трапезной; надпритворное помещение, связанное дверным проемом с хорами трапезной; перекрытие палаток сомкнутыми четырехгранными сводами; перекрытие притвора коробовым цилиндрическим сводом;
-теплого перехода в колокольню – форма вытянутой трапеции в плане в силу смещения оси колокольни от оси «корабля» храма и разного угла постройки в плане;
-колокольни – трехъярусная, представляющая образец, характерный для рубежа XVIII-XIX веков; квадратный в плане нижний ярус со срезкой углов малыми диагональными сторонами; высокий средний ярус, поставленный восьмериком в плане с зауженными глухими диагональными сторонами; ярус звона равносторонним восьмигранником в плане со сквозными арочными проемами в каждой стороне; граненный восьмигранный купол над верхним ярусом с четырьмя люкарнами, расположенными по сторонам света; венчающий восьмигранный барабанчик с четырьмя окнами по направлению сторон света, перекрыты небольшим граненным куполом с главкой и шпилем сложной формы с крестом;
-северного флигеля - одноэтажный, повышенный основной объем по отношению к примыкающим с юга каменным лавкам; двускатная крыша с вальмами на северной и южной стороне;
-лавок – одноэтажные, протяженные вдоль линии север-юг, пристроенные с севера и юга к колокольне, с двускатными крышами, примыкающими к нижнему ярусу колокольни;
-ограды с воротами и часовней – ограничение территории храмового комплекса с севера, юга и востока; расположение ворот на западной части северной стороны ограды и в средней части северной и южной сторон ограды; расположение часовни по центру восточной стороны ограды.
Композиции и архитектурно-художественное оформление фасадов зданий и частей храмового комплекса:
-Вознесенской холодной церкви – классицистический стиль декоративного оформления церкви с элементами русско-византийского зодчества; размещение по фасадам апсиды и приделов на фронтальной стороне по 5 высоких и широких проемов с полуциркульным завершением (4 окна, по центру-двупольная дверь, остекленная по типу окон, в апсиде центральное окно - ложное) с узкими простенками, с флангом- по 2 окна с аналогичными размерами; рустовка, имитирующая однорядную кладку крупным правильной формы камнем наружной поверхности стен от цоколя до пят арок оконных и дверных проемов с выделением узкого подоконного пояса по периметру храма с разрывами в местах расположения плоских пилястр на простенках; плоские пилястры с простыми базами и капителями на фронтальных фасадах приделов и апсиды; архивольты окон приделов и апсиды, соединенные в единый пояс по верху рустованной части стен; четырехколонные портики тосканского ордера с севера и юга храма с высоким антаблементом, в едином стиле с недекорированным фризом, опоясывающим весь неполный периметр храма; треугольные фронтоны портиков, переходящие в аттик по остальному периметру храма, поставленные на плитный белого камня карниз с крупными сухариками и большим выносом; стилистического оформление нижнего барабана с членением стены 12-ю тосканскими пилястрами с ионическими капителями и 12-ю окнами между ними; антаблемент нижнего барабана, стилистически повторяющий антаблемент храма в уменьшенном масштабе с увеличенным выносом нижнего карниза; оформление оконных проемов нижнего барабана с подоконным поясом, прерываемым полуколоннами, на который поставлены оконные наличники в виде узких лопаток, завершающихся кронштейнами, на которых установлены белокаменные сандрики в виде профилированных полочек; оформление двух террасированных карнизов нижнего купола над антаблементом нижнего барабана; 12 круглых люкарн с лицевой поверхностью в виде полуциркульного архивольта с пятами на двух кронштейна; барабанчик с четырьмя окнами с полуциркульным завершением и полукруглыми пилястрами между ними, повторяющими вместе с антаблементом в уменьшенном виде стиль нижнего барабана; сквозной металлический пояс по периметру барабанчика и форма его рисунка в виде ряда пересекающихся окружностей; сложной формы маленькая главка с крестом; разрезка окон и дверей приделов и апсиды по прямоугольной части на 6 равных частей по вертикали и на 4 равных части по горизонтали с массивным средником, по арочной части – на 6 равных секторов с арочным импостом посередине радиуса; разрезка окон нижнего барабана- на равные 3 части по горизонтали, 6 –по вертикали; разрезка окон барабанчика – на равные 3 части по горизонтали, 4 – по вертикали, в арочной части – на 4 равных сектора.
-Кирилло-Афанасьевского и Михайло-Архангельского теплого храма-классицистический стиль декоративного оформления церкви; ризалиты с небольшим выступом на боковых фасадах в алтарной и западной части с одним окном; соединение продольных фасадов с восточными участками фасада в алтарной части, решенные в виде двух углов, соединенных простенком под 45 градусов; ниши-кассеты, заключающие в себя арочный оконный проем, подоконную прямоугольную филенку, надоконную филенку с прямоугольным завершением, создающие в средней части продольных фасадов, однотипных с окнами алтаря и западной части храма; плоские лопатки, поставленные на рельефно выступающий цоколь и объединяющиеся над нишами-кассетами; антаблемент, состоящий из относительно скромного архитрава, среднего по размерам недекорированного фриза и развитого, широкого и сложного карниза с рядом миниатюрных сухариков; разрезка окон по прямоугольной части на 6 равных частей по вертикали и на 4 равных части по горизонтали с массивным средником, по арочной части - на 6 равных секторов с арочным импостом посередине радиуса.
- блока из двух палаток с притвором – классицистический стиль декоративного оформления, общий с фасадами трапезной, включая оформление оконных проемов и антаблемент; размещение по одному оконному проему на северном и южном фасадах, а также на участках западного фасада, разделенного переходом в колокольню; угловые западные пилястры небольшого выноса; треугольный полуфронтон центральной части западного фасада над теплым переходом в колокольню с двумя небольшими оконными проемами с лучковым завершением;
- теплого перехода в колокольню – классицистический стиль декоративного оформления общий с фасадами трапезной, включая оформление оконных проемов и венчающий карниз, визуально общий с архитравом трапезной и палаток; ритм 5 проемов (средний дверной, фланкирующие – оконные) с более мощными простенками в сравнении с трапезной;
- колокольни – декоративное оформление фасадов нижнего яруса колокольни: большой полуциркульный арочный проем в прямоугольной нише, ведущий с паперти в колокольню, с пятами арки в виде карнизов на откосах проема и замковым камнем, прерывающим утопленный архивольт; ниши – филенки по бокам от арки с высотой от земли, равной высоте ниши проема; оформление углов яруса в виде небольшой диагональной стороны с прямоугольной нишей, равной по высоте филенкам осадных сторон яруса и внутренними углами на концах; периметральный антаблемент, включающий сложный карниз средней высоты с мелким членением обломов, недекорированный средней высоты фриз с 4-мя мелкими продухами треугольной формы по центрам фасадов и многообломный массивный высокий карниз с частым шагом квадратных сухариков; однотипное с западным решением фасадов яруса, частично закрытое пристроями лавок с севера и юга и перехода с востока; декоративное оформление фасадов среднего яруса колокольни, однотипное по сторонам света: арочный проем, с выделением пят арки в виде карнизов на откосах проема и простым архивольтом с включением замкового камня; филенка под проемом, помещенная в общую с проемом неглубокую нишу; металлические ограждения проемов с геометрическим рисунком; уменьшенные диагональные стороны восьмерика, с трехчастной с арочной разрезкой поверху с филенкой посередине; скромный антаблемент, состоящий из тянутых архитрава и многообломного карниза и недекорированного фриза; декоративное оформление фасадов яруса звона колокольни в виде правильного восьмерика с однотипными сторонами: арочный проем без архивольта с выделением карнизами на откосах проема пят арки, помещенный в прямоугольное углубление с нишей под проемом; тянутый простой мелкообломный карниз поверху яруса; геометрический рисунок металлических ограждений проемов, однотипный с ограждениями среднего яруса; восьмигранный купол с 4-мя круглыми люкарнами над ярусом звона; верхний восьмиугольный барабанчик с 4-мя прямоугольными окнами; восьмигранный пирамидальный шпиль с крестом;
-северного флигеля- решение фасадов с 3-мя ритмичными нишами от уровня земли с помещенными в них прямоугольными оконными проемами на западном и восточном фасадах; ленточный выступ поверхности стены под карнизом с помещенными в нем над оконными проемами восточного фасада прямоугольными продухами крыши, частично в нижнем обломе карниза; развитый карниз с мелким членением обломов и рядом мелких сухариков; дверной проем в двойном прямоугольном углублении на южной части западного фасада;
-лавок - ритмичное расположение 4 равных по ширине проемов на северном пристрое лавок (3 северных-оконные, южный - дверной); неритмичное расположение 4 неравных проемов на южном пристрое лавок (4 северных-оконные, 2 южных-дверные);
-ограды с воротами и часовней – цоколь на половину высоты ограды с выступами столбов, прерываемый воротами и часовней и увенчанный двускатной металлической кровлей; металлическое сквозное заполнение прясел ограды с геометрическим рисунком; каменные квадратные массивные столбы с ширинками и пирамидальными крышками; Южные ворота без калитки на двух повышенных каменных столбах, двупольные металлические сквозные; северные ворота напротив холодного храма без калитки на двух каменных столбах с каменной полуциркульной аркой с карнизным архивольтом с мелкими сухариками, увенчанный башенкой-пинаклем с ширинками, двупольные металлические сквозные; северные ворота напротив перехода в теплый храм с калиткой на трех каменных столбах (у калитки-столб ограды), двупольные металлические сквозные; часовня на восточной стороне, встроенная в прясло ограды, повторяющая конструкцию столбов, арки и башенки северных арочных ворот, со сплошным каменным заполнением подарочного пространства, с прямоугольной неглубокой нишей с востока и арочной заглубленной нишей с запада в подарочной стене часовни, с арочными заглубленными нишами в основаниях столбов часовни.
Элементы архитектурного оформления интерьеров зданий и частей храмового комплекса:
- Вознесенской холодной церкви – декоративные ритмического растительного рисунка и мелкого членения лепные и тянутые элементы на карнизе в уровне пят лотковых сводов; профилированные тянутые наличники с архивольтами оконных и дверных проемов; высокие ниши с завершениями – конхами в столпах, поновленные участки оригинальных сюжетных росписей и орнаментов в интерьере храма.
- Кирилло-Афанасьевского и Михайло-Архангельского теплого храма – форма и размеры арок и лотковых сводов, распалубок, подпружных арок, откосов проемов, ниш в стенах; система кованых прямоугольного сечения связей сводов и арок; профилированные тянутые наличники с архивольтами оконных проемов; металлические ограждения хоров с рисунком в виде завитков; металлические решетки в оконных проемах; декоративные тяги на границах лотков, на распалубках сводов, на поверхностях подпружных арок, ограничивающих сюжеты росписи; поновленные участки оригинальных сюжетных росписей и орнаментов в интерьере храма; сюжетная роспись: «Богородица», «Положение во гроб», «Серафим», «Вознесение», «Иоанн Креститель», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Преображение», «Уверение Фомы», «Иоанн Предтеча», «Воскресение Христово», «Распятие», «Иисус Христос с коленопреклоненными ангелами», «Христос в пустыне», «Архангел Михаил», «Христос с потиром», «Троица новозаветная», «Тайная вечеря», «Христос в терновом венце», «Отрок Иисус во храме», «Трифон Вятский», «Прокопий Вятский», «Святой Николай спасает младенца», «Святой Николай Можайский», «Тайная милостыня Святого Николая», «Придите ко мне все труждающиеся», «Митрополит Петр», «Голгофа», «Серафим Саровский», «Алексий», «Святой Филипп», «Явление иконы Иверской Богоматери», «Знамение», «Кресту твоему поклоняемся», «Святой Николай спасает патриарха Афанасия от потопления», «Св. знамение Пресвятой Богородицы» и другие;
- блока из двух палаток с притвором – стеновой сейф в северной внутренней стене, арки коробового очертания над дверными проемами;
- колокольни – лестницы, площадки, своды над лестничными маршами и поворотными площадками на звоны в толще южной стены нижнего яруса, ниши с полуциркульными завершениями в северной и южной стене нижнего яруса; большой полуциркульный арочный проем, ведущий из колокольни в теплый переход, с пятами арки в виде карнизов на откосах проема;
- северного флигеля – тянутый потолочный карниз с завершениями – кронштейнами.
Утраченные элементы зданий и частей храмового комплекса:
южный флигель, повторяющий объемно-пространственную композицию, композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов существующего северного флигеля.
Ансамбль федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры
Документы
Контакты
- Адрес: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с.Каринка, ул.Школьная, д.14