Церковь Преображения (кладбищенская)

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЪЕКТА: градостроительное положение (на юго-восточной окраине пос. Лух, на территории старинного кладбища); план здания (трехчастный одноглавый храм с трехярусной колокольней); композиция (основной объем – восьмерик на четверике, монументальный квадратный в плане четверик (размер 7,14?7,00) несет неравносторонний восьмерик, завершенный световым куполом с барабаном и 1 луковичной главкой; полукруглый одноапсидный алтарь (размер 3,60?4,60) равной с трапезной высоты, трапезная (размер 8,48?8,79) несимметрична относительно продольной оси, юго-восточный угол закруглен; в композиции доминирует колокольня; материал (кирпич (размер кирпича 27/14-13/7), побелка). - КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: материал (кирпич, дерево, металл); фундамент: бутовый; перекрытия (форма: над восьмериком – четырехлотковый сомкнутый свод со световым кольцом барабана, в апсиде – сводчатые коробовые, переходящие в конху, в нижнем ярусе колокольни – сомкнутые сводчатые), материал: кирпич (размер: 28?14?8+6 см., компоновка связующих материалов, техника кладки); металл (технология изготовления, техника крепления); кровля (форма: восьмерика – сложная с люкарнами, портиков с фронтонами, трапезной – двускатная, апсиды – двускатная, переходящая в полуциркулярную шатровую, колокольни – шпиль; материал – металл); оконные и дверные проемы (расстановка оконных и дверных проемов, форма, количество, геометрия переплета, материал: дерево) - ВНЕШНЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: основной объем: – глава (форма: луковичная на шее, количество – одноглавый, материал – металл, композиция покрытия: чешуйчатое); барабан (форма – восьмигранник, материал, количество – один, композиция, декор: филенки (форма, материал, количество, композиция), многообломный карниз; люкарны (форма – квадрат, материал, количество – четыре, композиция); окно люкарны (форма – циркулярная, материал, количество, композиция); – восьмерик (форма – неравносторонний, вытянутый по центральной оси, материал, композиция (с четырех сторон на гранях, расположенных диагонально к центральной оси храма – сдвоенные гладкие колонны дорического ордера с двумя циркулярными валиками в нижней части и одним в верхней с двухступенчатым эхином, на вынесенных прямоугольных базах и вынесенных прямоугольных абаках); декор (антаблемент (форма, материал, композиция – многогранник, декор – карниз сложного излома с сухариками по периметру верхней части); филенки (форма, материал, композиция); окна (форма трехчастная, центральная часть полуциркулярная с архивольтом, выступающая над сандриками боковых частей, боковые части – прямоугольные, материал – кирпич, композиция – трехостная, глухие с восточной и западной стороны восьмерика, декор – пилястры (полуколонны) дорического ордера, повторяющие колонны восьмерика с двух сторон от каждой из боковых частей окна; сандрики (форма – карниз, материал, композиция – над боковыми частями окна, декор – повторяют абаки колонн восьмерика); межэтажный карниз (форма – многообломный, материал, композиция – подчеркивает линию восьмерика, над которой стоят базы колонн и пилястры, обрамляющие окна). – четверик (форма – квадрат, материал, композиция – с северной и южной сторон к четверику примыкают портики, декор (фронтоны портиков (форма – треугольные, материал, композиция – массивный антаблемент портика опирается на пять колонн, декор – многообломный карниз, сухарики, фриз гладкий), колонны портиков (форма – дорического ордера, гладкие, с двумя циркулярными валиками в нижней части и одним в верхней, с многообломным эхином, на прямоугольных базах и прямоугольных абаках материал, композиция – сдвоенные по углам портика, одиночная на центральной оси портика), рустовка углов четверика, филенки, уплощенные пилястры со слабо выраженными капителями с двух сторон от окон и в простенке между окнами, многообломный карниз с сухариками (по периметру четверика и всего храма), окна (форма – полуциркулярные в верхней части, материал, кладка, композиция – по два с северной и южной стороны, декор – наличники с замковым камнем и «ушами», плоские подоконники)). апсида (форма – полуциркулярная, материал, кладка, композиция – равная с трапезной высота уравновешивает композицию храма, декор – четыре уплощенные пилястры со слабо выраженными капителями в простенках между тремя полуциркулярными в верхней части окнами, наличники окон с сандриками-карнизами и «ушами», многообломный карниз с сухариками (по периметру апсиды и всего храма)). трапезная (форма – прямоугольник, юго-восточный угол закруглен, материал, композиция – пониженный объем является связующим элементом между двумя контрастными архитектурными доминантами: монументальным основным объемом и стройной, богато декорированной колокольней со шпилем, декор – три уплощенные пилястры со слабо выраженными капителями в простенках между двумя полуциркулярными в верхней части окнами (по два с северной и южной стороны трапезной), наличники окон с сандриками-карнизами и «ушами», многообломный карниз с сухариками (по периметру трапезной и всего храма), северо-западный и юго-западный углы трапезной рустованы). колокольня: – глава (форма – восьмигранный шпиль, материал – металл, композиция покрытия: гладкое); барабан (форма – восьмигранник, материал, кладка, композиция, декор – многообломный карниз с сухариками, слабо выраженные пилястры, люкарны – (форма – квадрат с вальмовой кровлей, материал, количество – четыре, композиция, декор – многообломный карниз); окно люкарны (форма – циркулярная, количество, композиция); – третий ярус (форма – многогранник, материал, композиция – вытянут по вертикали в сравнении со вторым ярусом, декор – четыре гладкие колонны дорического ордера с циркулярными валиками в нижней и верхней частях с многоступенчатым эхином, на вынесенных прямоугольных базах и с вынесенными прямоугольными абаками; пилястры, повторяющие декор колонн – с каждой стороны от четырех полуциркулярных арок звона; над арками звона – замковый камень, на внутренней поверхности арок – анты в виде капителей; арочное пространство перекрыто ажурной металлической решеткой; массивный многообломный карниз с сухариками над колоннами и пилястрами по вертикали уравновешен междуярусным пространством стены с филенками и постаментами колонн); – второй ярус (форма – четырехугольник, материал, композиция – вытянут по вертикали в сравнении с первым ярусом, декор – сдвоенные пилястры с двух сторон от каждой из четырех арок, пилястры повторяют декор пилястр третьего яруса; филенки; над арками звона – замковый камень, на внутренней поверхности арок – анты в виде капителей; многообломный карниз с сухариками, повторяющий форму карниза третьего яруса); – первый ярус (форма – четырехугольник, материал, композиция, декор – с западной, северной и южной сторон уплощенные по вертикали фронтоны с многообломным карнизом и сухариками, фриз гладкий; сдвоенные пилястры с двух сторон от каждого из трех полуциркулярных в верхней части проемов (с северной и южной сторон – глухих), пилястры повторяют декор пилястр второго и третьего яруса; филенки; многообломный карниз с сухариками, повторяющий форму карнизов второго и третьего яруса). Дверные створы (форма, материал, композиция); мемориальная доска (текст, материал, композиция расположения – слева от входа в храм на высоте 3-х метров); - ВНУТРЕННЕЕ ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО: не сохранилось. Остатки фресковой живописи имеются под сводом храма и частично на стенах трапезной.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1797 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Ивановская область, Лухский район, поселок Лух, ул. Первомайская, д. 84