Воскресенская церковь

1.Архитектурно-ландшафтная композиция: - градостроительные характеристики здания, участвующие в формировании композиционно-планировочной структуры территории волжской набережной центральной части города; - направления видовых раскрытий здания со стороны Волги и города в створах улиц Лесная и Нижняя Дебря; - протяженность здания по оси восток-запад; - высотные отметки, силуэтные характеристики объемов, включая воссозданные реставрацией венчающие элементы (купола и надкупольные кресты). 2. Объемно-пространственная композиция здания из пяти разновременных объемов (алтарь, четверик, притвор, трапезная, колокольня): - алтарь (середина XVII века) трехапсидный, каждая апсида полуциркульная в плане, на высоком подклете, понижен в отношении восточной стены четверика, апсиды перекрыты конхами; - четверик (середина XVII века) квадратный в плане, на высоком подклете, в один свет, завершен четырехскатной кровлей с пятью куполами на высоких световых барабанах; - притвор (1835 год) со стороны северного фасада четверика, прямоугольный в плане, на высоком подклете; - трапезная (рубеж XVII-XVIII веков, разрушена в 1930-е годы, воссоздана в 1980-е - 2013 годы) смещена к югу от центральной оси, прямоугольная в плане, одноэтажная без подклета, в юго-восточной части трапезной устроен придел во имя Святителя Николая Мирликийского с одночастной апсидой перекрытой конхой; - колокольня (рубеж XVII-XVIII веков, разрушена в 1930-е годы, воссоздана в 1980-е - 2013 годы) четырех ярусная с шатровой восьмигранной кровлей, завершена одной луковичной главкой на невысоком барабане, с квадратными в плане первым и вторым ярусами и восьмигранными в плане третьим и четвертым ярусами 3.Осевое членение фасадов: - алтарь, восточный фасад - каждая апсида в одну ось; - четверик: каждый фасад в три оси; - притвор: северный фасад в три оси, восточный фасад в две оси, западный фасад в две оси; - трапезная: южный фасад в две оси, северный фасад в две оси, западный фасад в две оси; - придела трапезной: в одну ось; - колокольня: каждый фасад в одну ось. 4. Материал здания: - основные конструкции - красный глиняный кирпич на известковом растворе; - фундаменты - валуны с проливкой известково-песчаным раствором; - отделка фасадной поверхности - обмазка гашеной известью по кладке; - стропила кровли - дерево; - покрытие кровли - металл; - заполнение оконных и дверных проемов - дерево, металл; - связи в интерьере четверика и подклета - металл; - отделка порталов и наличников - красный глиняный кирпич на известковом растворе, белый известковый камень (фрагменты); - надглавные кресты - металл; - стены, своды, столбы интерьеров - известково-песчаная штукатурка, роспись стен, столбов и сводов алтаря и четверикаа в технике фрески с последующей прописью клеевой темперой (утрачена в большей части), роспись притвора клеевой темперой по сухой известково-песчаной штукатурке (утрачена в большей части). 5. Конструктивные элементы здания: - историческая планировка в капитальных стенах, - система коробовых сводов на подпружных арках, опирающихся на два столба в центре четверика, - металлические связи между основаниями подпружных арок, - стропильная система четырехскатной кровли четверика (первоначальная конструкция кровли - сложная конструкция с покрытием по закомарам и пояскам кокошников), - конструктивная система шатровой кровли колокольни, - стропильная система двухскатной кровли трапезной, - стропильная система трехскатной кровли притвора, - местоположение барабанов и конструкция луковичных глав четверикаа (первоначальные главы луковичной формы с чашей, выложенной из кирпича до половины и облицованной черепицей, верхняя часть металлическое покрытие по деревянной стропильной конструкции), придела и колокольни, - конструкция и композиция надглавных крестов. 6. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов в традициях русской церковной архитектуры XVII века: - четверик: ритмическая композиция фасадов; расположение, габариты, полуциркульные перемычки и оформление оконных проемов наличниками с килевидными арками и колонками; раскрепованные промежуточные карнизы по верхней линии цоколя, подклетов и под оконными проемами; членение плоскости стен и закрепление углов объемов лопатками разными по ширине и сужающимися в верхних ярусах; ниши-киоты; квадратные профилированные ширинки; венчающий карниз развитый нависающий, закомары по периметру четверикаа; пояс из мелких кокошников над закомарами (воссоздан в процессе реставрации); перспективные порталы входных проемов четверика и трапезной; - апсиды алтаря: промежуточный многообломный карниз; развитый венчающий карниз; выступающие пилястры по линии примыкания апсид; оконные проемы с полуциркульными перемычками; наличники профилированные многообломные по форме оконных проемов; - трапезная: развитый венчающий карниз; перспективный портал входного проема; полуциркульные перемычки оконных проемов; сложные многообломные с разомкнутыми щипцовыми очельями и полуколонками с валиками и серьгами по флангам; оконный прем на стене апсиды Никольского придела с наличником, состоящим из двух колонок по флангам и килевидного профилированного очелья; - колокольня: полуциркульные арки входных проемов первого яруса; угловые лопатки, пилястры с элементами тосканского ордера и небольшие окна с полуциркульными перемычками, рамочными наличниками и металлическими решетками в оконных проемах второго яруса; восьмигранный глухой третий ярус, полуциркульные арки звона восьмигранного четвертого яруса, восьмигранный шатер с двумя ярусами слухов и валиками по каждой грани шатра, луковичная главка с чешуйчатым покрытием на глухом цилиндрическом с прямоугольными нишами барабане; - притвор: асимметричность композиции северного фасада, входной проем по линии первой оси, оконный проем по центральной оси двухчастный со стрельчатой перемычкой верхней части, оконный проем по правой оси двухчастный с полуциркульной перемычкой верхней части, подоконные фартуки кирпичного многопрофильного рельефа в виде свисающей дыньки, простенки с пилястрами с углубленными прямоугольными филенками; аналогичные угловые пилястры; промежуточный карниз над оконным проемами первого этажа раскрепованный; венчающий карниз сложного профиля с лентой многочисленных двухчастных серег по нижней кромке; полуциркульный аттик по линии центральной оси; - рисунок металлических оконных решеток. 7. Композиция и декоративно-художественное оформление интерьеров: - историческая пространственно-планировочная структура интерьеров храма в пределах капитальных стен, опор и перекрытий на период XVII - середины XIX века; - связь помещений, местоположение, форма размеры внутренних проемов, обеспечивающих взаимосвязь; - сохранившиеся элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров XVII - начала XX века, в том числе штукатурная отделка и росписи подпружных арок (начало XX века), фресковая роспись в центральной люнете восточной стены четверика (композиция «Се Агнец Божий», середина XVII века), штукатурная отделка и роспись свода напротив центральной люнеты восточной стены четверика («Распятие с предстоящими», XVII (?) - XIX вв.).

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    XVII в.

Документы

Контакты

  • Адрес: Костромская область, г.Кострома, переулок Мельничный, д.5

Еще объекты культурного наследия