Воскресенская церковь
1.Архитектурно-ландшафтная композиция:
- градостроительные характеристики здания, участвующие в формировании композиционно-планировочной структуры территории волжской набережной центральной части города;
- направления видовых раскрытий здания со стороны Волги и города в створах улиц Лесная и Нижняя Дебря;
- протяженность здания по оси восток-запад;
- высотные отметки, силуэтные характеристики объемов, включая воссозданные реставрацией венчающие элементы (купола и надкупольные кресты).
2. Объемно-пространственная композиция здания из пяти разновременных объемов (алтарь, четверик, притвор, трапезная, колокольня):
- алтарь (середина XVII века) трехапсидный, каждая апсида полуциркульная в плане, на высоком подклете, понижен в отношении восточной стены четверика, апсиды перекрыты конхами;
- четверик (середина XVII века) квадратный в плане, на высоком подклете, в один свет, завершен четырехскатной кровлей с пятью куполами на высоких световых барабанах;
- притвор (1835 год) со стороны северного фасада четверика, прямоугольный в плане, на высоком подклете;
- трапезная (рубеж XVII-XVIII веков, разрушена в 1930-е годы, воссоздана в 1980-е - 2013 годы) смещена к югу от центральной оси, прямоугольная в плане, одноэтажная без подклета, в юго-восточной части трапезной устроен придел во имя Святителя Николая Мирликийского с одночастной апсидой перекрытой конхой;
- колокольня (рубеж XVII-XVIII веков, разрушена в 1930-е годы, воссоздана в 1980-е - 2013 годы) четырех ярусная с шатровой восьмигранной кровлей, завершена одной луковичной главкой на невысоком барабане, с квадратными в плане первым и вторым ярусами и восьмигранными в плане третьим и четвертым ярусами
3.Осевое членение фасадов:
- алтарь, восточный фасад - каждая апсида в одну ось;
- четверик: каждый фасад в три оси;
- притвор: северный фасад в три оси, восточный фасад в две оси, западный фасад в две оси;
- трапезная: южный фасад в две оси, северный фасад в две оси, западный фасад в две оси;
- придела трапезной: в одну ось;
- колокольня: каждый фасад в одну ось.
4. Материал здания:
- основные конструкции - красный глиняный кирпич на известковом растворе;
- фундаменты - валуны с проливкой известково-песчаным раствором;
- отделка фасадной поверхности - обмазка гашеной известью по кладке;
- стропила кровли - дерево;
- покрытие кровли - металл;
- заполнение оконных и дверных проемов - дерево, металл;
- связи в интерьере четверика и подклета - металл;
- отделка порталов и наличников - красный глиняный кирпич на известковом растворе, белый известковый камень (фрагменты);
- надглавные кресты - металл;
- стены, своды, столбы интерьеров - известково-песчаная штукатурка, роспись стен, столбов и сводов алтаря и четверикаа в технике фрески с последующей прописью клеевой темперой (утрачена в большей части), роспись притвора клеевой темперой по сухой известково-песчаной штукатурке (утрачена в большей части).
5. Конструктивные элементы здания:
- историческая планировка в капитальных стенах,
- система коробовых сводов на подпружных арках, опирающихся на два столба в центре четверика,
- металлические связи между основаниями подпружных арок,
- стропильная система четырехскатной кровли четверика (первоначальная конструкция кровли - сложная конструкция с покрытием по закомарам и пояскам кокошников),
- конструктивная система шатровой кровли колокольни,
- стропильная система двухскатной кровли трапезной,
- стропильная система трехскатной кровли притвора,
- местоположение барабанов и конструкция луковичных глав четверикаа (первоначальные главы луковичной формы с чашей, выложенной из кирпича до половины и облицованной черепицей, верхняя часть металлическое покрытие по деревянной стропильной конструкции), придела и колокольни,
- конструкция и композиция надглавных крестов.
6. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов в традициях русской церковной архитектуры XVII века:
- четверик: ритмическая композиция фасадов; расположение, габариты, полуциркульные перемычки и оформление оконных проемов наличниками с килевидными арками и колонками; раскрепованные промежуточные карнизы по верхней линии цоколя, подклетов и под оконными проемами; членение плоскости стен и закрепление углов объемов лопатками разными по ширине и сужающимися в верхних ярусах; ниши-киоты; квадратные профилированные ширинки; венчающий карниз развитый нависающий, закомары по периметру четверикаа; пояс из мелких кокошников над закомарами (воссоздан в процессе реставрации); перспективные порталы входных проемов четверика и трапезной;
- апсиды алтаря: промежуточный многообломный карниз; развитый венчающий карниз; выступающие пилястры по линии примыкания апсид; оконные проемы с полуциркульными перемычками; наличники профилированные многообломные по форме оконных проемов;
- трапезная: развитый венчающий карниз; перспективный портал входного проема; полуциркульные перемычки оконных проемов; сложные многообломные с разомкнутыми щипцовыми очельями и полуколонками с валиками и серьгами по флангам; оконный прем на стене апсиды Никольского придела с наличником, состоящим из двух колонок по флангам и килевидного профилированного очелья;
- колокольня: полуциркульные арки входных проемов первого яруса; угловые лопатки, пилястры с элементами тосканского ордера и небольшие окна с полуциркульными перемычками, рамочными наличниками и металлическими решетками в оконных проемах второго яруса; восьмигранный глухой третий ярус, полуциркульные арки звона восьмигранного четвертого яруса, восьмигранный шатер с двумя ярусами слухов и валиками по каждой грани шатра, луковичная главка с чешуйчатым покрытием на глухом цилиндрическом с прямоугольными нишами барабане;
- притвор: асимметричность композиции северного фасада, входной проем по линии первой оси, оконный проем по центральной оси двухчастный со стрельчатой перемычкой верхней части, оконный проем по правой оси двухчастный с полуциркульной перемычкой верхней части, подоконные фартуки кирпичного многопрофильного рельефа в виде свисающей дыньки, простенки с пилястрами с углубленными прямоугольными филенками; аналогичные угловые пилястры; промежуточный карниз над оконным проемами первого этажа раскрепованный; венчающий карниз сложного профиля с лентой многочисленных двухчастных серег по нижней кромке; полуциркульный аттик по линии центральной оси;
- рисунок металлических оконных решеток.
7. Композиция и декоративно-художественное оформление интерьеров:
- историческая пространственно-планировочная структура интерьеров храма в пределах капитальных стен, опор и перекрытий на период XVII - середины XIX века;
- связь помещений, местоположение, форма размеры внутренних проемов, обеспечивающих взаимосвязь;
- сохранившиеся элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров XVII - начала XX века, в том числе штукатурная отделка и росписи подпружных арок (начало XX века), фресковая роспись в центральной люнете восточной стены четверика (композиция «Се Агнец Божий», середина XVII века), штукатурная отделка и роспись свода напротив центральной люнеты восточной стены четверика («Распятие с предстоящими», XVII (?) - XIX вв.).
Памятник федерального значения
- Типология:
памятник градостроительства и архитектуры - Создан:
XVII в.
Документы
Контакты
- Адрес: Костромская область, г.Кострома, переулок Мельничный, д.5