Дом Губернатора, 18-19 вв.

Объёмно-пространственная композиция здания.Трёхэтажное кирпичное оштукатуренное здание расположено по красной линии пр. Революции при его пересечении с ул. Чайковского. Здание сохраняет черты всех периодов своего строительства. В основе каждой части лежат формы классицизма, трактованные сообразно времени. Достройки советского времени придали дому более крупный масштаб. Фасады, размещённые по красной линии центральных улиц, равноценны в архитектурно -пространственное построение здания состоит из трех разновременных объёмов, создающих единую композицию: - южный объём (старая часть) имеет прямоугольный план, вытянутый вдоль пр. Революции. Частью этого объёма является первоначальный объём двухэтажного жилого дома, возведённый в конце XVIII в. Дом был трижды перестроен: период 1817-1842 г. (точная дата неизвестна), в 1889 г. по проекту архитектора C.J1. Мысловского, в 1950 г. по проекту архитектора Н.В. Троицкого. В настоящее время эта часть здания двухэтажная с цокольным этажом центральный объём (центральная- и северная часть) - прямоугольный в плане объём, возведённый архитектором С.Л. Мысловским в 1889 г. при реконструкции здания. Расположен на пересечении пр. Революции и ул. Чайковская, объединяет южную (старую) и северную части здания. В 1950 г. архитектор Н.В. Троицкий объединил две разновременные части здания антовым портиком. Это самая высокая (трехэтажная) часть современного здания. -западный объём (расположенный вдоль ул. Чайковского) -высотою в два этажа с подвалом имеет сложный план с тремя значительными выступами в сторону ул. Чайковского и ризалитом на несимметричном главном фасаде. Главная фасадная плоскость со всеми архитектурными элементами на ней расположенными.Главный фасад, ориентированный на проспект Революции, соответствует стилистическим особенностям классицизма. Плоскость главного фасада образована главными фасадами двух объёмов (южного и центрального), композиционно разделена на три части. Южная часть, которая соответствует главной фасадной плоскости старой части здания, сохранила первоначальные классические элементы декоративного убранства: полочки над окнами, рамочные наличники, накладные доски. Северная часть - главный фасад северной части центрального объёма. Эта часть фасада приобрела эклектичные псевдоклассические черты. Декоративную насыщенность фасада создают креповки, вертикальные полосы руста, массивные архивольты окон, пластическая обработка карнизов. Архитектурным акцентом является композиция центральной части, оформленная огромным портиком с треугольным фронтоном, который объединяет северную и южную части. Стилистически пластическая обработка фасадной стены вдоль портика соответствует северной части. Первый этаж оформлен рустом, что композиционно объединяет обе части фасадной плоскости. Фасадная плоскость со всеми архитектурными элементами, на ней расположенными, ориентированная на ул. Чайковского.Фасад имеет сложную форму, соответствующую объёму северной части здания. Декор фасадной плоскости выполнен в классических формах. Фасад состоит из нескольких фасадных плоскостей, ограничивающих основные объёмы (центральный и северный) и выступы объёма северной части в сторону ул. Чайковского. Первый этаж решён как цокольный и декорирован квадровым рустом,тем самым, подчеркивая единство пластической композиции уличных фасадов. Выделяется восточная стена фасада (эта часть фасада относится к центральному объёму), завершённая треугольным фронтоном (возведён в 1950-е годы). Декор этой части соответствует центральной части главного фасада, ориентирован на эклектические черты псевдоклассицизма. Крупные арочные окна второго этажа отделены друг от друга пилястрами с пышными коринфскими капителями, которые несут венчающий антаблемент. Помещённые на уровне капителей маленькие сдвоенные окошки второго света разделены каннелированными лопатками. Фасадные стены, ограничивающие северную часть здания, имеют лаконичный декор. Пластику фасадов создают горизонтальные карнизы, креповки, горизонтальные полосы руста. Оконные проёмы прямоугольные, без декоративного обрамления. Торцевой южный фасад со всеми архитектурными элементами на нем расположенными. Торцевой фасад, ориентированный на сквер Воронежского государственного университета, приобрёл свой облик при восстановлении здания в 1950-е годы.Акцент фасадной плоскости создают вертикальные лопатки, расположенные в западной части, придавая фасаду черты классицизма советской эпохи. Горизонтальные карнизы, опоясывающие здание по всему периметру (венчающий и междуэтажный) переходят с главного фасада, имеют единую структуру. Рустованные пилястры, фланкирующие углы объёма, акцентируют фасадную плоскость. Дворовый фасад. Дворовый фасад образован фасадными стенами, ограничивающими объём здания со стороны двора: западная (старая часть объёма здания), центральной (центральная часть объёма), южная (северная часть). Центральная часть состоит из двух стен: в уровне первого и второго этажей - стена, ограничивающая объём поздней двухэтажной пристройки, в которой размещена лестничная клетка, в уровне третьего этажа - стена, ограничивающая центральный объём.Декоративно-пластическая обработка стен на разновременных объёмах здания различна.Западная фасадная стена (нижнее фото) имеет лаконичный декор характерный для советского классицизма - ритмичный ряд лопаток, расположенных в оконных простенках, создает членение фасадной плоскости по вертикали. Под окнами первого этажа помещены раскрепованные прямоугольные накладки. Южная фасадная стена (верхнее фото) соответствует стилистическим приемам классицизма. Ярко выражено горизонтальное членение плоскости массивным венчающим и междуэтажными карнизами. Структура карнизов различна: венчающий карниз с широкой выносной плитой, подчеркнутый гладким фризом; нарядный междуэтажный карниз имеет многочастную структуру.Прямоугольные оконные проёмы в простенках подчеркнуты прямоугольной полочкой. Центральная часть фасада (третий этаж) завершена огромным треугольным фронтоном. Стилистические приемы соответствуют классицизму и повторяют центральную часть главного фасада (нижнее фото). Окна второго этажа большеразмерные арочные, без архитектурного обрамления. Окна третьего этажа - маленькие сдвоенные окошки второго света, подчеркнуты прямой полочкой. Плоскость первого и второго этажей центральной части скрыта объёмами поздних пристроек. Дворовая стена пристройки лестничной клетки, соединяющей северный объём и южную (ста-рую часть) здания предметом охраны не является. Торцевой западный фасад.Фасадная плоскость, ограничивающая северную часть здания с запада, имеет лаконичный декор. Пластику фасадов создают горизонтальные карнизы, креповки, горизонтальные полосы руста. Оконные проёмы прямоугольные, без декоративного обрамления. Внутренняя объёмно-планировочная структура. Все здание.В планировочном отношении все части здания самостоятельны.Планировка старой (южной) части типична для особняков классицизма, была сильно изменена при перестройке. В этой части -коридорная система планировки, с расположением помещений по обе стороны коридора, в котором сохранилась анфиладная структура.Центральная часть парадная, в ней расположены главные помещения здания: Аванзал и расположенный в угловой части главный зал двусветные. Ризалиту главного фасада соответствует вестибюль и аванзал над ним.В северной части вдоль ул.Чайковского располагаются служебные помещения с отдельными входами. В подвальных помещениях сохранились сводчатые перекрытия. Для помещений, расположенных в северном объеме здания, предметы охраны не выделялись. Портик.Главный фасад, ориентированный на проспект Революции. Античный портик, увенчанный треугольным фронтоном, является архитектурным акцентом главного фасада. Портик, помещённый в центре главного фасада, объединяет северную часть старого объёма и южную часть центрального объёма, представляет собой сложную композицию, которая создается за счет выступающих из плоскости фасадов элементов и фланкирующих портик мощных столпов, разделенных вертикальным рядом оконных проёмов фасада. Средняя часть - трёхосный ризалит,украшенный в простенках второго этажа пилястрами , раскрепованными по вертикали.Фронтон, венчающий портик по всей его длине оформлен косыми карнизами, дополненными мутулами. Фронтон помещен на антаблемент, который располагается на коринфских капителях пилястр и рустованных столбах, акцентирующих края портика. Антаблемент завершается мощной выносной плитой венчающего карниза. Горизонтальные членения дополнены подоконной полочкой (под окнами 2 этажа) междуэтажным карнизом, украшенным филёнчатым фризом, выступом цоколя и горизонтальными линиями «дощатого» руста, оформляющего края выступающих элементов портика.Полуциркульные арочные проёмы оформлены архивольтами.Непосредственно под оконными проёмами располагается филенчатая подоконная полочка. Помещённые на уровне капителей маленькие сдвоенные окошки второго света разделены каннелированными лопатками. Оконные проёмы, размещенные на фасадной плоскости портика, с южной стороны имеют прямоугольную форму, соответствующую окнам южной (старой) части, с северной стороны -полуциркульную форму,соответствующую окнам северной части. Северная часть главного фасада. Декоративно-пластическая обработка ентрального объёма приобрела псевдоклассические черты. черты. Архитектурные приемы северной части соответствует центральной части (портику), повторяет пластику декора. Акцентом северной части является креповка одноосного крайнего участка стены выделенного из фасадной плоскости неглубоким уступом. На первом этаже эта выступающая часть фасада, акцентирована сдвоенным оконным проёмом. Поверхность стены первого этажа обработана декоративным бриллиантовым штукатурным рустом.В простенках второго этажа поверхность стены обработана декоративным дощатым (французским) штукатурным рустом. Окна первого этажа прямоугольные арочного полуциркульного завершения, соответствуют по типу заполнения и форме крупноразмерным арочным окнам второго этажа, которые декорированы архивольтами. Окна третьего этажа, окна второго света парадных помещении, размещены на уровне капителеи. Простенки между ними заполнены лопатками, оформленными каннелюрами. Структура горизонтальных карнизов и антаблемента единая с центральной частью. Южная часть главного фасада. Декоративно-пластические приемы, использованные при оформлении южной части фасада, отличаются от центральной части, здесь присутствуют первоначальные архитектурные элементы, перенесенные с фасадов бывшего главного дома. Надстроенный над южной частью третий этаж (1950-е г.г.) с прямоугольными оконными проёмами стилистически нейтрален. Оконные проёмы второго этажа в отличие от северной части здания, большеразмерные, прямоугольные. Средняя часть фасада первоначального объёма старой части чуть выступает и акцентирована полукруглыми сандриками над тремя окнами второго этажа, заключенными в прямоугольные филенчатые наличники с ушами в верхней части. Прямые наличники, дополненные прямыми сандриками, сохранились только на четных окнах боковых частей, остальные окна утратили пластическую обработку. Оконные проёмы цокольного этажа - квадратные, по верху акцентированы филенчатой полочкой. Бриллиантовый руст, оформляющий плоскость первого этажа, композиционно объединяет все три части фасадной плоскости. Несомненным акцентом этой части является мощный пояс междуэтажного карниза, который имеет многочастное деление и акцентирован подоконным поясом, образованным следующим образом. Под окнами второго этажа подоконная полочка соединяется с верхней полкой карниза декоративными лопатками, оформленными каннелюрами, как и лопатки третьего этажа северной части. Лопатки размещены под стойками наличников оконных проёмом таким образом, что под проёмами образуется декоративная накладная рамка, поле которой заполнено прямоугольной накладной доской. Таким образом, накладные доски размещаются в рамках, которые находятся под окнами с рамочными наличниками. Восточная часть главного фасада, ориентированного на ул. Чайковского. Восточная часть главного фасада по ул. Чайковского ограничивает центральный объём с севера. Архитектурный облик этой стены полностью повторяет детали и приемы пластической обработки северной части главного фасада, вытянутого по проспекту Революции, т.е. ориентирован на эклектику, в которой преобладают псевдоклассические черты. Фасадная плоскость восточной стены завершена фронтоном, который соответствует фронтону портика центральной части. Фронтон дворовогофасада. Треугольный фронтон завершает дворовый фасад центральной части, по габаритам соответствует фронтону портика главного фасада центральной части. Тимпан гладкий, треугольный очерчен косыми карнизами. В центре тимпана размещено круглое слуховое окно. Фронтон торцевого северного фасада. Треугольный фронтон завершает восточную часть торцевого фасада, ограничивающую центральный объём с севера. Фронтон размещен над венчающим фасад антаблементом. Треугольный тимпан акцентирован косыми карнизами, дополненными мутулами (по структуре соответствуют карнизу антаблемента), в центре помещено круглое слуховое окно. Фронтон портика.Массивный фронтон венчает центральный портик главного фасада. Фронтон помещен на нарядный антаблемент. Поле треугольного тимпана гладкое, края очерчены косыми карнизами, которые по структуре соответствуют карнизу антаблемента. Карнизы дополнены мутулами. Антаблемент. Фасадную плоскость портика венчает антаблемент, состоящий из венчающего карниза, гладкого фриза и архитрава. Сильно развитый венчающий карниз имеет три части: венчающую, выносную и поддерживающую. Карниз окрашен в белый цвет. Массивная гладкая выносная плита, снизу подчеркнута ритмичным рядом мутул, помещенных на лицевую поверхность венчающей части, которая по всей высоте акцентирована рядами тянутых штукатурных филенок. Поддерживающая часть имеет уступчатую форму, декорирована рядами профильных тяг. По месту расположения выступающих из фасадной плоскости вертикальных элементов, горизонтальные элементы антаблемента раскрепованы. Гладкий пустой фриз размещается между рядами карниза и архитрава. Архитрав ступенью выделен из плоскости фасада. Верхняя полочка архитрава оформлена филенчатыми тягами и выкружкой соединена с гладким поясом, который подчеркнут уступчатыми рядами штукатурных тяг. Косые карнизы фронтона по структуре и форме соответствуют венчающему карнизу главного фасада, выносная плита имеет профильное завершение в форме полувала. Главный фасад,ориентированный на просп.Революции.Южная часть главного фасада.Архитектурное решение венчающего элемента этой части здания отличается от центральной части. Венчающий карниз имеет двухрядную структуру, что придает целостность венчающей композиции. Разделение верхнего ряда карниза на три части незначительного выноса. Филенчатые тяги венчающей части спрямлены. Нижний ряд карниза так же имеет трехчастную структуру. Поддерживающая часть выступом выделена из фасадной плоскости, выносная часть слабо выражена, венчающая часть оформлена тянутыми профилями. Линия карниза прерывается оконными проёмами третьего этажа. Между рядами карниза размещается гладкий пустой фриз.Главный фасад,ориентированный на просп.Революции.Северная часть главного фасада.Массивный двухрядный карниз соответствует по структуре антаблементу портика. Верхняя часть - трехчастный карниз с ярко выраженной выносной частью. Филенки поддерживающей части спрямлены, сохраняется верхний ряд тяг. Нижний ряд повторяет формы архитрава портика. Между рядами карниза и архитрава размещается гладкий пустой фриз. Антаблемент фасада, ориентированного на улицу Чайковского.Фасад,ориентированный на ул. Чайковского.Антаблемент венчает угловую часть здания.Антаблемент центральной части,северной части фасада,ориентированного на ул.Чайковского имеет одинаковую структуру и членение. Сохранены пропорции высоты элементов частей и рядов антаблемента.Карниз, венчающий фасады северного объёма, несколько отличается от карнизов главного фасада. Сохраняется двухрядная структура карниза, однако горизонтальное членение частей изменяется. Высокая поддерживающая часть филенчатым уступом переходит в выносную часть, очерченную несколькими рядами штукатурных профильных тяг венчающей части, расположенных уступами.Нижний ряд карниза имеет форму прямой полочки. _ Карниз дворового фасада.Дворовый фасад.Многочастный карниз опоясывает весь объём здания за исключением главного фасада, незначительно изменяя свою структуру. На дворовом фасаде карниз имеет трехчастную структуру, при этом части карниза плавно переходят друг в друга. Все части оформлены штукатурными филенчатыми тягами. Фриз между рядами карниза пустой гладкий. Карниз южного торцевого фасада. Южный торцевой фасад. Карниз южной части главного фасада плавно переходит на южный торцевой фасад, сохраняя архитектурные особенности структуры и формы. Междуэтажный карниз.Главный фасад,ориенированный на ул.Чайковского.Карниз представляет собой сложную объёмную композицию, образованную несколькими рядами карниза. Мощный выступ нижнего ряда разделяет первый и второй этажи плоскости. Как и венчающий карниз, имеет трехчастную структуру. Структура карниза восточной части фасада повторяет северную часть фасада по проспекту Революции и незначительно отличается от карниза западной части фасада, относящейся к северному объёму. Поддерживающая часть оформлена тянутыми филенками, находится в одной плоскости с гладкой выносной частью, которая соединена с гладкой венчающей частью, подчеркнутой тянутыми филенками. Нижняя часть - штукатурные тяги в форме пояса. Фриз пустой гладкий.Над карнизом размещена подоконная полочка, выступающая из фасадной плоскости. Общность композиции горизонтальных рядов карниза и полочки является архитектурным акцентом фасадных плоскостей.Междуэтажный карниз, разделяющий плоскости первого и второго этажей, является частью декоративной композиции, составленной из горизонтальных элементов. Пластичность композиции придают декоративные лопатки, оформленные каннелюрами, которые соединяют подоконную полку и верхний ряд междуэтажного карниза. Лопатки, размещены под стойками наличников оконных проёмов таким образом, что образуется декоративная накладная рамка, поле которой заполнено прямоугольной накладной доской. По карнизу основание лопаток выделено креповкой. Декоративная обработка лопаток соответствует лопаткам третьего этажа северной части.Структура междуэтажного карниза соответствует карнизам главного фасада: двухрядная структура карниза с трехчастной верхним рядом и нижним рядом карниза, который очерчивает по верху оконные проёмы первого этажа. В проёмах первого этажа нижний ряд карниза дополнен прямой полочкой, оформленной профильными тягами. Прямоугольные оконные проёмы второго этажа.Оконные проёмы, акцентирующие среднюю, выступающую часть южной части фасада, очерчены рамочными наличниками с ушами в верхней части. Наличники оформлены тянутыми штукатурными филенками. Над наличником выступают сандрики полуциркульного очертания, укрепленные на прямой полочке с кронштейнами, которые расположены по обе стороны проёма. Чётные оконные проёмы, расположенные в боковых частях южной части главного фасада, очерчены рамочными наличниками с ушами в верхней части. Структура и профилировка лицевой поверхности наличников одинаковая. Наличники оформлены тянутыми штукатурными филенками. Над наличником выступают прямые сандрики, укрепленные на прямой полочке с кронштейнами, которые расположены по обе стороны проёма. Оконные проёмы полуциркульного завершения.Большеразмерные оконные проёмы - прямоугольные арочного полуциркульного завершения. Полуциркульное завершение проёма оформлено профилем архивольта.Архивольт заканчивается на уровне пяты арки, очерчивающей проем, и упирается в горизонтальный филенчатый карнизик. _ Центральные пилястры. Вертикальное членение фасадной плоскости создается пилястрами, расположенными в простенках второго и третьего этажей портика центральной части. Пилястры раскрепованы по вертикали, таким образом, что создается трехчастная композиция. Увенчана пилястра пышной коринфской капителью, база состоит из двух частей, над основанием пилястры уступом выделено мощное четырехгранное подножие. Части базы разделены выступающими полочками. Боковые пилястры. Пилястры северной части создают вертикальное членение плоскости. Боковые пилястры увенчаны пышными коринфскими капителями, база которых состоит из двух частей, над основанием пилястры уступом выделено мощное четырехгранное подножие. Части базы разделены выступающими полочками. Мемориальная доска.Мемориальная доска прямоугольной формы выполнена из серого гранита, установлена к 60-летию Октябрьской революции в 1977 г., автор проекта не известен. В центре доски на фоне силуэта знамени с аксельбантами текст: «В этом доме 6-8/19-21 октября 1917 года состоялась первая Губернская партийная конференция, избравшая Воронежский губком РСДРП (б)». Мемориальная доска. Мемориальная доска выполнена скульптором А.В. Мельниченко из мрамора в виде стилизованного бумажного свитка (установлена в 1966 г.). Текст: «Здесь, в редакции газеты “Молодой Коммунар", в 1953-1955 г.г. работал поэт Алексей Тимофеевич Прасолов». Лестничная клетка.Объём лестничной клетки полностью занимает западную часть внутреннего объёма центральной части. Объёмно-планировочная структура лестничной клетки представляет собой трехсветный объём (этажи не разделены лестничными площадками), акцентированный оконными проёмами верхних этажей. В уровне первого этажа стена глухая. Окно нижнего яруса размещено на уровне второго этажа - полуарочное большеразмерное окно. Окна верхнего яруса - сдвоенные мелкоразмерные, прямоугольные, по структуре соответствуют оконным проёмам третьего этажа главного фасада центрального объёма. Лестница трехмаршевая, боковые марши на втором этаже объединены лестничной площадкой, расположенной над коридором первого этажа. Площадка второго этажа, соединяющая боковые лестничные марши, напоминает балкон, плитой которого служит монолитное междуэтажное перекрытие, опертое на внутренние продольные несущие стены (стены коридора). Лестничные марши и площадка имеют единое сквозное ограждение в виде балюстрады с невысокими фигурными стойками (балясинами). Плавный изгиб балюстрады на поворотах лестницы, акцент в виде квадратных, повышенных столбиков (в углах площадки - балкона второго этажа и в начале балюстрады на первом этажа) придает лестнице парадный, несколько помпезный вид. Балясины размещены на широком основании, возвышающимся над лестничным маршем, выполнены из гипса, покрыты белой краской, над ними массивные деревянные поручни, покрытые лаком. Центральный марш по ширине равен двум боковым маршам. Ступени и площадки покрыты мраморной плиткой. Декоративно-пластическая обработка плоскости потолка и стен. Перекрытие лестничной клетки - большепролетное монолитное. По форме потолок стилизован под ячейку большеразмерного кессона, края которого акцентированы выступающими из плоскости балками перекрытия. Боковые грани балок украшены тянутыми филенками и орнаментированной лентой декора. Мотив орнамента - фрагмент рисунка основного поля потолка. Внутреннее поле потолка - декоративная композиция из лепных элементов. В центр плоскости помещен лепной плафон, заполненный кессонами ромбической формы. Геометрический рисунок кессонированного потолка создается многократно пересекающимися филенчатыми тягами, расположенными парно. Плафон окружен лепным узором, представляющим собой сплошной рисунок, сформированный из прямоугольных гипсовых плиток, с ионикой посередине. Картина сплошного узора очерчена орнаментированной полосой из акантовых листьев, по краю оформленной тягой в виде профиля полувала, который очерчивает внутреннюю плоскость галтели, украшенной по краю, расположенном на переходе на плоскость стены широкой лентой орнамента, составленного из двух рядов акантовых листьев. За ним следует гладкий фриз, акцентированный с двух сторон рядами профилированных тяг. Тянутый поясок в форме полувалика помещен непосредственно над оконными проёмами второго света и очерчивает все стены по периметру помещения. Три стены объёма лестницы под окнами второго света украшены двухчастным уступчатым карнизом. Нижняя часть -поддерживающая полочка в форме выкружки, служит основанием орнаментированной ленты, составленной из ряда акантовых листьев. Отделочные материалы предметом охраны не являются. Вестибюль.Первый этаж. Помещение расположено между тамбуром наружного входа и коридором первого этажа. Объёмно-планировочная структура состоит из трех помещений: так как внутренняя несущая продольная стена коридора отсутствует, вестибюль и коридор объединяются в единый объём, дополненный объёмом лестничной клетки. Внутреннее пространство вестибюля перекрыто монолитным железобетонным перекрытием с использованием стоечно-балочной системы. Монолитное перекрытие над вестибюлем имеет форму кессонов, разделенных прямыми разгрузочными арками. Конструкция арки образуется несущими балками перекрытия, которые расположены в продольном и поперечном направлении и опираются на столбы, размещенные на одной линии с внутренней продольной несущей стеной коридора. Прямые разгрузочные арки выполняют не только функцию опорной конструкции, но и разделяют внутреннее пространство вестибюля на центральную (по ширине соответствующую ширине лестничной клетки) и боковые части, и отделяют от его коридора. Подобное разделение внутреннего пространства зрительно объединяет объём вестибюля, части коридора и лестничной клетки в единое внутреннее пространство, цельность которого подчеркивается широким лестничным маршем первого этажа. Внутреннее поле кессонов заполнено лепным декором сплошного рисунка. Боковые поверхности краев ячеек оформлены двумя рядами лепных орнаментированных филенок. Верхняя лента декорирована рядом ионик, нижняя повторяет мотив основного поля. Столбы облицованы мрамором. Отделочные материалы, использованные для создания интерьера, не являются предметом охраны. Актовый зал. Архитектурное внутреннее пространство зала - интерьер -является предметом охраны. Второй этаж - наиболее представительский этаж во внутреннем объёме здания, содержащий парадные комнаты. Квадратный в плане двусветный объём актового зала занимает северную часть второго этажа, ориентирован на северный и восточный фасады. Большепролетное балочное перекрытие зала - монолитное по стальным прокатным балкам, опирающимся на кирпичные стены. Стены зала, соответствующие фасадам здания равномерно прорезаны большеразмерными прямоугольными оконными проёмами. Вход в зал из помещения лестничной клетки. Интерьер зала выполнен в духе позднего классицизма и включает в себя архитектурные и пластические элементы (декоративно-пластическая обработка стен, потолка, форма и заполнение оконных проёмов), которые создают художественноархитектурную среду, соответствующую практическому назначению зала. Декоративно-пластическое оформление стен, ограничивающих внутренний объём актового зала было выполнено в период 50-х годов XX века. Цветовое решение позднее. Декоративным акцентом зала является геометризированный лепной декор потолка, который создается из одинаковых пластических композиций, помещенных между выступающими из плоскости потолка несущими балками перекрытия. Орнаментированные линии филенок размещены таким образом, что по всей плоскости потолка образуется мозаичный узор из геометрических фигур (прямоугольники, окружности, многоугольники). Орнаментальный лепной мотив филенки формируется из зеркально расположенных четырех волют, акцентированных ромбом посередине. Этот мотив повторяется в рисунке лепных карнизов и наличников проёмов. Полуциркульные окна заключены в рамочные орнаментированные наличники, которые создают ритмичный ряд полуциркульных арок на всех стенах зала (в том числе на внутренних стенах, которые не имеют окон). Наличник очерчивает оконный проём с трех сторон, вертикальная линия наличника продолжается до линии пола. Размещенные на внутренних стенах орнаментированные ленты фальшналичников выполняют функцию настенных плафонов.Двухчастный карниз, размещенный под окнами второго света (третьего этажа), опоясывает стены зала по всему периметру. Венчающая часть уступом выделена из плоскости стены, в виде профильной полочки оформленной лепным орнаментом. Оформление зала завершает ряд люстр, расположенных по центральной оси зала в направлении перпендикулярном расположению несущих балок. Своды.Подвал расположенный под старым (южным объемом).Свод из красного кирпича перекрывает небольшое по площади квадратное помещение подвала. По форме конструкция соответствует коробовому (полуциркульному) своду, усиленному в нижней части распалубками лучковой формы. Свод пониженный, так как отношение между высотой помещения и шириной от 1/4. Система сомкнутых сводов.Подвал расположенный под западным объемом (по ул.Чайковского).Подвальные помещения перекрыты системой сомкнутых сводов. Система сводов образована пересекающимися под прямым углом цилиндрическими сводами. Каждый из сводов перекрывающегося помещения составлен из лотка цилиндрического свода, который опирается по всему периметру на несущие стены здания. Помещения подвала разделены подпружными арками, которые с двух сторон усилены распалубками. Своды повышенные, так как отношение стрелы подъема свода к ширине помещения больше 1/2. В ряде помещений стрела подъема свода акцентирована квадратным столбом из красного кирпича. Столбы, разделяют внутреннее пространство свода на две равные части, помимо декоративной функции, выполняют функцию несущей конструкции, усиливающей проём. Своды Монье. Система перекрытия представляет собой краснокирпичные своды малой кривизны по металлическим балкам. Прямоугольные оконные блоки.Большеразмерные прямоугольные полуциркульного завершения оконные блоки повторяют очертания оконных проёмов. Оконный блок с верхней глухой фрамугой полуциркульного очертания и распашными прямоугольными створками. Фрамуга посередине разделена вертикальным импостом. Створки разделены горизонтальными средниками на три части, при этом средняя часть по высоте равна верхней и нижней части. В отдельных створках посередине устроены форточки. Оконные блоки деревянные, филенчатые с внутренней стороны. Полуциркульные оконные блоки.Большеразмерные прямоугольные оконные блоки повторяют очертания оконных проёмов. Оконный блок с верхней глухой фрамугой и распашными створками. Фрамуга посередине разделена вертикальным импостом. Створки разделены горизонтальными средниками на три части. В отдельных створках посередине устроены форточки. Оконные блоки деревянные, филенчатые с внутренней стороны. Мелкоразмерные прямоугольные оконные блоки. Прямоугольные оконные блоки повторяют очертания оконных проёмов. Состоят из одной створки, нераспашные. Створка разделена вертикальным средником на две части. Главный вход -дверной блок, (габариты, форма, конструкции).Главный вход в здание - большеразмерный прямоугольный проём. Дверной проём заполнен поздним двупольным дверным блоком, с прямоугольными полами. Двери филенчатые, ручки -латунные. Деревянный распашной двупольный дверной блок имеет гладкую дверную коробку и филенчатые дверные полотна. Дверные полотна состоят из обвязки, в которой крепится заполнение - филенка. Элементы обвязки: верхняя обвязка, нижняя обвязка, стояки (петлевой, замковый, притворный). Притворный стояк с нащельником. Интересными являются деревянные круглые накладки, украшенные рельефной резьбой в виде бусин. Декоративные дверные ручки - латунные, поздние.По стилевой характеристике, материалу, декоративным особенностям дверное заполнение относится к периоду классицизма (конец XIX века) и соответствует архитектурному облику здания, поэтому его можно рассматривать как предмет охраны. Многорожковые люстры.Декоративные многорожковые люстры (3 штуки), выполненные из металла и фаянса, расположены на продольной центральной оси потолка зала. Предметом охраны являются: место расположения, габариты, форма, материал, количество люстр.

Памятник регионального значения

  • Типология:
    памятник истории
  • Создан:
    1780 г., 1893 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Воронежская область, г.Воронеж, пр-т Революции, д. 22