Воскресенская церковь, 1817 г.

Объемно-пространственная и планировочная композиция здания:здание одноэтажное с двухъярусной колокольней, расположенное в глубине участка на старом кладбище по ул. Гоголя, и его доминирующее положение в исторической среде, планировка в виде вытянутого креста со скругленными окончаниями с юга и востока (алтарь), новый придел, пристроенный с севера к основному зданию, двухъярусная цилиндрическая колокольня над притвором, традиционное объемно-пространственное решение церкви (притвор - трапезная - храм - алтарь), зальная планировка; расположенные на прилегающей территории надгробия XIX - нач. XX вв. (выявлено 5 надгробий).Строительные конструкции: фундаменты бутовые ленточные, стены из полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе, плоские перекрытия трапезной и притвора по деревянным балкам, перекрытие центральной храмовой части лотковым сводом, правого придела и алтаря - конхой; скатная крыша здания, деревянные стропила, выполненные из бревен, кровля металлическая фальцевая, металлические водосточные трубы и желоба; двери двупольные либо однопольные, деревянные, филенчатые, окрашенные, на южном фасаде - с остеклением. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: два входа в здание храма с западного и южного фасадов; круглые окна-медальоны, заключенные в прямоугольные ниши с декоративными замковыми камнями на нижнем ярусе колокольни, арочные проемы яруса звона, обрамленные архивольтами на импостах и фланкированные рустованными пилястрами, несущими гладкий антаблемент; колокола и ажурные металлические решетки в проемах; завершающий колокольню полусферический купол, увенчанный высоким остроконечным шпилем с крестом, полусферический купол с луковичной главкой на восьмигранном барабане над средокрестием храма, имеющий высокую стрелу подъема и увенчанный глухим восьмигранным фонариком с четырьмя круглыми металлическими медальонами на нём, с главкой усложненной барочной формы на фонарике, ажурные кованые кресты на колокольне и над храмовой частью, ажурные кованые решетки ограждения колокольни, у южного входа; плоскость стены центральной части главного фасада в уровне притвора, где устроен парадный вход, продолжающая в плане линии колокольни и образующая над ним небольшой дуговой выступ, срезанные и обработанные филенками углы притвора и левого придела храма; парадный вход западного фасада, размещенный в прямоугольную уступчатую нишу, в верхней части которой устроена ниша-люнет, обрамленная профильными тягами; окна арочные, с деревянными рамами, с двойным остеклением: два окна на западном фасаде, три окна апсиды (1 ложное) - на восточном фасаде, по шесть окон на северном и южном фасадах; окна трапезной и притвора высокие арочные, с традиционной расстекловкой арочной части, заключенные в прямоугольные ниши, сохранившиеся металлические решетки на окнах, филенки с фактурными вставками под окнами, филенки между окон, профилированный венчающий карниз; водосборные воронки водосточной системы, украшенные гирляндами, цветами и декоративным орнаментом по краю, выполненными методом чеканки; окраска в белый цвет оштукатуренных фасадов, с выделением аттика первого яруса звона колокольни, ее шпиля, главки храмовой части и медальонов на барабане храмовой части голубым, окраска кровельного покрытия в зелёный цвет; иконографические изображения в медальоне первого яруса колокольни на главном фасаде и над главным входом в люнете.Пространственно-планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:стены и потолки, оштукатуренные, окрашенные, частично расписанные (роспись 1950-х гг.), покрытие полов (естественный камень, доски; в трапезной, храмовой части, алтаре - первоначальная метлахская плитка, керамическая плитка); резные позолоченные иконостасы - главный и левого придела, печи-голландки с фурнитурой, карнизные тяги, розетки, филенки, тяги, обрамляющие арки, ступени амвона, обитые металлическими полосами, оконные и дверные кованые металлические решетки традиционного ромбического рисунка, дверные ручки, запоры, прочая церковная утварь (паникадила, аналои, киоты, подсвечники и др.); иконы XVIII - нач. XX вв., перенесенные из других храмов города (в частности, Георгиевского) либо подаренные.

Памятник федерального значения

  • Типология:
    памятник градостроительства и архитектуры
  • Создан:
    1817 г.

Документы

Контакты

  • Адрес: Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Гоголя, д.1

Еще объекты культурного наследия