Икона «Бог Саов» («Господь Вседержитель») — 19312307

Икона «Бог Саов» («Господь Вседержитель»)
Господь Вседержитель - один из основных иконографических типов Христа - Пантократор, в редкой в настоящие дни разновидности – Господь изображается в простых одеждах, держащим в левой руке не книгу, а державу и скипетр, как символы верховной власти. Какого-то определенного названия для данной разновидности икон нет, называют просто «Господь Вседержитель», но существует похожая икона, именуемая «Царь Царем», на которой Христос тоже изображен с державой и скипетром, сидащим на троне в царских одеждах и с короной на голове, при этом часто по обе стороны от него изображаются предстоящие Богородица и Иоанн Предтеча. Встречаются также различные иконы, в которых граница между этими двумя иконографическими типами расплывается, или отсутствуют какие-то детали, например, Господь в простых одеждах, но с короной на голове, или Господь с державой, но без скипетра и т.п. На иконах Иисуса Христа мы встречаем нимб, а в нем три буквы: W O N, что означает по-гречески Сущий. Это Божественный титул и имя Христа, которым Он Себя называл. Греческие иконы дают верный вариант. Над греческой буквой W – омегой – стоят верные значки. А вот на русских иконах появилась загадочная буква Т, над омегой. Русские иконописцы не поняли, что означают эти диакритические значки, да и вообще что это такое за надпись W O N? Тогда на Руси стали ломать голову, что бы эти буквы могли значить. И придумали, что эти буквы сокращенно указывают вот на какую фразу: "Он Отец наш". Отсюда над омегой и появилась буква "Т". Об этом можно прочитать в книгах по истории русской иконописи. Изделие кустарного производства – соединение разных техник: деревянный барельеф и рисунок краской. На листе фанеры, заключённом в раму, расположена фигура сидящего на троне Иисуса Христа. Фигура изготовлена из дерева в технике барельефа и состоит из трёх отдельных частей: нимба, головы и туловища. Первоначально весь барельеф крепился к основанию деревянными чопиками. В данное время нимб крепится гвоздями. Иисус Христос изображён сидящим на троне, одетым в красные и синие одежды. Правая рука согнута в локте, на уровне груди пальцы сложены в двуеперстный благословляющий жест. В левой руке находится держава. Босые ноги стоят на овальной подставке. Лицо, руки и ноги окрашены в бежевый цвет. Нимб – жёлтый, в верхней части – синий. На нимбе расположены три буквы: слева – W с буквой T над ней, над головой – О, справа – Н. Трон изображён коричневой краской, предположительно, он деревянный. Спинка трона располагается на уровне плеч Иисуса. По обе стороны от фигуры Иисуса просматриваются силуэты, на месте которых ранее находились барельефные фигуры. На левом силуэте сохранился в отверстии фрагмент чопика, в правом силуэте – четыре отверстия для креплений. В левом углу рамы располагается барельефное изображение солнца с надписью БОГЪ САОВЪ. Солнце окрашено в сине-зелёный цвет, как и весь фон изображения. Лучи – чёрного цвета. В правом углу – силуэт подобного солнца со следами креплений. Над головой Христа ещё один силуэт утраченного барельефа овальной формы. Сохранность неудовлетворительная. Имеются повреждения барельефа: расколот нимб на две половины, утрачена часть подставки под ногами. Отсутствуют четыре фигуры. Краска отшелушена. В области ног имеются обожженные участки.

Контакты

  • Адрес: край Забайкальский, р-н Нерчинский, г Нерчинск, ул Советская, д 83