Документ. Письмо. Автор: Козловский Константин Игнатьевич, бывший второй помощник капитана ледокола "Литке" в 1930-е годы. Адресат: Каминский М.Н — 17758231
Автор письма пишет о прошлом Чукотки и считает, что особенность исторического прошлого краязаключается в ведении длительной борьбы против врагов советской власти (белых, местных кулаков и шаманов, американских дельцов). Упоминается имя Свенсон, а так же Чарли - охотник с мыса Сердце-Камень, Алитет.
Об экспедиции автор сообщает следующее: первые суда подошли 6 октября 1932г., а с приходом Ледокола "Ф.Литке" 13 октября1932г. экспедиция стала на зимовку в полном составе. В связи с организацией советской власти в Певеке называются фамилии: Козлов, Косицын, Пугачев Н.Ф., Анка-секретарь райкома Островного, М.Г.Кругляк, Тыккай - председатель РИК, В.Н.Андреев и его супруга Котельникова.
В письме также имеется информация о работе Косицына В., его ошибках в партдеятельности. Автор подчеркивает серьезность и значимость техобстоятельств, в которых приходилось жить зимовщикам, приводит примеры враждебной политики шаманов.
Каминский подвергает сомнению тот факт, что Маттерн Джимми, американский летчик, летал на Чукотке. Называет фамилии других американскихпилотов: Бен Айльсен, Борланд, Дорбанд, Гильом, Пост. Приводит также факты, доказывающие присутствие летающих американцев на Чукотке: находка бочек из-под бензина американского производства, пушнина хранилась на специально подготовленных посадочных площадках.
Козловский описывает путешествие Маттерна в 1933г., когда он, соревнуясь с Постом, был вынужден сесть в тундре в Анадырском районе, там был обнаружен советскими пограничниками и доставлен в Анадырь, оттуда в Фэрбенкс. В тундре долго лежал его разрисованный под орла самолет.
Над Чукоткой, пишет автор письма, появлялись и военные самолеты США, например, за телами погибших за телами погибших Айлсена и Борланда в январе 1930г. прибыл американский военый самолет Рида.
Возвращаясь к Маттерну, Козловский приводит исторический факт. Из Москвы на имя Бочека А.П. пришла радиограмма о затертом во льдах судне, как оказалось, "парохода "Урицкий" (капитан Ян Спрингис), который во время шторма оторвало от конвоя при переходе из Амбарчика в Певек. Сообщение былополучено от пролетавшего в том районе летчика Маттерна.
Самолет Айльсена "Гамильтон" был приспособлен для полетов в Арктике.
Автор пишет о том, что в свое время некоторые деятели пытались обосновать свое заключение о чукчах по работам Тан-Богораза, с которым Козловский во многом не соглашался,но в подробности не вдается. Он вкратце объясняет разницу между оседлыми, кочевыми и береговыми чукчами, объясняет присутствие стада оленей на фотографии, присланной Матйясевичем - К Певеку часто подкочевывали оленеводы, подгоняя оленей для обмена.
Автор пишет о Василии Конченко, который, спасаясь от царской каторги, попал на Аляску, оттуда на Чукотку, где и осел, о норвежце Воле, поселившемся на Чукотке. Вот их свидетельства Козловский не подвергает сомнению, они говорят в пользу давней оседлости чукчей.
В конце письма упоминаются фамилии Павлов (геолог), Обручев.
Письмо написанно на пишущей машинке, подписанно автором черными чернилами, ими же сделана правка и дописка в конце письма, текст письма занимает первые страницы всех листов.
Продолжение переписки см.в №№2790/2,/4,/5
В письме также называются фамилии: Евгенов Ник.Ив.(нач.экспедиции), Бердник, Камирный, Левченко и др. - экипаж самолета Р-5. Подпись автора
- Регистрационный номер:
17758231 - Место производства:
Ленинград г. - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Д-1389 - Музей:
Муниципальное автономное учреждение культуры "Краеведческий музей городского округа Эгвекинот" - Типология:
документы - Источник получения:
27.05.1998г. Передача - Размеры:
29*20,5 - Технологии:
чернила черные, машинопись, бумага
Контакты
- Адрес: АО Чукотский, р-н Иультинский, пгт Эгвекинот, ул Ленина, стр 19