Модель электровоза ПБ21-01 — 17691564

Модель электровоза ПБ21-01
Модель электровоза ПБ21-01
Модель электровоза ПБ21-01 выполнена в масштабе 1:20 Комбинатом декоративно-прикладного искусства. Для обслуживания пассажирских поездов на электрифицированных участках в 1933 г. специалисты "Локомотивопроекта" и завода "Динамо" имени С.М. Кирова спроектировали локомотив типа 2-3-2 рассчитанный на питание постоянным током напряжением 3000 В. В апреле 1934 г. Коломенский машиностроительный завод имени В.В. Куйбышева закончил постройку и монтаж первого в Советском Союзе пассажирского электровоза, который получил обозначение ПБ21-01 (Политбюро ЦК ВКП (б)). Электровоз ПБ21-01 является одним из группы локомотивов, запроектированных для переходного периода реконструкции железнодорожного транспорта. Электровоз имел часовую мощность 2760 л.с. и конструктивную скорость 140 км/ч. Среди трёхосных пассажирских электровоз ПБ21-01 был в то время самым мощным в Европе и обладал современной конструкцией экипажной части. Электровоз имел брусковую раму, в которой размещались три движущие колёсные пары диаметром 1850 мм с бандажами как у пассажирских паровозов серий Су и ИС. Эти колёса приводились в движение тремя сдвоенными электродвигателями ДСЭ-680/2, каждый из которых имел мощность в 680 кВт. Тяговые электродвигатели с опорно-рамным подвешиванием, передавали крутящий момент на колёсные пары через двусторонние зубчатые передачи и полые валы с упругими элементами (подвеска тягового привода 3 типа). 22 октября 1934 года на участке Москва — Загорск Северной железной дороги состоялась первая обкатка электровоза при напряжении в контактной сети 1500 В. На этой дороге локомотив, с поездами и резервом, сделал пробег около 1000 км, после чего был отправлен на Закавказскую железную дорогу, где 22 декабря на участке Хашури — Гори электровоз ПБ21-01 совершил первую поездку при напряжении в контактной сети 3000 В, развивая скорость до 110 км/ч. После окончания испытаний, электровоз стал обслуживать пассажирские поезда на участке Тбилиси — Хашури, но однопутное движение не позволяло полностью использовать возможности этого скоростного электровоза. В 1940 году электровоз был передан в локомотивное депо Москва-3, где его подвергли небольшой переделке (см. выше). В феврале 1941 года ПБ21-01 начал обслуживать пассажирские поезда на участке Москва — Александров, а в январе 1942 года, в связи с военными событиями, его отправили в локомотивное депо Чусовская Пермской железной дороги. С апреля 1954 года и до февраля 1955 года электровоз вновь стал работать на участке Тбилиси — Хашури, пока не понадобился заводской ремонт (по пробегу, состоянию колёсных пар и их приводу). Ремонт был проведён лишь в 1961 году на Перовском ремонтном заводе электроподвижного состава, но дальнейшую эксплуатацию электровоза посчитали нецелесообразной, так как к тому времени на советских железных дорогах уже эксплуатировались более мощные пассажирские электровозы чехословацкого производства серий ЧС1 и ЧС3, а также первые ЧС2. В том же году пассажирский электровоз ПБ21-01 был снят с эксплуатации. В 1961 году электровоз был установлен в качестве памятника возле локомотивного депо Пермь-2. В 2003 году немного обновлённый электровоз (окраска кузова сменилась с голубой на коричневую, оконные проёмы были заварены металлическим листами) был переведён в Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта на станции Екатеринбург-Сортировочный.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50