Модель семафора оптического телеграфа Шаппа — 17352400
Модель семафора оптического телеграфа Шаппа представляет собой деревянную мачту высотой 44 см, состоящую из двух вертикальных фигурных стоек, установленных параллельно друг другу на расстоянии 4 см и соединённых четырьмя перекладинами. В верхней части мачты пять перекладин меньшего размера образуют лестницу для подъёма наверх. Модель установлена на деревянной подставке сложной формы размером 15,5 х 16 х 5 см.
В XVIII веке было предложено несколько систем оптического телеграфа, но лишь французскому механику Клоду Шаппу удалось довести своё предложение до реализации. Впервые телеграф Шаппа, сконструированный в 1791-1795 гг. был открыт для действия 30 августа 1794 г. между Парижем и Лиллем (225 км), когда была передана депеша о победе войск французского конвента над австрийцами. Передача сообщений в телеграфе Шаппа осуществлялась установкой в определённо положение указателей-крыльев семафора, расположенного на вершине специальной башни. Шапп применил систему шифрования слогов, слов и целых фраз посредством цифр. Первый телеграфный код Шаппа включал 8460 слов, размещённых на 92 страницах. Сигналы подавались два раза, причём первый сигнал обозначал номер страницы, а второй - номер слова. Шаппом было впервые введено слово "семафор", что в переводе с греческого языка означает "носитель знаков". За своё изобретение К. Шапп получил от Конвента звание первого телеграфного инженера. Оптический телеграф Шаппа нашёл широкое применение и в других странах: Италии, Испании, Алжире, Египте - т.е. в странах с хорошим климатом, так как действие телеграфа целиком зависело от погодных условий.
В 1830 г. правительство Николая I пригласило бывшего сотрудника Шаппа - Пьера Шато, для устройства семафорного телеграфа в России. Первая линия оптического телеграфа Шато - Петербург - Стрельна - Ораниенбаум - Кронштадт была открыта в 1834 г. Позже, в 1835 г. Петербург был соединён оптическим телеграфом Шато с Царским Селом и Гатчиной. В 1839 г. вступила в строй самая длинная в мире линия семафорного телеграфа между Петербургом и Варшавой длиной в 1200 км со 149 станциями, первая из которых находилась на крыше Зимнего дворца, вторая, частично сохранившаяся до настоящего времени - на крыше Технологического института, а последняя на крыше Цитадели в Варшаве.
Семафор Шато сигнализировал двумя взаимно-перпендикулярными рейками, укреплёнными на мачтах, которые устанавливались либо на крышах домов, либо на верхушках специальных башен. Ночью у концов реек зажигались фонари. Семафор передавал не более 8 сигналов по числу комбинаций, образуемых положениями реек. Шато составил код из сочетаний 4-х букв и 4-х цифр, которые былим сведены в словарь, включающий 19 тыс. "статей". Телеграмма, состоящая из 100 сигналов передавалась за 35 минут.
Оптический семафорный телеграф действовал в России до 1866 г. В дальнейшем семафоры, уступив место электрическим телеграфам, сохранялись ещё долгое время в качестве средства железнодорожной сигнализации, вплоть до конца 1930-х гг. XX века.
- Регистрационный номер:
17352400 - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Фм 357 - Музей:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Типология:
предметы техники - Размеры:
15 х 60 х 16 см. - Технологии:
металл, дерево, ручная работа
Контакты
- Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50