Модель пролетного строения с промежуточными опорами моста через р.Мсту на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге — 18704150

Модель пролетного строения с промежуточными опорами моста через р.Мсту на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге
Модель пролетного строения с промежуточными опорами моста через р.Мсту на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге
Строительство первой магистральной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой продолжалось в течение восьми лет (1843-1851 гг.) и стало важным событием в жизни российского государства. Трасса железной дороги была проложена по прямой линии, что обусловило строительство большого количества искусственных сооружений. Длина магистрали (604 версты) оказалась всего на 6 верст больше астрономического расстояния между Санкт-Петербургом и Москвой. Перед русскими инженерами встала сложная задача одновременного строительства железнодорожного полотна и большого количества железнодорожных мостов. Дорога пересекала широкие судоходные реки, такие как: Волга, Сходня, Мста, Волхов, Шоша и овраг Веребье. Всего на магистрали надо было построить 184 моста. В основу проектов больших и средних мостов были положены деревянные пролетные строения - решетчатые фермы американского инженера Гау. В 1851 г. под руководством инженера путей сообщения С.Ф. Крутикова был построен на Санкт-Петербурго-Московской железной дороге деревянный мост через р. Мсту, который являлся не менее замечательным сооружением, чем знаменитый мост через овраг Веребье. Мстинский мост стал самым большим по длине мостом на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург–Москва. Девять пролетов длиной по 61 м были перекрыты неразрезными пролетными строениями Гау c ездою по верху под два железнодорожных пути. В поперечном сечении пролетные строения состояли из трех многорешетчатых деревянных ферм Гау с деревянными параллельными нижним и верхним поясами, прямыми и обратными раскосами и вертикальными металлическими тяжами. С целью экономии средств верхняя часть опор была выполнена из дерева и обшита листовым железом для защиты от воздействия влаги и увеличения срока службы. Нижняя каменная часть опоры построена с ледорезами. Высота опор достигала 40 метров, что позволяло проходить мачтовым судам под мостом без устройства разводного пролета. После окончания сооружения инженером С.Ф. Крутиковым была передана в музей модель одного пролета Мстинского моста, которая служила образцом во время строительства. В 1869 г. Мстинский мост сгорел. Пожар уничтожил три пролета со стороны Петербурга и деревянные части двух быков высотой 21 м. 12 февраля 1870 г. было возобновлено регулярное движение поездов по мосту. На магистрали приступили к реконструкции деревянных мостов, целью которой являлась замена деревянных пролетных строений современными и долговечными металлическими фермами. При перестройке мостов использовались старые опоры, которые ремонтировались и укреплялись и на них устанавливали новые металлические пролетные строения. Проект металлического моста через р. Мсту разработал инженер путей сообщения Н.А. Белелюбский. В 1881 г. реку Мсту "перешагнул” пятипролетный мост с металлическими решетчатыми фермами на высоких каменных опорах, три из которых были заложены на кессонах. Длина моста составила 372 м. Мстинский мост являлся наглядным примером умелого сочетания различных способов организации строительства в целях сокращения сроков и стоимости сооружения. На практике была доказана возможность переходить широкие и глубокие реки не пользуясь постоянными подмостями. В 1965 г. металлические фермы Мстинского моста были заменены металлическими балочными пролетными строениями. И пока это была последняя реконструкция одного из самых замечательных мостовых сооружений России.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50