Контрольный прибор системы В.Х.Протасевича — 17186887

Контрольный прибор системы В.Х.Протасевича
Контрольный прибор системы В.Х.Протасевича
На первых железных дорогах России движение поездов регулировалось только с помощью расписания, но по мере развития сети железных дорог для контроля безопасности движения начинают вводиться блокировочные системы. В 1878 г. по инициативе директора Николаевской железной дороги И.Ф. Кёнига на участке Петербург-Бологое протяжённостью 294 версты была построена первая двухпутная полуавтоматическая блокировка Ляртига, Тесса и Прюдома. Перегон делился на участки блок-постами, на которых устанавливались двукрылые электросемафоры с решетчатыми мачтами длиной 8-12 м. Красным крылом семафора подавались сигналы машинисту, серым - дежурному по блок-посту. Семафоры соседних постов соединялись электрической линией и находились во взаимной зависимости. Блокировка была устроена по двухпроводной системе и работала на постоянном токе. Тяжёлые климатические условия на русских железных дорог не позволяли установить элементы батарей в ящиках непосредственно у семафорной мачты. По предложению инженера путей сообщения, начальника службы телеграфа Николаевской железной дороги Викентия Хризостоновича Протасевича управление семафорами при системе Ляртига было перенесено в станционные или постовые здания, где стали устанавливать батареи и блокировочные приборы. Конструкция постовых приборов была разработана также В.Х.Протасевичем. Контрольный прибор системы Протасевича предназначен для подачи оптических и акустических сигналов в помещение дежурного по станции или по блок-посту. В верхней части прибора помещён поляризованный магнит, состоящий их двух катушек индуктивности. Внутри сердечника электромагнита проходит ось, на которую тупым концом насажен якорь; ось якоря проходит сквозь отверстие в металлической пластине и заканчивается семафорным крылышком, принимающим под действием тока два положения: горизонтальное - "путь занят" и опущенное под углом 45 градусов - "путь свободен", повторяя показания путевого семафора. В нижней части прибора помещён постоянный электромагнит, состоящий из двух катушек индуктивности для получения звонковых сигналов и соединённый с бойком звонка. К корпусу прибора над окошком прикреплена металлическая табличка с надписью: "Контрольный приборъ В.Х.Протасевича испол. А. и Г. Прокопе С.Петербургъ". В собрании Центрального музея железнодорожного транспорта РФ хранятся два контрольных прибора системы Протасевича, эксплуатировавшиеся с 1879 по 1906 г. на Николаевской железной дороге при устройстве первой полуавтоматической блокировки в России системы Ляртига, Тесса и Прюдома. Это редкие сохранившиеся образцы электротехнических приборов, разработанных русскими инженерами для обеспечения контроля движения поездов на железных дорогах России в конце XIX-начале XX в.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50