Стрелочный контрольный замок системы В.С.Мелентьева — 17186795

Стрелочный контрольный замок системы В.С.Мелентьева
Стрелочный контрольный замок системы В.С.Мелентьева
Безопасность движения поездов в районе станции зависит от правильного перевода стрелок и установки сигналов по маршруту. В первые годы развития железнодорожного транспорта России на подавляющем большинстве станций применялось ручное управление стрелками. В конце ХIХ века для обеспечения безопасности движения поездов на станциях с ручным управлением стали применять устройства для контроля положения стрелок и системы ключевой блокировки. Многие предложенные системы не отличались высокой надежностью и применялись только на малодеятельных станциях. 1909 г. на станции Павловск II была введена в эксплуатацию ключевая станционная блокировка системы В.С.Мелентьева (Привилегия № 22745, выдана 31 сентября 1912 г. по заявке от 20 декабря 1909 г.). Замыкание стрелок и сигналов при устройстве ключевой блокировки выполнялось с помощью контрольных замков. В.С.Мелентьевым были применены стрелочные и сигнальные замки собственной конструкции, характерной особенностью которых было отсутствие каких-либо пружин и простота изменения типа замка. При системе Мелентьева каждый стрелочный замок имел дублера в аппарате поста и оба этих замка имели один общий ключ. Стрелочные замки нормально запирали маршрутную линейку, что исключало возможность извлечения ключей из семафорных замков. Система ключевой зависимости В.С.Мелентьева докладывалась автором на ХХVIII съезде инженеров службы пути русских железных дорог, и была рекомендована съездом для широкого применения. Замки системы Мелентьева сохранились на некоторых малодеятельных станциях до настоящего времени. Инженер путей сообщения Владимир Семенович Мелентьев внес большой вклад в разработку и внедрение новой техники на железных дорогах России. В 1909г. В.С.Мелентьев за труд «Подвесная электрическая однорельсовая дорога большой скорости» был удостоен золотой медали имени А.П.Бородина, которая выдавалась Императорским русским техническим обществом за выдающиеся изобретения «по устройству железных дорог». Стрелочный контрольный замок Мелентьева состоит из чугунной коробки размером 100 х 100 х 128 мм с крышкой. При помощи углового кронштейна замок прикрепляется к рамному рельсу. Внутри коробки располагается замыкающий ригель с квадратным штифтом и четыре цугальты, имеющих два выреза: для запирания штифта и для бородки ключа. Располагая цугальты в различном порядке, можно получить 24 серии замков. В замке Мелентьева, хранящемся в фондах Центрального музея железнодорожного транспорта, положение цугальт соответствует серии № 7. Ключевая блокировка системы Мелентьева получила широкое распространение на железных дорогах России. В начале ХХ века замки системы Мелентьева эксплуатировались также на железных дорогах Германии. К началу 1912 г. на германских железных дорогах было установлено около 700 замков Мелентьева. Начиная с 1940-х гг. в нашей стране производились и применялись исключительно замки системы В.С.Мелентьева. Стрелочный контрольный замок системы В.С.Мелентьева, входящий в коллекцию устройств сигнализации, централизации и блокировки Центрального музея железнодорожного транспорта России является редким музейным предметом. Он дает представление о системе обеспечения безопасности движения на железных дорогах России, которая применялась с начала и до конца ХХ века.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50