Модель арочного моста через реку Москву на Московской окружной железной дороге — 18704153

Модель арочного моста через реку Москву на Московской окружной железной дороге
Модель арочного моста через реку Москву на Московской окружной железной дороге
20 июня 1908 г состоялось открытие Московской окружной железной дороги. Все десять магистральных железных дорог, сходившихся в Москве, пересекла эта дорога, образуя замкнутое кольцо длиной 54 км. Москва-река была пересечена четыре раза, поэтому нужно было построить четыре моста. Два из них оказались в черте города, "где река на означенном протяжении течёт по естественному быту, берега ничем не укреплены", и "расположенными первом плане чудной панорамы на Москву с Воробьёвых гор". 26 октября 1905 г. Инженерный совет принял к строительству проект профессора Московского инженерного училища Лавра Дмитриевича Проскурякова (1858-1926), составленный при участии инженера П.Я.Каменцева и архитектора А.Н.Померанцева. В нём предусматривалось построить два одинаковых металлических двухпутных моста арочной конструкции, расположенных на 33-й и 36-й верстах Московской окружной железной дороги. Их открытие состоялось в 1907 и 1908 гг. Пролётное строение мостов состояло их двух серповидных двухшарнирных арочных ферм (расстояние между гранями устоев - 135 м, между осями главных ферм - 9,8 м). Пояса арок имели коробчатое сечение, составленное из двух пакетов вертикальных и одного пакета горизонтальных листов. Проезжая часть, расположенная посередине арки, состояла из поперечных и двух продольных балок. Они подвешивались к главным фермам средней части арки и опирались на арки посредством стоек в боковых частях моста. Нагрузка от проезжей части передавалась на арку через стойки и подвески. Стойки располагались над арками и связывались между собой поперечными балками проезжей части, образуя жёсткие полурамы. На уровне проезжей части с наружной стороны были устроены тротуары на консолях. Мосты были украшены бронзовыми диадемами и гербами России художественного литья, на каменных опорах - бронзовые памятные доски с именами строителей. Каменные опоры состояли из двух устоев (толщиной около 7 м) на общем свайном основании, соединённых поверху балочными фермами (длиной 17 м), замаскированными снаружи под каменные арки для проезда экипажей. Глубина заложения свай - 3,2 м ниже горизонта межевых вод. На ростверке, уложенном поверху свай, возродилось каменное тело опоры. Камень подвергался испытанию в Механической лаборатории Петербургскому Института инженеров путей сообщения. Мосты по праву считались совершенным произведением инженерного искусства, однако в конце XX в. они были перестроены. Модель моста Императора Николая II через Москву-реку на Московской окружной железной дороге хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта России в Санкт-Петербурге. Она является точной копией настоящего моста (в масштабе 1:30) и выполнена в 1910 г. к 100-летию Института инженеров путей сообщения на фабрике ювелирных изделий И.П.Хлебникова в Москве.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50