Модель первого отечественного тепловоза серии Щэл-1, построенного по проекту Я.М. Гаккеля в 1924 г. в Ленинграде — 17186617
Самым большим недостатком паровоза является низкий коэффициент полезного действия, который в начале XX в. не превышал 7 % , поэтому мысль передовых инженеров и учёных, в том числе и в России, была направлена на создание нового типа локомотива с дизельным двигателем, коэффициент полезного действия которого мог достигать 30 %.
В мае 1921 г. в Высший технический совет НКПС поступил проект тепловоза с электрической передачей, разработанный известным авиаконструктором Яковом Модестовичем Гаккелем, в прошлом участником строительства Петербургского и директором Киевского трамваев. В этом локомотиве предполагалось использовать дизельный двигатель мощностью 600 л.с. В результате полученных замечаний Я.М.Гаккель переделал проект и ввёл в него дизель мощностью 1000 л.с. 4 июня 1921 г. на заседании Госплана проект одобрили и под председательством Н.Л.Щукина был создан комитет по изучению проблем тепловозостроения. Было решено проанализировать имеющиеся проекты (в том числе тепловозы с электрической передачей Ю.В.Ломоносова, с газовой турбиной А.Н.Шелеста, с непосредственной передачей А.И.Липетца) и разместить заказы на постройку опытных образцов: один на отечественных заводах и три за рубежом. При этом были разработаны технические условия и назначен срок проведения конкурса тепловозов: 1 марта 1924 г. В конце 1922 г. началось рабочее проектирование тепловоза. Даты начала постройки его основных частей были следующими: тяговых электродвигателей на заводе "Электрик" в Петрограде - 19 декабря 1922 г., основной рамы, кузова и ходовой части на заводе "Красный Путиловец" - 20 января 1923 г., кузова на Балтийском судостроительном заводе - 23 июля 1923 г.
В качестве первичного двигателя использовали десятицилиндровый четырёхтактный дизель завода Виккерса, построенный в 1916 г. для русской подводной лодки "Лебедь". Два тяговых электрогенератора, изготовленные в Риге на заводе "Вольта", предназначались для субмарин. Масса каждого из них составляла 8,3 т. Десять тяговых электродвигателей ПТ-100 имели опорно-осевое (трамвайное) подвешивание. Их спроектировали под руководством инженера А.Е.Алексеева, впоследствии профессора ЛИИЖТа и члена-корреспондента Академии наук СССР.
Механическая часть тепловоза состояла из кузова и трёх поворачивающихся четырёхосных тележек. Средняя могла перемещаться поперёк кузова, а две крайние вдоль него. Этим обеспечивалось прохождение тепловозом кривых железнодорожного пути радиусом 150 м.
5 августа 1924 г. состоялся первый выход тепловоза из мастерской на железнодорожные пути Балтийского судостроительного завода. 7 ноября 1924 г. тепловоз системы профессора Я.М.Гаккеля, обозначенный Юз №002, прошёл первый рейс по Октябрьской железной дороге до станции Обухово и обратно (обозначение Юз №001 получил опытный тепловоз системы Ю.В. Ломоносова, построенный в 1924 г. на заводе Гогенцоллерна в Германии).
В дальнейшем тепловоз Юз №002 обозначили Гэ1, т.е. системы Гаккеля с электрической передачей, позднее Щэл1, подтверждая равенство мощностей нового локомотива и паровоза серии Щ, но тепловоз был с электрической передачей.
Приёмочная комиссия НКСП 30 декабря 1926 г. приняла тепловоз Щэл1, и он начал работать с грузовыми поездами на участке Люблино - Курск Московско-Курской железной дороги. В ноябре 1927 г. постановили отстранить этот тепловоз от поездной работы. К тому времени он прошёл около 40 тыс км. В 1934 г. его передали на Южную железную дорогу, где использовали в качестве электростанции, в 1941 г. доставили на экспериментальное кольцо ВНИИЖТа и больше не эксплуатировали, в 1967 г. его демонстрировали на Рижском вокзале Москвы на выставке "Техника железных дорог СССР".
В 1972 г. тепловоз Щэ1 установили в локомотивном депо Ховрино Октябрьской железной дороги на вечную стоянку, а в ноябре 1997 г. его передали Центральному музею Октябрьской железной дороги (Музей железнодорожной техники имени В.В.Чубарова), где он находится до сих пор.
Модель тепловоза Шэл1, выполненная в масштабе 1:10 экспонируется в одном из залов ЦМЖТ.
- Регистрационный номер:
17186617 - Место производства:
город Москва, СССР - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Фм 977 - Музей:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Типология:
предметы техники - Источник получения:
Комбинат ДПИ - Размеры:
21 х 72 х 10 см. - Технологии:
металл, стекло, промышленное изготовление, ручная работа
Контакты
- Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50