Модель моста через Староладожский канал в городе Шлиссельбурге — 18704161
Первым искусственным водным путём, созданным в России, стала Вышневолоцкая система, в которую вошёл Ладожский канал. Сооружение Ладожского канала было крупной гидротехнической стройкой, определённой ещё Петром Великим. Канал длиной 111 км начинался у города Новая Ладога на Волхове и заканчивался в Шлиссельбурге в истоке Невы. Однако организация строительства и его проектирование осуществлялись небрежно и недобросовестно, поэтому вместо канала глубиной 2,5 м, как первоначально планировал Пётр I, сделали канал глубиной менее 1 м и насыпи в виде дамб по его берегам из вынутой земли, а для поддержания необходимых для судоходства глубин построили шлюзы в Новой Ладоге и Шлиссельбурге.
Несмотря на все недостатки Ладожский канал был крупнейшим для своего времени гидротехническим сооружением Европы. С его постройкой отпала необходимость судам, следовавшим в Петербург, выходить в Ладожское озеро и подвергаться опасности при штормовой погоде. Полностью строительство канала было закончено лишь в 1730 г., а движение на всём его протяжении от Новой Ладоги до Шлиссельбурга началось весной 1731 г. К началу XIX в. канал обмелел, а его состояние влияло на доставку продовольствия в Петербург.
Возглавив в 1820 г. Первый (Петербургский) округ путей сообщения, инженер П.П.Базен занялся разработкой проекта реконструкции Шлиссельбургский шлюзов. Представленный в начале 1821 г. генеральный план перестройки включал сооружение шлюзов, набережных, подъёмного моста в две очереди без перерыва в судоходстве. В этом проекте Базен реализовал одно из своих крупнейших научных достижений - "теорию шлюзов со сберегательными бассейнами".
Деревянный двухпролётный разводной мост через устье Староладожского канала в Шлиссельбурге (Петровский мост) строился по проекту Базена в 1820-е гг. Строительными работами сначала руководил инженер П.И.Лавров (1821-1822 гг.), затем до окончания работ - Н.И.Богданов. Мост был интересен своей "лёгкостью, красотою и значительностью пролётов по 28 футов (8,54 м)", а также опорами в виде монолитных колонн из гранита (в первоначальном варианте предполагалось изготовить их из чугуна). Мост имел два разводных пролёта длиной 8,5 м, каждый из которых перекрывался двумя подъёмными деревянными полотнами, вращающимися на горизонтальных осях. Подъём каждого полотна осуществлялся четырьмя рабочими в течение 5 минут с помощью ручного ворота и зубчатой передачи. Мост украшали накладные медальоны с изображениями двуглавого орла и чугунными позолоченными виньетками художественного литья, устои - фонари на чугунных торшерах.
Мост сохранился до настоящего времени и является одной из исторических достопримечательностей Шлиссельбурга. Однако сейчас у моста уже нет деревянных разводных пролётов. Модель моста изготовили в июне 1830 г. в модельных мастерских ИКИПСа в соответствии с оригиналом 1823 г.
- Регистрационный номер:
18704161 - Место производства:
город Санкт-Петербург, Российская империя - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Фм 58 - Музей:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Типология:
предметы техники - Источник получения:
из Института инженеров путей сообщения - Размеры:
30 х 196 х 68 см. - Технологии:
дерево, зеркало, металл, красное дерево, изготовление в мастерских, ручная работа
Контакты
- Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50