Фаюмская картина с изображением богов Собека и Прамарреса — 10448376
Религиозные картины из Файюма и других областей Египта являлись объектами домашнего культа или служили для украшения домов наподобие современных картин религиозного содержания. Другое назначение таких «живописных панелей» - вотивное; подобные eх-voto посвящали в храмы местных божеств.
На картине показаны две фигуры, находящиеся внутри архитектурного сооружения: две колонны с колоколовидными капителями поддерживают карниз фронтона с выемками - «эдикулу».Персонаж справа восседает на троне с вертикальной спинкой. Ножки трона цилиндрической формы, из гладко обработанного дерева, опираются на небольшую конусовидную подставку с тремя валиками. Художник показал объем и блеск отполированной деревянной поверхности при помощи бликов краски. Желтый цвет на троне подразумевает, скорее всего, позолоту. На сиденье трона постелена пышная ткань розового цвета с черными полосками, образующая нечто вроде подушки.
Большая часть сидящей фигуры утрачена. Однако прекрасно видны одежды, в которые облачен этот персонаж – светлый хитон, поверх которого накинут гиматий белого цвета. У этой фигуры – крокодилья голова, причем морда повернута в профиль, к центру картины. Головной убор ниспадает на оба плеча и, скорее всего, является изображением обычного египетского трехчастного парика, два конца которого спускаются на плечи. На голове – вертикально расположенный овальный солнечный диск и урей. Кроме того, при внимательном рассмотрении можно заметить вокруг головы бледно-розовый нимб с шестью лучами.
Левая рука божества не сохранилась, однако осталось небольшое изображение самого кончика неопределенного предмета, находящегося в руке. Правая рука открыта и выглядывает из-под складок хитона. В кулаке божества зажат длинный посох с навершием в виде маленького шарика (или диска?) на небольшой прямоугольной подставке. Кроме того, в руке заметна и расположенная горизонтально от посоха рукоятка скипетра, или, возможно, некий предмет, составляющий с посохом единое целое. Можно предположить, что высокий посох держит вовсе не крокодилоголовый бог, а стоящий рядом с ним мужчина. Ноги сидящего божества обуты в сандалии, и располагаются на подставке под троном. Заметим, что верхняя часть фигуры дана анфас (за исключением профиля крокодильей пасти), в то время как нижняя часть развернута в трехчетвертном повороте, с соблюдением перспективы. Стоящая слева фигура показана – хотя и нестрого - в соответствии с египетским каноном: голова и ноги - в профиль, торс - анфас. Одеяние длинное, сероватого цвета, спускающееся до самых лодыжек, при этом рукав оставляет правую руку открытой. Хотя детали этого одеяния плохо видны, все-таки можно различить, что поверх рубашки (туники) накинута длинная шаль, которая обернута вокруг тела. На голове мужчины (с непомерно длинной шеей) надет царский плиссированный платок немес, изображенный частично анфас, отчасти в профиль. На немесе - корона Tnnt (Tnj), состоящая из двух горизонтальных бараньих рогов, между которыми расположен солнечный диск, и двух высоких страусовых пера. Вокруг головы различим бледно-розоватый нимб, но без лучей. Сохранилось изображение только правой руки ––несообразно большой. Мужчина поднимает руку почти до уровня губ персонажа. Поднятая вверх правая рука, исходя из известных иконографических примеров, в данном контексте должна означать приветствие. В отличие от огромной руки, ноги кажутся короткими. На них надеты позолоченные сандалии.
Атрибуция восседающей на троне фигуры не вызывает сомнений – это, конечно, бог-крокодил Себек, весьма почитавшийся в Файюмском оазисе. Диск с уреем указывает на то, что в данном случае Себек отождествляется с солнечным богом Ра.
Атрибуция стоящей фигуры была сделана К. Парлаской, который считал, что в данном случае перед нами изображение Прамарреса – обожествленного Аменемхета III (1853-1806 гг. до н.э.). Решающим аргументом в пользу такой интерпретации служит специфический вид короны, которую носит этот персонаж, и царский платок немес. В египетской традиции лицом к лицу предстоящим перед богами мог изображаться только фараон. В данном случае показан не просто царь, а именно обожествленный фараон перед богом Себеком-Ра. Культ божества Прамарреса был широко распространен в Файюмском оазисе греко-римского периода, что зафиксировано в многочисленных иероглифических, демотических и греческих текстах (папирусы и посвятительные надписи на стелах). Первый элемент имени божества (Pra-, Pre-) является калькой с египетского термина «великий дом» (Pr-a, в позднюю эпоху это обозначение добавлялось перед царскими именами), а второй элемент имени происходит от египетского произношения тронного имени Аменемхета III (Ny-MAa/t-Ra). Неудивительно, что центром культа божества Прамарреса был именно Файюм, ведь в свое время Аменемхет III занимался обустройством этого оазиса, и в его поминальном храме («Лабиринте») отправляли, несомненно, и его посмертный культ (von Beckerath J. in: LÄ. I. Col. 191).
Одной из оригинальных черт данного произведения является своеобразное сочетание эллинистических и египтизирующих элементов иконографии. Конечно, живописная манера изображения в целом представляется чисто греческой: переданы тени и полутона, цветовая гамма неяркая, художник прибегал к смешиванию красок. Себек изображен восседающим на троне, в трехчетвертной повороте, что явно относится к элементам греческого стиля. Фигура Прамарреса показана в более египтизирующем стиле: профильный вид лица, общий ракурс тела. К чертам египетской традиции, безусловно, относится и изображение бога Себека с крокодильей головой (тоже в профиль). Все прочие изображения Себека этого времени полностью эллинизированны – Себек показан в чисто антропоморфном виде; вместо египетского профиля встречается, как правило, анфасный или трехчетвертной поворот фигуры.
Памятник из собрания ГМИИ отличается некоторыми особенностями иконографии, которые делают его уникальным в ряду известных в настоящее время «файюмских картин»: редкая композиция с профильным изображением двух божеств (как правило, на «языческих иконах» дается изображение богов анфас), при этом боги обращены друг к другу лицами. Аналогии подобной композиции встречаются только на рельефных стелах. Кроме того, перед нами уникальное изображение двух богов в различных позах - один восседает на троне (довольно распространенный тип), другой – стоит, при этом протягивает к другому божеству руку в приветствии (этот жест вообще редко встречается в египетском искусстве).
- Регистрационный номер:
10448376 - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
I.1.а 6860 - Музей:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" - Типология:
предметы археологии - Источник получения:
1911, из собрания В.С. Голенищева - Размеры:
31х29,4х0,4 см - Технологии:
дерево или темпера (клеевая краска)
Контакты
- Адрес: г Москва, г Москва, ул Волхонка, д 12