Портрет П.П.Мельникова — 16790664

Портрет П.П.Мельникова
Портрет П.П.Мельникова
Павел Петрович Мельников (1804-1880) - инженер-генерал, профессор, почетный член Российской АН, член Государственного Совета, главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями (11.10.1862 – 16.06.1865), министр путей сообщения (16.06.1865 – 20.04.1869). Родился 22 июля 1804 г. в Москве. Окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1825 г., оставлен в нем репетитором, в 1833 г. назначен профессором прикладной механики; одновременно преподавал в Петербургском артиллерийском училище и Институте горных инженеров. Работал по улучшению водных путей сообщения России: в 1826 г. составил проект улучшения волховских порогов, расчистка которых им произведена в этом же году с устройством на реке Волхов водостеснительных плотин; в 1830 г. заведовал работами по улучшению судоходства на Кокенгузенских порогах реки Западная Двина и про-изводил изыскания по соединению Западной Двины с Ловатью. Один из основоположников железнодорожного дела в России, автор первой книги «О железных дорогах» (1835). В 1838-1839 гг. командирован в Западную Европу для ознакомления с состоянием железных дорог и водных перевозок. Один из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Санкт-Петербург–Москва, в 1842-1851 гг. возглавлял Северную Дирекцию строительства этой магистрали, затем проводил изыскания для строительства железной дороги от Москвы до Черного моря. В 1858 г. назначен членом Совета Главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог, с 11 октября 1862 г. – главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. П.П. Мельников совершенствует управление путями сообщений, при нем были переданы в другие ведомства учреждения, которые не имели прямого отношения к железным дорогам, сухопутным и водным путям. 16 июня 1865 г. вышел указ о переименовании Главного управления путей сообщения в Министерство путей сообщения России, в связи с чем П.П.Мельников назначается министром путей сообщения. В 1862 г. П.П. Мельников внес на рассмотрение Комитета ми¬нистров проект сети железных дорог, который был опубликован в журнале Министерства путей сообщения; после обсуждения и внесения изменений в 1866 г. проект был утвержден. В 1869 г. состоялся первый общий съезд представителей русских железных дорог, на котором было принято решение о введении прямого пассажирского и товарного сообщения на всей территории России. Сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км за время управления Мельниковым Ведомством путей сообщения. П. П. Мельников проводил ряд мероприятий по улучшению подготовки кадров: в 1864 г. Институт инженеров путей сообщения был преобразован в открытое гражданское учебное заведение; с 1867 г. военная организация Корпуса инженеров путей сообщения преобразована в гражданскую; в 1868 г. в Ельце было открыто первое железнодорожное техническое училище, явившееся прототипом профессионально-технических училищ и техникумов. 20 апреля 1869 г. П.П. Мельников по болезни был освобожден от должности министра путей сообщения и назначен членом Государственного Совета. Вся жизнь П.П. Мельникова была посвящена железно¬дорожному транспорту, науке и технике, заботе о кадрах для транспорта. В Любани на его личные средства были построены школа-интернат для детей железнодорожников, дом-приют для престарелых; каменный храм апостолов Петра и Павла на станции Любань (1867) в качестве памятника строителям магистрали Санкт-Петербург–Москва. Умер 22 июля 1880 г. и был погребен под сводами этого храма на станции Любань.

Контакты

  • Адрес: г Санкт-Петербург, г Санкт-Петербург, ул Садовая, д 50