Литография. Изображения на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи IV в. до Р.Х. Журнала «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной» — 15851971

Литография. Изображения на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи IV в. до Р.Х. Журнала «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной»
Литография. Изображения на скифской золотой вазе, найденной в Куль-Обской гробнице близ Керчи IV в. до Р.Х. Журнала «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной»
Оттиски на белом листе чёрной краской с желтоватой тонировкой. На изображении показана скифская золотая ваза, найденная в Куль-Обской гробнице близ Керчи, и отдельно изображение рисунков на этой вазе, показанных ниже, под вазой. В центре дано изображение вазы. Ваза имеет круглую форму, несложными орнаментами. На вазе представлены четыре сцены из скифского военного быта. Под вазой, в полосе, представленной полукругом, отдельно показаны изображения с вазы. На этой вазе, как видно, представлены некоторые сцены из военного быта Скифов. Первая фигура, вероятно старейшина, сидит на бугорке, с повязкой на голове, украшенной (вероятно) золотыми кругленькими бляшками (как обыкновенно украшались такие повязки), также и вокруг рукавов, подле плеч, кистей и рук (поручи). Штаны украшены такими же бляхами в виде полос. У менее знатных и менее богатых подобные узоры вышивались, или ткались; кожаные сапоги с небольшими голенищами и кожаными подвязками. Сидящий оперся на копье, которое держит двумя руками, одну из них вместе с копьем приложил он ко лбу, и о чем-то, повидимому, рассуждает (вероятно о военных предприятиях) с другим Скифом, который, поджавши колени, присел перед ним; этот последний держит в левой руке копье, опершись локтем на свой квадратный, по углам закругленный щит; на нем надета кожаная шапка, колпак или шишак в роде башлыка. Третья фигура Скифа, в такой же одежде изображает уже готового к военным действиям; он, став на одно колено, натягивает свой лук, что́ делалось обыкновенно только перед самою битвою. Сзади у него видна часть колчана и лука, привешенного на левом боку к поясу. Остальные четыре фигуры изображают уже последствия битвы; — здесь совершается подача помощи раненым; две первые из фигур представляют операцию над разбитыми зубами или челюстью. Один вложил больному палец в рот, а другой рукой поддерживает ему голову. Больной судорожно схватывает его за руку, а другой рукой упирается в свое колено. У больного очень удачно выражено на лице страдание. На груди его кафтана заметно изображение петлиц, точно таких, какие изображались во все времена на наших русских кафтанах. На боку у него полное изображение колчана со стрелами и луком. Последняя группа состоит также из двух фигур; здесь изображена перевязка раны на левой ноге. На последней фигуре, которая перевязывает, также изображен, на левой стороне, колчан со стрелами и луком, прикрепленные к поясу; на нем более узорчатый кафтан, чем на других, также и шапка, или башлык, украшенный узорами. У нижнего правого угла изображения дана надпись мелким шрифтом: "Лит. Прохорова.". Под изображением разреза дана надпись: «Изображенïѧ на скиѳской золотой вазѣ, найденной въ Куль-Обской гробницѣ близъ Керчи. IV в. до Р.Х.».

Контакты

  • Адрес: Московская обл, г Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь