СКЛАДЕНЬ четырёхстворчатый. Двунадесятые праздники. Фрагмент (3-я и 4-я створки) — 15806031

СКЛАДЕНЬ четырёхстворчатый. Двунадесятые праздники. Фрагмент (3-я и 4-я створки)
СКЛАДЕНЬ четырёхстворчатый. Двунадесятые праздники. Фрагмент (3-я и 4-я створки)
Состоит из двух створок четырёхстворчатого складня с килевидными навершиями (первая и вторая — утрачены). На боковой стороне слева — четыре цилиндрические петли (1,9х0,5х0,6; 1,5х0,4х0,65; 1,5х0,4х0,65; 1,8х0,5х0,7 соответственно, снизу вверх). Соединения створок петельное. На левой створке представлены праздники: «Воскресение Христово — Сошествие во ад», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Успение Богоматери», в навершии «Воздвижение креста». На правой створке (в прямоугольной части) - 4 симметрично расположенные композиции - святые в предстоянии иконам Богоматери (Тихвинской, Владимирской, Одигитрии, Знамения). Представлены сюжеты обретения четырех чудотворных икон, наиболее почитавшихся в Русской Церкви в дониконовское время. Это обретение Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми, сретение (встреча) Владимирской иконы с почитаемыми московскими чудотворцами, явление Тихвинской иконы с избранными святыми и образ Божией Матери Знамение с новгородскими святыми. В навершии – «Похвала Богоматери». Фон створок заполнен эмалью тёмно-синего цвета. Надписи углубленные, с титлами вверху, расположены на рамках (на верхней перекладине), над праздниками. Оборотная сторона с дефектами отливки (кавернами) и со следами обработки напильником. Иконография: В навершии: «Воздвижение креста». В центре патриарх Макарий, поднявший над головой крест. Его руки поддерживают 2 архидьякона. Справа Константин, слева Елена. Действие происходит на фоне многоглавого храма: 3 главки центральной части здания, одна слева расположена ниже, справа — звонница. Праздники: 1) «Сошествие во ад». В центре в мандорле, попирающий створки ада, Христос, слева и справа праведники. Христос правой рукой поднимает за руку (перехваченную выше кисти) Адама, левую держит согнутую в локте со свёрнутым свитком. Справа коленопреклонённая. За ним святые. Фон — горки. 2) «Вознесение Господне». В центре Богоматерь. Руки её на уровне груди, ладонями развёрнуты к зрителю. За ней 2 ангела указующие наверх. Слева и справа группы апостолов. Вверху в овальной сфере восседающий Христос. Вокруг сферы ангелы. Два верхних трубят. 3) «Сошествие Святого Духа на апостолов». В центре на престоле Богоматерь. Над ней Святой Дух в виде голубя, справа и слева от Богоматери сидящие апостолы. 4) «Успение Богоматери». В центре на ложе Богоматерь, справа и слева фигуры святых. За ложем Христос, держащий на левой руке душу Богоматери. Христос в мандорле, которую завершает херувим. Внизу ангел, отсекающий руки Авфонию. В навершии левой (богородичной) створки: «Похвала Богородицы». В центре Богоматерь представлена восседающей на престоле, окружённом виноградной лозой. С небес Ее благословляет Христос-Отрок (Эммануил — по имени Спасителя из книги пророка Исайи). Перед ней предстоят 15 пророков со свитками, на которых начертаны тексты пророчеств о Мессии. В руках пророки также держат символы своих пророчеств: Иаков представлен с лестницей, Гедеон — с руном, Моисей — с купиной, Араон — с процветшим жезлом, Давид — с ковчегом и т. д. Надписи: Названия праздников и подписи прочеканены на рамках (на верхней перекладине), над праздниками.

Контакты

  • Адрес: респ Карелия, р-н Медвежьегорский, д Кижи