Картина вышитая. «Георгий Победоносец» — 15601756
Картина цельной конструкции, прямоугольной формы. Вышита на желтом жаккардовом крупноузорчатом полотне промышленного производства с использованием нашитой на него канвы – сетчатой сквозной хлопчатобумажной ткани из отбеленной пряжи полотняного переплетения. В данной работе канва применяется как основа для вышивания. Техника вышивки – односторонний крест и двойной (болгарский, четырехстежковый) крест. Вышивка покрывает всю поверхность картины, имеет среднюю плотность застила полотна крестом. Длина стежка 4 мм. Плотность вышивки составляет 28 клеток на 10 см линейных. Натяжение ниток вышивки равномерное. Для вышивки использованы шерстяные нити и мулине в четыре сложения. Невышитые края полотна загнуты с лицевой на тыльную сторону и зигзагообразно закреплены льняной нитью. Картина закреплена на фанеру, верхний край имеет деревянную щепку для крепления и развески, выступающую слева и справа на 2 см.
Выполнена по мотивам иконы «Чудо Георгия о змие» вт. пол. XV в. Картина сохранила подлинные оттенки иконы. Она пропитана энергией красного фона, изображает всадника, поражающего змия копьем в пасть. Композиция картины образована пересечением диагонали от черной пещеры к сине-голубой мандорле (передает сияние славы Господней) с диагональю копья Георгия. О свершении богоугодного и праведного дела говорит благословляющая Божья десница, изображенная в правом верхнем углу, рукав выполнен нитками вишнево-красного и черного цвета, кисть ручки Господа в благословляющем жесте – охристыми нитками. В соответствии с византийским и древнерусским канонами Георгий представлен в рост: с копьем в правой руке, и с согнутой левой рукой. Короткие волосы святого завиваются в тугие кудри. Св. Георгий на белом вздыбленном коне скачет вправо, полуобернувшись назад и привстав на стременах, огромным копьем пронзает змея. При этом св. Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше». Плащ Георгия, вышитый охристо-зелеными нитками, развивается подобно боевого стягу и оттого фигура его кажется как бы окрыленной. О мученичестве победоносного Георгия напоминают темно-охряные латы (красный цвет – цвет мученичества). Исподняя риза Георгия лазоревого цвета, сапоги и ноговицы на нем коричневые. Святой великомученик большеглаз, бесстрастно смотрит в сторону змия. Белый конь святого воина запряжен в высокое воинское седло и охряную сбрую, выглядит как символ душевной чистоты. Нитками светло-серого цветы выделена аккуратная грива коня, уши, очерчены задние ноги. Своей силой Георгий напоминает былинные образы литературы Древней Руси. На картине не изображено никакой растительности, действие происходит около высокой зелено-охристой горы с черной пещерой. Изогнутый Змий выполз из небытия – тьмы пещеры в горе. У змия короткие вишнево-красные крылья как у летучих мышей, лапы с черными когтями, длинная голова, сине-черное безхребетное туловище с длинным хвостом. Фактура поверхности картины матовая, шероховатая.
- Регистрационный номер:
15601756 - Место производства:
г. Тюмень - Место обнаружения:
г. Тюмень - Кол-во частей: 1
- Инвентарный номер:
Тк-5416 - Музей:
Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области "Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова" - Типология:
предметы прикладного искусства, быта и этнографии - Источник получения:
2010, от Гуськовой Т.Ю. - Размеры:
52 х 42 - Технологии:
ручное шитье, вышивка ручная, крест, фабричное производство, фанера, дерево, нити полушерстяные, нити хлопчатобумажные, нити шерстяные, ткань хлопчатобумажная
Контакты
- Адрес: обл Тюменская, г Тюмень, ул Советская, д 63