Ложка с пижемской росписью — 15583297

Ложка с пижемской росписью
Ложка с пижемской росписью
После церковного раскола, скрываясь от преследования властей, на берегах р.Пижмы поселились старообрядцы, основав в 1720 году Великопоженский скит. В мастерских скита переписывались старообрядческие книги, которые украшались заставками, буквицами и концовками, также были развиты ремесла по изготовлению различных предметов труда, быта и промысла, декорированных росписью. Впоследствии эта роспись получила название «пижемская». Пижемская роспись отличается от пышных и ярких росписей тем, что в ней присутствует геометрические и растительные элементы, и только в этой росписи перо служит основным инструментом, как и в книгописи. Композиции содержат два основных сюжета: «символ изобилия» - в виде ромба и «древо». Точки в одиночном исполнении служат дополнением отдельных элементов, выстроенные же в один или два ряда становятся вариантом окантовки. Линии разделяют композицию на отдельные части. Отрезки этих линий образуют расчерченные квадраты и ромбы с петлями на углах. Ромб – это пожелание полноты, то есть сытой жизни. «Древо жизни» - это древо семян всего живого что есть на свете, пожелание продолжения и процветания рода. Элементы росписи были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами и добрыми пожеланиями. Пижемская палитра очень сдержанна: черный цвет – контур; красный – жизнь; зеленый – рост, развитие; золотой, желтый – небесный цвет. Цвета в росписи чередуются, образуя «шахматку», которая является обозначение пашни, клетки, сети. В прошлом, для росписи мастера использовали натуральные красители, которые замешивались на смоле лиственницы. Готовые изделия покрывались олифой, вареной из конопляного семени. В наше время основным красочным материалом является художественная гуашь, разведенная водой, с добавлением нескольких капель клея. Для окончательного закрепления красочного слоя изделие покрывается различными лаками.

Контакты

  • Адрес: Респ Коми, р-н Усть-Цилемский, с Усть-Цильма, ул Нагорная, д 101