Зеркало художественной гравировкой — 15121912

Зеркало художественной гравировкой
Зеркало художественной гравировкой
Зеркало художественной гравировкой
Зеркало художественной гравировкой
Зеркало художественной гравировкой
Зеркало круглое, выгнутое, без черешка, орнаментированное, с художественной гравировкой. Обе стороны зеркала украшены гравировкой. Первичный узор имеется лишь на тыльной стороне. Он представлен десятью достаточно широкими окружностями диаметрами от 2,6 до 6,9 см. В отличие от аналогичного циркульного орнамента на других зеркалах коллекции, на этот раз он усложнён: четыре пары окружностей соединены радиально ориентированными перемычками, а в центре (внутри наименьшей окружности) и посередине (между 5-й и 6-й окружностями) этой композиции нанесены одинарные зигзаговые линии. Эти элементы выполнены более небрежно, чем круговые следы циркульного резца, что позволяет предположить их более позднее включение в орнамент. Подобная мысль в адрес художественных рисунков может звучать уже не гипотетически, а уверенно. На этот раз вторичные изображения имеются с обеих сторон зеркала. На рефлекторной поверхности сюжет представлен семью фронтально стоящими антропоморфными фигурами. Они занимают верхнюю часть диска на всём пространстве от края до края, точнее – между пробитыми около краёв отверстиями для крепления. Нижняя часть диска, а композиционно это можно назвать передним планом, осталась свободной. Трактовка фигур всех персонажей одинакова. Это прослеживается и в положении (стоя в фас), и в позе (на расставленных ногах, с опущенными вниз слегка раздвинутыми руками) и в стилистическом приёме передачи туловища (в виде полосок разной ширины). Почти идентичны и изображения конечностей – узкими полосками с подчёркнуто трёхпалыми ступнями и кистями. Выбивается из этого ряда лишь третья слева фигура, у которой кисти отсутствуют вовсе, а руки переданы одной тонкой линией. Стало это следствием незавершённости работы древнего художника или реализации какой-то идеи, вряд ли сейчас можно установить. Одинаковы и черты лица антропоморфов: перпендикулярные несомкнутые штрихи носа и рта, ромбовидно-овальные смыкающиеся у переносицы глаза. У четырёх героев от крыльев носа к скулам проведены прямые отрезки, отображающие, возможно, усы или татуировку. В противовес унифицированности фигур и лиц персонажей, их головы передают черты яркой индивидуальности, неповторимости – именно они, судя по всему, и являются маркёрами образов. По порядку слева направо эти детали можно представить так. Первый: «двуединый» герой, имеющий два лица и двойное коническое завершение на одной голове. Второй: дуальный образ, человеческая голова которого венчается лево-профильной головой животного с раскрытой пастью (медведя?). Третий: остроголовый персонаж с растением на темени. Четвёртый: видимо, тоже остроголовый и, вдобавок, рогатый. Пятый: «триединый» – с тремя лицами и трезубчатым теменем. Шестой: ещё один дуальный образ, человеческая ипостась которого завершается вверху опять же левым профилем, но, похоже, иного животного (собаки?). Седьмой: похожий на второго и шестого героев, но с неудачной прорисовкой зооморфного добавления сверху. На тыльной стороне зеркала тоже имеется художественная гравировка. Она помещена в центральную часть диска – единственное свободное от орнамента пространство. Антропоморфная личина выполнена в той же иконографии и теми же художественными приёмами, что и рисунки на обороте. Лицо в форме усечённого сверху овала венчается тремя лучами-выступами. Союзные дугообразные брови и прямой нос заканчиваются внизу косыми отрезками, передающими татуировку или овал щёк. Крупные глаза и маленький рот – овальные. В центре диска – сквозное отверстие диаметром 0,2 см. Его малые размеры и правильная форма подводят к мысли, что оно было проделано в процессе изготовления зеркала или его первичной орнаментации циркульными узорами. Этого нельзя сказать о трёх других аморфных отверстиях, пробитых в 0,3-0,4 см от края диска, скорее всего, в процессе более позднего его использования в роли ритуального атрибута. В распределении 2:1 они нанесены диаметрально друг напротив друга с левой и правой кромок зеркала, если последнее сориентировать в соответствии с композициями художественных рисунков.
  • Регистрационный номер:
    15121912
  • Место производства:
    Степи Приуралья; Нижнее Приобье
  • Место обнаружения:
    Археологический памятник: Памятник неизвестен
  • Кол-во частей: 1
  • Инвентарный номер:
    А-12
  • Музей:
    Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Музей Природы и Человека"
  • Типология:
    предметы археологии
  • Источник получения:
    1937 г. из Остяко-Вогульского окружного отдела УНКВД
  • Размеры:
    Диаметр 7,1 см, толщина 0,1 см. Центр рефлекторной стороны выгнут на 0,2 см относительно края.
  • Технологии:
    гравировка резцом циркуля и штихелем, полировка поверхности тыльной стороны, шабрение и шлифовка поверхности рефлекторной стороны, литьё, бронза (сплав на медной основе (cu+sn или cu+sn+pb))

Контакты

  • Адрес: АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г Ханты-Мансийск, ул Мира, д 11